21 декабря 2018 года стали действовать новые правила проведения предрейсового контроля автомобилей. Эта проверка осуществлялась и ранее, однако некоторые нюансы проведения ТО изменились.
- Предрейсовый техосмотр
- Что это
- Цели и задачи
- Когда проводится
- Стоимость
- Различия предрейсового и предсменного контроля
- Какие ТС должны проходить контроль
- Кто может проводить
- Требования к контролеру
- Порядок проведения
- Отметка в путевом листе
- Журнал регистрации результатов контроля
- Штраф за отсутствие отметки о предрейсовом контроле
- Законодательная база
- Выводы
Предрейсовый техосмотр
Закон гласит, что предрейсовый технический осмотр транспортных средств (ПТОТС) должен проводиться перед выходом машин, принадлежащих фирмам и ИП, на линию. Проведение регулярной проверки необходимо для исключения использова-ния неисправных автомобилей. ИП и предприятия, не исполняющие требования, облагаются административным наказанием (штраф).
Что это
Предрейсовый техосмотр является видом технического контроля транспортного средства, необходимого для проведения перед рейсом. Выполняется проверка специально обученным человеком по определенным правилам, речь о которых пойдет далее.
Цели и задачи
Цель предрейсового осмотра автомобиля – снизить вероятность ДТП из-за неисправности автомобиля.
Благодаря регулярной проверке транспортных средств решаются следующие задачи:
- работа шофера становится безопаснее;
- остальные участники ДД защищены от опасности попадания в аварию по причине технической неисправности другого автомобиля;
- обеспечена безопасность пассажиров общественного транспорта.
Когда проводится
Проведение ПТОТС происходит до отправки автомобиля в рейс при обстоятельствах, когда:
- за рабочий день осуществляется единственный рейс;
- длительность одного рейса больше продолжительности смены.
Стоимость
Цена за предрейсовый контроль автомобиля в месяц в среднем составляет 3000–5000 руб. За эту стоимость клиент получает договор на выполнение услуги, 30 ПТОТС и все необходимые сопроводительные бумаги.
Различия предрейсового и предсменного контроля
Помимо предрейсового осмотра, на предприятиях проверяют предсменное состояние автомобиля, процедура данных типов ТО во многом схожа.
Основное различие этих видов контроля в следующем: ПТОТС проводят перед выходом ТС в рейс (когда последний длится более 1 рабочего дня или целиком его занимает), предсменный – до заступления на смену, когда на автомобиле за день работают несколько шоферов и на одном авто проводят больше 1 рейса.
Важно. Контроль, проводимый перед рейсом, выполняют до выезда машины с парковки. Осуществлять ТО следует до покидания паркинга первым работником, если несколько человек управляют одним ТС в течение смены.
Какие ТС должны проходить контроль
Техконтроль до отправления в рейс обязаны проходить авто, на которых транспор-тируют людей и различные грузы. ТС должно принадлежать компании или ИП.
Транспортировка не обязана быть коммерческой, даже при доставке личных грузов или знакомых людей, не связанной с деятельностью фирмы, машину следует прове-рить перед выездом. Эти требования должны соблюдаться для ТС любых видов: грузовых машин, легковых автомобилей, такси и др.
Предрейсовый осмотр такси должен проводиться регулярно, как и любого пассажирского автотранспорта. Одним из обязательных документов таксиста выступает путевой лист, где ежедневно (если сотрудник работает каждый день) проставляется метка о проведении ПТОТС и прохождении шофером медицинского осмотра.
При профмедосмотре работника проверяют с помощью лабораторных и инстру-ментальных исследований. Медосмотр вправе проводить только медцентр с лицензией, заверенной Министерством здравоохранения РФ.
Кто может проводить
Компания, заведующая перевозками, может взять в штат контролера, который будет регулярно проводить ПТОТС. Также фирма вправе реализовывать контроль в стороннем сервисном центре.
При любом из вариантов услуги по осмотру автомобиля имеет право оказывать только профессиональный квалифицированный контролер. Он должен соответ-ствовать ряду необходимых требований, о которых речь пойдет далее.
Пройти обучение, чтобы получить квалификацию контролера, может любой работник компании, имеющий среднее профобразование. Для этого нужна профпереподготов-ка в специальном центре.
Важно. Когда обязательства за выпуск на рейс возлагаются на стороннюю организацию, между клиентом и исполнителем следует заключить договор, подтверждающий соглашение о сотрудничестве.
