Предрейсовый медосмотр водителей

Медосмотр водителя
Для обеспечения дорожной безопасности был введен обязательный предрейсовый осмотр. Его обязаны пройти все сотрудники, оформленные на должность водителей. В статье поговорим об особенностях процедуры и санкциях за ее игнорирование.

Управление транспортным средством – занятие потенциально опасное. Каждый день на дорогах погибают сотни людей. Для того чтобы снизить статистику и обезопасить граждан, была введена система врачебных осмотров. Ее обязывают пройти каждого сотрудника компании, имеющего дело с автомобилем.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей организует директор фирмы. О том, как правильно наладить медконтроль и вести отчетную документацию, поговорим в статье.

Медосмотр водителей перед рейсом

Предрейсовый медосмотр водителей должны организовывать во всех фирмах, на балансе которых числятся автомобили. Подробные требования к осуществлению процедуры значатся в ряде нормативно-правовых документов (об этом мы поговорим ниже).

Посещать врача необходимо перед каждой рабочей сменой, рейсом, командированием. Организация процедуры по ОКПД и ОКВЭД отличаться не будет. Ее продолжительность не превышает 20 минут.

Предназначение

Предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей направлены на усиление БДД, выявление употреблявших спиртное сотрудников, охрану здоровья. Обеспечить коллектив условиями для их прохождения – обязанность руководства.

Во время осмотра, который может быть и внеплановым, врач исключает вероятность алкогольного опьянения, употребления наркотиков и сильнодействующих лекарс-твенных средств. Фиксируется общее самочувствие шоферов, их хронические заболевания. Эти меры позволяют оградить от пилотирования автомобиля тех, кто может не справиться с его управлением. Исполнение осмотров обязательно.

Нововведения 2019 года

Предрейсовый медицинский осмотр водителей
Нововведения в осмотрах.

Для того чтобы отладить систему, власти вводят поправки в законы. Они сокращают время проведения манипуляций и упрощают схему осмотров.

Некоторые правки внесли в предрейсовые медосмотры водителей в 2019 году. Ново-введения касаются оформления документации.

С января в «путевиках» – документации бухучета – упразднили медицинские штампы. Теперь достаточно подписи доктора с указанием его фамилии и инициалов. Длительность процедуры, тем самым, сократили.

Кто должен проходить

На «свидание» с медицинским персоналом работодатель должен отправить всех сотрудников, оформленных на вакансию водителя. Тип трудового договора здесь роли не играет, как и водительский стаж. Компании, работающие по франшизе и оформляющие трудовые отношения по гпх, также организуют осмотры.

Единственная категория шоферов, которая может пропустить плановый контроль – это сотрудники специальных служб (бригады скорой, пожарные, спасатели МЧС, служащие МВД и ГИБДД). Сотрудники автозаправочных станций также подвергаются контролю.

Водители с собственным автомобилем

Подпадают под категорию обязанных проходить обследование и получать медсправку. На деятельность и наименование организации проверяющие смотреть не будут.

Если во время рабочего дня сотрудник перевозит коллег, товары, выезжает в командировки, у него должна быть отметка врача. Фирма не выдает «путевики»? Образец ищем в Сети, купить их можно в свободном доступе, цена копеечная. Иметь документ по госту нужно.

Водители со служебным транспортом

Это же правило касается тех, кто работает на служебном автотранспорте. Если люди с личными автомобилями могут придумать сотруднику ДПС «байку» о своих делах, то у тех, кто передвигается на машине компании, такой фокус не пройдет. Документ, подтверждающий прохождение врача, для экспедиторов обязателен.

Водители спецтехники

К этой категории шоферов требования особенно жесткие. Водители автобусов, грузовых автомобилей, фур, погрузчиков, автопогрузчиков, локомотивного транспорта, водители, трудящиеся на АЗС, трактористы перед выходом на линию в обязательном порядке проходят контроль.

Те, кто перевозят людей и опасные грузы, обязаны пройти не только предсменную проверку, но и послесменный мониторинг. Это нужно для оценки влияния вредных факторов.

Врачи в данном случае наблюдают не только за состоянием физического здоровья. Водители спецтехники должны пребывать в стабильном психологическом состоянии. Если у медика возникнут сомнения, человека могут отправить в кабинет психиатра. В этом случае вероятно проведение психиатрической экспертизы и прохождение расширенной медкомиссии.

Водители такси

Для работников таксопарков законодательство предусматривает небольшие поблажки. Эти водители также обязаны пройти осмотр, но его могут организовать удаленно, в режиме онлайн. Для этого не нужно идти в медпункт. Достаточно подключиться к специальному телеметрическому оборудованию. Такой метод называется дистанционным.

Средства диагностики представляют собой небольшие аппараты, считывающие жизненные показатели человека. Перед стартом водители проходят обучение, получают методические пособия. Аппараты обмануть не получится: признаки опьянения они покажут, шофер получит отстранение.

Кто уполномочен проводить медосмотр

За организацию процедуры отвечает работодатель. Для проведения врачебного осмотра глава фирмы может привлечь медицинских работников, имеющих лицензию. В этом случае нужно заключить договор с организацией здравоохранения. Процедура проводится в больнице либо в офисе компании.

Есть и другой вариант – нанять медработника. В этом случае осмотр проводится на предприятии. Профессиональному медику нужно выделить отдельное помещение площадью не меньше 12 квадратных метров. Рекомендации к оснащению кабинета описаны Минздравом.

Порядок прохождения медицинского осмотра

Предрейсовый медицинский осмотр водителей
Порядок прохождения медицинского осмотра.

Мероприятие напоминает обычный прием в поликлинике. Происходит сбор анамнеза, выслушиваются жалобы на самочувствие.

Врач осматривает кожный покров, зрачки, слизистые оболочки, измеряет периодичность пульса, давление. Если у работника есть хронические заболевания, важно без боязни предупредить об этом доктора.

После общего осмотра водителей проверяют алкометром. В случае подозрений медик вправе провести тест на наркотики. Если все показатели в норме, водитель получает соответствующую пометку. Результаты осмотра фиксируют в «путевике» и техническом журнале. Периодический осмотр может длиться до 15–20 минут.

Отметим, что за выпуск в рейс нетрезвого шофера предусмотрены санкции. Итогом может стать уголовная ответственность.

Проверка предрейсового медосмотра

За проверку отвечают несколько госслужб. Это Госавтонадзор, ГИБДД, Росздравнад-зор (территориальное подразделение), Госинспекция по труду. Выявлять нарушения может каждый орган. Они праве потребовать технический журнал, проверить лицензию, посмотреть кабинет (когда осмотры проходят на базе компании).

На основании проверок составляются акты. В случае нарушений выписывают штраф. Цель проверки – не запугать, а наладить полноценный цикл медконтроля.

Как выглядит штамп медработника

Сегодня печать и штамп – пережиток прежних времен. Как мы отметили, с 2019 года эти инструменты не требуются. Поправки заменили штампы на подписи. На «путевике» должны быть «автограф» доктора и его фамилия с инициалами. Также точное время прохождения контроля.

Осуществлять мониторинг может специалист со среднеспециальным и высшим образованием. Однако не допускать шофера к смене, отстранять его от рейса вправе только дипломированный врач.

Ведение отчетности по медосмотрам водителей

Результаты каждой предварительной проверки медик заносит в производственный журнал. Там фиксируют данные прошедшего осмотр шофера, полученные во время текущей процедуры показатели. Образцы документа можно скачать в свободном доступе (приказ Минздрава под номером 835).

Отчетность может быть бумажной или электронной. На каждой странице журнала ставятся подпись медработника и директора предприятия. Сдавать отчетность нужно раз в месяц.

Отметим, что окончательное решение о допуске или недопуске принимает не врач, а руководитель.

Можно ли не проходить медосмотр перед рейсом

Нет, эта процедура обязательная. Все водители автотранспортных средств входят в категорию риска, осмотр риски сводит к минимуму. Перед выездом человек, оформленный на должность шофера грузового или легкового транспорта, проходит короткую проверку. Она может занимать до 20 минут.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей
Тест на алкоголь.

Бояться не нужно: если вы трезвы, не употребляли запрещенных веществ, то все пройдет хорошо. Оплачивает контроль руководство, примеры осмотров можно посмотреть на видео в Сети.

Даже если доктор усомнится в вашей честности, ужасов не будет: вас просто направят к наркологу на дополнительные анализы. Или же сделают исследование на месте.

При обострении хронических недугов доктор вправе направлять на допобсле-дование. В клинике вам сделают назначение, напишут список с названиями препаратов. В фирме дадут внеочередной выходной. Если болезнь была спровоцирована токсичными веществами на работе, то счет за лечение оплатит работодатель.

Отказываться от осмотра не стоит: могут оштрафовать на 1,5–2 тысячи рублей.

Ответственность за непройденный медосмотр

Если компания не организовала полноценный осмотр сотрудников, размер штрафа составит 2–50 тысяч рублей. Все зависит от того, какие именно пункты руководитель нарушил.

Некоторые компании на свой страх и риск экономят и не проводят осмотры. Экономия здесь получается весьма спорной. Стоимость штрафа за отсутствие контроля доходит до 130 000 рублей.

Взыскание за отсутствие метки в «путевике» – 500 рублей.  Напомним, что в листе также должна быть отметка о проверке техники механиком. Срок ее действия – один рейс или смена.

Врачебный контроль нужен для обеспечения безопасности. Его прохождение обязательно для всех оформленных водителей. За неисполнение грозят внушительные штрафы.

Детальная информация видна на видео:

Оцените статью
Блог о БДД, диспетчер, контролер
Добавить комментарий

Adblock
detector