Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда водителей автомобильного транспорта

Для водителя

Российское законодательство устанавливает необходимость регулярного обследования мест исполнения служебных обязанностей на предприятиях для определения степени неблагоприятного воздействия в ходе производства на здоровье персонала. В результате такого процесса устанавливают регламент использования защитных средств, назначают выплату компенсационных пособий и доплат в качестве возмещения ущерба, относят профессию к различным группам по вредности, определяют количество дней отпуска, оплачиваемого работодателем, прочие преференции.

В предлагаемом материале рассматривается аттестация рабочего места по условиям труда водителя автомобиля с кратким обзором назначения и порядка данной процедуры.

Рабочее место водителя

Кабина автомобиля – место, в котором водитель проводит большую часть рабочего времени (это отсек с сиденьем, органами управления и контроля, защищенный от воздействия внешней среды). Поэтому именно ее относят к основному месту исполнения обязанностей представителя данной профессии.

Рабочее место водителя
Рабочее место водителя

Кабина

Требования к кабине определяют государственные стандарты, различные для разной техники:

  • ОСТ 37.001.413-86, ГОСТ 9734-61 – для грузовых машин (КамАЗ и пр.), наземного городского электрического транспорта;
  • ГОСТ Р ИСО 16121-1-2011 – для автобусов (включая школьные);
  • ГОСТ 31608-2012 – по напольному безрельсовому электротранспорту;
  • ГОСТ Р 51354-99 – по погрузчикам и другой спецтехнике.

Также требования изложены в Техническом регламенте ТАОС ТР ТС 018/2011, прочих нормативных документах.

Согласно этим стандартам, кабина должна предусматривать наличие:

  • запираемых дверей;
  • сиденья для водителя с регулированием в горизонтальной и вертикальной плоскости, наклона спинки;
  • стеклоочистителей, омывателя лобового стекла с подогревом при работе зимой;
  • обогревательного устройства для комфортных условий в холодное время года;
  • приборной панели, расположенной напротив водительского сиденья;
  • освещения внутреннего пространства кабины и панели приборов;
  • солнцезащитного устройства;
  • зеркал заднего вида;
  • места для размещения аптечки;
  • диэлектрического коврика и аналогичного покрытия педалей сцепления, тормоза и газа;
  • огнетушителя.

Кстати. В кабине водителя должны поддерживаться надлежащие санитарные условия по чистоте, содержанию воздушной среды согласно условиям соответствующих нормативов. Запрещено размещать внутри салона аккумуляторное устройство.

Инструменты и приспособления

Согласно пп. 2 п. 256 «Правил ОТ на автотранспорте», утвержденного Постановлением Минтруда РФ № 59н в феврале 2018 года, при направлении авто в длительный рейс работодатель обязан обеспечить наличие в машине:

  • стальных подставок;
  • буксировочного троса;
  • лопаты;
  • предохранительной вилки для замка колеса;
  • противоскользящих цепей (зимой).

Присутствие прочих инструментов не регламентируется. Но в дороге водителю сложно обойтись без минимального набора приспособлений для устранения возможных неисправностей:

  • домкрата;
  • гаечных, разводных и торцевых ключей;
  • фигурных, крестовых и плоских отверток;
  • динамометрического ключа;
  • молотка;
  • плоскогубцев;
  • зубила;
  • набора напильников;
  • смазочного шприца;
  • набора щупов для измерения зазора, другого измерительного инструмента.

В комплекте обязательно должно быть запасное колесо.

Обустройство автомобиля, прицепа и полуприцепа

Требования к обустройству автомобильной техники (включая прицепы и полуприцепы) установлены Техническим регламентом ТР ТС 018/2011. Необходимо обеспечить исправность:

  • тормозов;
  • рулевого управления;
  • осветительных и сигнализационных приборов;
  • надлежащее давление в шинах, целостность ходовых колес;
  • ремней безопасности;
  • сцепных элементов;
  • задних и боковых защитных устройств;
  • мотора, включая все его системы;
  • других конструктивных элементов.

Нельзя изменять конструкцию авто, не согласовав вносимые коррективы с изготовителем. Результаты надлежащим образом оформляют, проводят перерегистрацию ТС в органах ГИБДД с учетом измененных характеристик транспорта.

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда водителей автомобильного транспорта
Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда водителей автомобильного транспорта

Аттестация рабочего места по условиям труда водителя ТС

Рабочее место водителя периодически аттестуют, чтобы оценить состояние условий труда. Эти работы выполняет специализированная экспертная организация, привлеченная работодателем на договорной основе, при условии соответствия исполнителя предусмотренным законодательством требованиям.

Работы выполняют в порядке, установленном утвержденной методикой, чтобы избежать субъективности в оценке неблагоприятных обстоятельств и объективно выдержать правила проведения данной процедуры.

В составе комиссионной группы присутствует аттестованный эксперт, производящий измерения. Проверку организует администрация предприятия, обязанная предоставить исполнителю необходимую документацию и разработать меры по итогам проведенного обследования.

Порядок аттестации регламентирован Федеральным законом № 426-ФЗ, принятым в декабре 2013 года.

Цели

На основании п. 1 Методических рекомендаций, утвержденных в январе 2014 года приказом Минтруда РФ № 33н, данное мероприятие проводят, чтобы:

  • идентифицировать неблагоприятные характеристики, потенциально влияющие на водителя соответствующего предприятия, производственного участка, для того или иного автомобиля (с учетом марки и модели);
  • исследовать и измерить количественные показатели указанного влияния;
  • отнести условия рабочего места к соответствующей группе по установленному классификатору;

Работы оформляют согласно требованиям, установленным действующими законодательными актами, с составлением комплекта обязательных бумаг.

Сроки проведения

Обследование проводят с периодичностью в 5 лет с последующей переаттестацией по истечении указанного срока.

Возможно проведение внеочередной проверки, обусловленной:

  • созданием новых рабочих мест;
  • изменением технологии производства;
  • применением новых материалов;
  • предписанием государственного инспектора;
  • использованием новых средств защиты, которые могут изменить степень воздействия на водителя вредных веществ;
  • произошедшим несчастным случаем или отмеченным профзаболеванием;
  • решением трудового коллектива, оформленным при участии профсоюзной организации.

От момента наступления перечисленных событий до дня проведения оценки не должно отмечаться ухудшения состояния рабочего места, подлежащего проверке.

Аттестационная комиссия

Состав аттестационной комиссии формируют из представителей проверяемого предприятия. Руководит группой директор или его непосредственный заместитель. В качестве членов в нее входят специалист по ОТ, профсоюзного комитета, руководители подразделений. Экспертов независимой экспертной организации, привлеченной по ГПД, в комиссионную группу не включают.

В задачу комиссии входит организация подготовительных действий (с составлением списка профессий и их расстановкой по рабочим местам, распределения оценочных мер по датам, мероприятий по итогам проверки, подготовкой данных о выплачиваемых компенсациях).

Привлеченная экспертная комиссия до истечения 5 дней от момента заключения договора с заказчиком передает в единую информационную базу идентификационный номер данного исследования. Эксперт проводит оценку согласно составленному комиссией графику.

Оценка условий труда

Условия труда оцениваются двумя последовательными методами.

Оценка условия труда
Оценка условия труда

 

Инструментальная

Инструментальный метод предполагает:

  • хронометраж рабочего времени с определением фактической продолжительности пребывания водителя в течение смены в кабине или других точках с описанием проведенных работником действий;
  • замеров характеристик производственной среды соответствующих значений загазованности, запыленности воздуха рабочей окружающей среды, шума, вибрации, прочих неблагоприятных воздействий.

Выполненные измерения фиксируют протоколами. Если водитель работает одновременно на нескольких автомобилях, замеряют показатели для каждой из марок машин. При нескольких идентичных рабочих местах достаточно исследовать 20 процентов общего количества без полной оценки каждой точки.

Экспертная

По результатам выполненных измерений характеристик рабочей среды эксперт оценивает соответствие показателей утвержденным нормам. При выявлении отклонений это отмечают в экспертном заключении, оформляемом по результатам проверки.