Требования к контролеру
Чтобы проводить предрейсовый ТО, автоме-ханик-контролер обязан соответствовать ряду условий:
- иметь диплом о среднем специальном образовании;
- быть знакомым с содержанием нормативных актов, связанных с БДД и правильным использованием ТС;
- обладать знаниями о специфике каждой машины, проходящей ПТОТС;
- иметь навыки грамотного оформления сопроводительных бумаг;
- знать правила пожарной безопасности.
Порядок проведения
Ответственный автомеханик осуществляет контроль технического состояния автотранспортного средства до выезда в рейс, в этот момент тестируются:
- способность к работе системы торможения;
- надежность взаимодействия руля с поворотными кулаками;
- стеклоомыватели;
- невредимость колес и шин (у всех ТС, кроме трамвая);
- работоспособность клаксона;
- тахограф;
- безотказность спутниковой навигации (работают ли необходимые для передвижения онлайн-карты);
- функционирование системы связи с экстренными службами;
- исправность дверных замков, затворов крышек бензобаков;
- надежность фиксации сиденья шофера;
- приспособления, отвечающие за обогрев и обдув стекол;
- целостность частей, предназначенных для буксировки (фаркоп, цепи и тросы);
- держатели, на которых зафиксировано запасное колесо (у всех ТС, кроме трамвая);
- работоспособность фиксаторов транспортного положения опор полуприцепов (если присутствуют в комплектации).
Также контролер проверяет:
- не показывает ли щиток приборов наличие неисправностей, которые могут препятствовать безопасному движению по дороге (для этого ТС заводят);
- качество обзора с водительского места;
- надежность фиксации зеркал заднего вида;
- исправность подвески, фартуков для защиты от грязи и брызговиков;
- работоспособность страховочных ремней и подголовников на креслах.
Отметка в путевом листе
Вслед за благополучным ПТОТС в путевой лист вносят метку об осуществлении осмотра. В подтверждение к штампу ставится подпись автомеханика-контролера, его фамилия и инициалы, число и время проверки.
Важно. Когда ТС возвращается на парковку, в «путевик» добавляют отметку о послерейсовом осмотре. Такая проверка необходима наравне с ПТОТС машины.
Журнал регистрации результатов контроля
Автомеханик фиксирует итоги проведенного контроля в журнале.
Итоги ПТОТС прописываются на его страницах совместно со сведениями:
- марка и модель авто;
- номер ТС;
- ФИО шофера;
- ФИО механика-контролера;
- дата и время ПТОТС;
- километраж пробега (полные км).
Проверяющий ставит штамп, указывающий на успешное прохождение ТС технологической проверки, и свою подпись.
Произошли изменения ведения и оформления документа, в который заносятся результаты проверки. Бумажный журнал, как прописано в законодательстве, нужно прошить и пронумеровать. Документ разрешается вести в электронной форме, образец заполнения остается прежним.
Штраф за отсутствие отметки о предрейсовом контроле
Проведение грамотного предрейсового техосмотра автомобиля механиком – условие выезда ТС, регулярно занимающегося перевозками.
При несоблюдении правил налагаются следующие штрафы:
- За перевозки при отсутствии предрейсового ТО автомобиля: для гражданских лиц (ГЛ) – 3 тыс. р., для должностных лиц (ДЛ) – 5 тыс. р., для юридических лиц (ЮЛ) – 30 тыс. р.
- За перевозки в особых условиях (переправа через водоемы, бездорожье, горные маршруты и др.) при отсутствии ПТОТС: для ГЛ – 2,5 тыс. р., для ДЛ – 20 тыс. р., для ЮЛ – 100 тыс. р.
Законодательная база
Необходимость обеспечения ПТОТС утверждена следующими законодательными актами:
- ФЗ N196 от 10 декабря 1995 «О безопасности дорожного движения», в котором прописаны правила для фирм и ИП, эксплуатирующих автотранспорт.
- Приказ Минтранспорта РФ от 06 апреля 2017, N141, содержащий сведения о том, как проводится предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства, и нормы, связанные с ТО.
Выводы
Проектирование нужного законного предписания по ПТОТС было успешно завершено. Согласно ему, ТС не может выйти на линию без предварительного техосмотра. Если произойдет ДТП, а штампа в путевом листе нет, страховая компания имеет право отказать владельцу ТС в возмещении убытков.
Автотранспорт, регулярно использующийся в коммерческих целях, подвержен более быстрому износу, чем частные автомобили. Именно поэтому регулярное проведение предрейсового контроля автомобиля механиком необходимо, чтобы исключить возникновение аварий из-за неисправности техники.
Детальная информация видна на видео: