Предрейсовый медосмотр при использовании личного и служебного автомобиля

Для водителя
Важную процедуру медицинского освидетельствования водители проходить обязаны. Однако, в законодательстве есть ряд лазеек. В статье разберемся, касаются ли медосмотры шоферов легковых машин.

Для повышения уровня безопасности на дорогах в стране был введен врачебный контроль водителей. Федеральное законодательство обязало руководителей любых транспортных фирм организовать медицинский мониторинг на предприятиях.

К некоторым нормам у водительского сообщества возник ряд вопросов. Нужен ли предрейсовый медосмотр шоферу легкового автомобиля? Нужен ли им  медосмотр ежедневно? Нужен ли предрейсовый медосмотр при использовании служебных автомобилей? Ответы найдете в статье.

Предрейсовый медосмотр шофера

Скажем сразу: предрейсовый медосмотр водителей обязателен для всех организаций. Это негласное правило прописано в статье 23 закона «О дорожном движении» от 10.12.1995 № 196-ФЗ РФ . Врачебное обследование и медосвидетельствование придумали не просто так. Мероприятие позволяет снизить показатели аварийности.

Проведение предрейсового медицинского осмотра одновременно регулируется сразу несколькими  нормативно-правовыми источниками:

  • приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н;
  • письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32;
  • приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555;
  • ТК РФ.

Итак, самый свежий из указанных НПА, регулирующий проведение медосмотра шофера, — приказ Минздрава РФ № 835н. Его положения актуальны также и для 2022 года. Отметим, что во всех указанных источниках права, изданных Минздравом, есть положения, предписывающие работодателям использовать  в целях фиксации результатов предрейсового медосмотра водителей заполнение специального журнала регистрации. Журналы ведут на бумажных или электронных носителях. При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала.

Цели

Предварительная медпроверка помогает отстранить от работы и от управления ТС нетрезвых шоферов, выявить начинающиеся заболевания, проанализировать влияние вредных и опасных веществ на работника. Доктор не только тестирует сотрудников на алкометре. Она выявляет первые признаки переутомления, нестабильного психоэмоционального состояния, которые препятствуют выполнению трудовых функций, в том числе и алкогольного, наркотического, токсического опьянения или абстинентного синдрома.

Эти меры позволяют своевременно провести профилактику, не допустить аварий на работе. Для тех, кто перевозит пассажиров, проводятся и послерейсовые медпроверки.(письмо Минтранса РФ от 08.04.2019г. №ДЗ-531-ПГ)

Кто обязан

Нужен ли предрейсовый медосмотр водителю легкового автомобиля
М/О водителя.

Все те, кто оформлен на должность шофера транспортного средства. От обязательного ежедневного медосмотра освобождают только сотрудников специальных служб, это главная особенность приказа Минздрава РФ № 835н.

Под данную категорию подпадают бригады скорой, пожарные, спасатели МЧС России.

Это не значит, что от визита к доктору их освобождают. Шоферы проходят периодическую проверку. Им также обязательна полная медкомиссию ежегодно.

Водители с собственным авто

Граждане, оформленные в организацию на соответствующую должность, проходят врачебные мероприятия. Даже обладая личным автомобилем. Техника, кстати, тоже должна быть с пройденным техосмотром.

За организацию проверок отвечает генеральный директор. Каждому новому работнику выдается путевой лист. Документ действует месяц. Во время командировок медосвидетельствование ежедневно не нужно. Перед выездом доктор указывает сроки поездки.

Другая ситуация складывается с неоформленными работниками. В случае, если человек использует машину для нужд компании, но не оформлен в качестве водителя, возникает коллизия. По закону М/О не нужен.

Но при остановке сотрудником ДПС может возникнуть спор. Особенно тогда, когда человек в интересах фирмы возит других сотрудников. Иногда все доходит до суда. Чаще выигрывают управляющие автомобилем.

Наемные шофера

Проходить мониторинг ежедневно не обязаны, но отметки о его наличии в путевом листе иметь должны. Обычно их ставят в начале нового рабочего дня. Когда директор организации использует авто для длительных поездок, встреч в аэропорту, путевой лист дают на неделю. Осмотр транспорта механиком нужен.

Водители промышленной техники

Люди, управляющие промышленными автотранспортными средствами, М/О проходят. Трактористы, камазисты идут к доктору в начале рабочего дня.