Оценка тяжести и напряженности трудового процесса

Тяжесть и напряженность труда оценивают исходя из результатов хронометража с учетом операций, выполняемых водителем, и интенсивности загрузки в ходе смены. На данную оценку также влияет значение промежутка времени, выделяемого на отдых в течение рабочего дня, интервал между отдельными сменами.

Оформление результатов аттестации

Проведенную аттестацию надлежащим образом оформляют документально.

Карта фотографии рабочего времени водителя

Эту карту заполняют в табличной форме по стандартному образцу со столбцами следующего содержания:

  • начала и окончания действия;
  • выполняемой операции;
  • продолжительности выполнения.

Отдельно отмечают все действия водителя за прошедший трудовой день. По завершении хронометража фиксируют продолжительность полезных действий. При исследовании рабочего места эти операции делят на группы по характеру движений и затратам энергии для аттестации общей трудоемкости выполнения служебных обязанностей.

Карта аттестации рабочего места

Эту карту оформляют на стандартном бланке с указанием:

  • наименования и адреса предприятия;
  • номера карты;
  • названия рабочего места;
  • подразделения;
  • марки и других данных грузового или легкового автомобиля;
  • кода ЕТКС;
  • категории, к которой относят персонал;
  • формы организации труда;
  • результатов оценки по различным показателям;
  • наличия защитных средств;
  • предусмотренных доплат к тарифу;
  • количества рабочих часов в неделю, длительности отпуска;
  • рекомендуемого режима труда и отдыха с указанием частоты перерывов, другими рекомендациями;
  • требований к водителям, подходящим для данной профессии;
  • периодичности медосмотров;
  • способов улучшения условий труда на рабочем месте;
  • итоговыми рекомендациями комиссии.

Документ подписывают участники комиссионной группы, указывают дату проверки.

Протокол измерений и расчетов показателей тяжести трудового процесса

Этот протокол показывает интенсивность нагрузки работника с учетом тяжести трудового процесса на основе выполненных расчетов.

После указания в документе наименования АТП, номера и даты составления документа, данных по рабочему месту (структурного подразделения, участка, кода профессии, половой принадлежности сотрудника, количества рабочих мест и краткого описания обязанностей) следует таблица с указанием таких показателей:

  • общей массы грузов с учетом расстояния переноски;
  • количества наклонов в течение дня;
  • региональной нагрузки при переноске тяжестей на дистанцию 1 м;
  • общей нагрузки при ручной переноске материалов и деталей на дистанцию в пределах 5 м;
  • аналогичных данных при расстоянии более 5 м;
  • продолжительности нахождения в стоячем положении.

СОУТ вместо АРМ

Введенным Федеральным законом № 426-ФЗ взамен аттестации рабочих мест (АРМ) стали проводить специальную оценку условий труда (СОУТ). В приведенной ниже таблице указаны основные отличия данных процедур.

ХарактеристикаАРМСОУТ
Заинтересованность руководства и владельцев предприятия в процедуреНедостаточная (АРМ не гарантировала снижение страховых выплат)Присутствует ввиду достаточности СОУТ для корректировки тарифа взносов в ПФР
Чем утвержденаПриказом МинсоцздравразвитияФедеральным законом
Указание в нормативе обязанностей участниковРазрозненныеВ рамках единого документа
На кого возложены оценочные функцииНа специалиста по АРМНа независимого эксперта
Состав комиссииПредставители предприятия и оценочной организацииЭкспертная организация исключена из состава комиссионной группы
Состав принимаемых мерСодержалась сертификация работ по ОТ, не влиявшая на будущую аттестациюВвели декларирование условий рабочего места по итогам идентификации эксперта

Необходимость ввода СОУТ вместо АРМ объясняется несовершенством действовавшей процедуры.

Профессия водителя – одна из наиболее сложных. Аттестация рабочего места ставит задачей оценить влияние неблагоприятных факторов на здоровье сотрудника с учетом специфики служебных обязанностей.

Оцените статью
Блог о БДД, диспетчер, контролер
Добавить комментарий

Adblock
detector