Иной случай складывается с теми, кто управляет автопогрузчиками и электро-погрузчиками. Это могут быть специалисты, работающие на складах продуктов питания. Так нужен ли предрейсовый медосмотр для водителя погрузчика? По закону – нет. Однако придраться проверяющие могут. На данный вид авто приоритетнее иметь техосмотр.

Таксисты

Этим работникам пройти М/О в начале рабочего дня необходимо. Он может быть очным и удаленным. Заниматься организацией медкомиссии должно руководство таксопарка. Прохождение процедуры обязательно и для тех таксистов, кто является Индивидуальный Предприниматель.

Таксисты вправе осматриваться дистанционно самостоятельно. Для этого компания приобретает телеметрическое оборудование. Оно транслирует показатели шоферов в режиме онлайн. Цена осмотра при этом снижается. Перед тем как ввести новшества, таксистов важно обучить работе с техникой.

Порядок

Как мы отметили, за организацию медобследования отвечает директор компании. Есть два варианта: заключить договор на предрейсовый медицинский осмотр водителя с лицензированной клиникой либо открыть медицинский кабинет на базе предприятия. Приглашение в штат доктора будет актуальным для крупных фирм.(ООО)

Если кабинет открывают в организации, работодателю следует получить соответствующую лицензию на право заниматься такой деятельностью, позаботиться о ремонте. Кроме того, врачебное помещение должно быть минимум 12 квадратных метров. Следует серьезно отнестись к его полноценному оснащению. Рекомендации по обустройству прописаны и утверждены законом в приказе Минздрава под номером 835.

Само мероприятие напоминает прием в поликлинике. Происходит сбор анамнеза, выслушиваются жалобы на самочувствие. Доктор осматривает кожный покров, зрачки, слизистые оболочки, измеряет периодичность пульса, давление. Если у работника есть хронические заболевания, важно предупредить об этом доктора.

Нужен ли предрейсовый медосмотр водителю легкового автомобиля
Журнал предрейсового осмотра водителей.

После общего осмотра шоферов идет определение процента алкоголя в крови алкометром. В случае подозрений медик вправе провести тест на наркотики.Если нужно сделать анализ, сотрудника придется отправить в лабораторию.

Если все показатели в норме, прошедший медпроверку сотрудник получает соответствующую пометку в путевой лист.

Результаты осмотра фиксируют в путевом листе  и спецжурнале. Отметим, что с 2019 года штампы медиков упразднили. На смену пришли «автограф» доктора и его фамилия с инициалами.

Важно вести хронологию медосвидетельствований. Медработник фиксирует персональные данные и результаты. На всех страницах журнала должна стоять подпись медработника и начальника. Страницы документации пронумеровывают. Если в документах есть «пробелы», представители госорганов, которые проверяют,  выпишут штраф.

Можно ли обойтись без предрейсового М/О

Не проводить осмотр могут сотрудникам, которые не значатся на должности шофера. Для тех, кто оформлен, проводить его обязательно.

Медосмотры ввели не для развития бюрократии. Они направлены на предупреждение аварийных событий, чтоб контролировать состояние работников, профилактику профессиональных заболеваний и выгорания на работе.

Занимает не больше двадцати минут проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей, цена при этом невысока: в среднем за один визит каждого водителя в поликлиниках берут 50–70 рублей. Только после этого сотрудник сможет приступить к своим рабочим обязанностям. Исходя из этих показателей рассчитывается заработная плата нанятого в штат организации медработника.

Игнорирование освидетельствований грозит штрафами. Если от визита к доктору отказывается водитель, его могут наказать на 1,5–2 тысячи рублей.

Нарушен алгоритм? Фирма заплатит до пятидесяти тысяч рублей. За отсутствие осмотров можно поплатиться 130 тысячами. Выполнение требований значительно сэкономит ваш бюджет.

Итак, проводить М/О в начале работы обязательно для штатных шоферов. Его организовывает руководство предприятия. Тех, кто пользуется своим транспортом и водителем не значится, закон к медосмотрам не обязывает. Но могут возникнуть спорные моменты при остановке работниками ДПС. Правоту в ряде случаев придется доказывать в судебных инстанциях.

В случае, когда для  поездок по работе и командировок используют ТС предприятия, необходимо получение путевых листов, проводить технический осмотр и контроль врача. М/О будет не ежедневным, действует на срок поездки.

Детальная информация видна на видео:

Оцените статью
БДД, диспетчер и контролер
Добавить комментарий

Adblock
detector