В странах, где функционируют десятки тысяч компаний и предприятий, вводится система классификаторов для контроля и учета их деятельности. Она необходима для упорядочивания и анализа огромных объемов информации. В помощь специалистам, осуществляющим контроль, для каждого вида деятельности создали специальные коды или классификаторы.
Такая система успешно функционирует в России. В статье поговорим о том, какие коды нужно знать транспортным компаниям, к какой системе налогообложения относится предрейсовый медосмотр водителей и какие особенности существуют в предрейсовом осмотре ОКПД 2.
Общероссийские классификаторы продукции – что это
Это стандарты, разработанные для обработки сведений о товарах в различных сферах хозяйства. Такие стандарты необходимы для составления статистики, стандартизации, а также экономического учета. Классификаторы включены в «Единую систему класси-фикации и кодирования технико-экономической и социнформации».
ОКПД 2
Пять лет назад (в 2014 г.) для «раскладки» товаров по видам экономической дея-тельности в России был учрежден ОКПД 2. Он классифицирует всю продукцию, которая производится в стране.
Определение
Что же включают в себя буквы аббревиатуры? Расшифровывается понятие как «Общерос-сийский классификатор продукции по видам экономической деятельности».
Все товары и услуги, которые представлены в стране, по коду подпадают под конкретную позицию классификатора. Система, облегча-ющая учет, была перенята у аналогичной, действующей в ЕЭC.
Сфера применения
Сведения, которые содержатся в классификаторе, используют для ряда целей.
Основные из них выглядят так:
- информация классификатора используется при оформлении НПА, с помощью которых контролируются все виды экономической активности;
- данные учитывают при формировании документации, необходимой для осуществления международной экономической деятельности;
- сведения используют для прохождения процедур лицензирования и сертификации;
- с помощью данных ОКПД 2 происходит оценка экономического положения в стране;
- информация учитывается при постановке на налоговый учет предприятий и ИП;
- коды, включенные в классификатор, точно определяют вид товара и помогают в осуществлении государственных закупок.
Отличие от ОКВЭД
Основная разница классификаторов заложена в самих аббревиатурах. Первые буквы (ОК) расшифровываются одинаково. А вот в «ВЭД» кроются отличия. ОКВЭД расклады-вает по полочкам сами виды экономической деятельности, а не продукцию.
Отличие от ОКП и ОКПД
Есть еще две аббревиатуры, помогающие классифицировать производство. ОКП – классификатор продукции в РФ. Он никак не переплетается с международными требованиями к классификации. Нужен для того, чтобы по коду выяснить, к какому типу относится товар.
ОКПД разрабатывался дополнением к ОКП, однако, на смену двум классификаторам пришел улучшенный ОКПД 2. Он почти соответствует евроклассификации.
Единственное отличие заключается в том, что российская версия состоит из семи и девятисимвольных кодов. В Евросоюзе же используют 6. Сегодня рассматриваемый нами классификатор – единственная база, содержащая в себе всю производимую в стране продукцию.
В него также включены процедуры, необходимые для полноценного функциониро-вания предприятий. Одна из них – предрейсовый осмотр водителей ОКПД 2.
Особенности предрейсовых медосмотров
По ОКПД 2 предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей были введены для обеспечения безопасности. Ответственность человека, перевозящего товары, разделяется с компанией, в которой он работает. После прохождения медосмотра шофер получает допуск к работе. Без него на рейсы выходить нельзя.
Цели из задачи
ОКПД 2 предрейсовый медицинский осмотр водителей обязателен для всех кате-горий шоферов. Вид транспорта и длительность поездки здесь роли не играют. Процедура нужна для безопасности как самого водителя, так и груза, за который он в ответе.
Врач проверяет, трезв ли водитель, не находится ли он в состоянии наркотического опьянения, может ли он приступить к выполнению обязанностей. Осмотры должны проводиться регулярно, в противном случае компании грозят санкции.
Кому их нужно проходить
По ОКПД 2 медосмотр водителей охватывает всех, кто трудится в сфере грузоперевозок, вне зависимости от вида автотранспортного средства. Каждый работник, оформленный по договору на должность водителя, подвергается этой процедуре.
Кто проводит
За организацию процедуры отвечает работодатель. То есть организация, задействованная в сфере грузоперевозок. Для проведения врачебного осмотра глава фирмы может привлечь медицинских работников, имеющих лицензию. В этом случае нужно заключить договор с организацией здравоохранения. Процедура проводится в больнице либо в офисе компании.
Есть и другой вариант – нанять медработника. В этом случае осмотр проводится на предприятии. Медику нужно выделить отдельное помещение площадью не меньше 12 квадратных метров.
Алгоритм процедуры
По ОКПД 2 медицинский осмотр водителей начинается со сбора анамнеза. Доктор осматривает кожный покров, зрачки, слизистые оболочки, измеряет пульс и давление. Если у работника есть хронические заболевания, важно предупредить об этом врача.
После человека проверяют алкометром: доктор должен убедиться, что на рейс выйдет трезвый водитель.
Результаты освидетельствования заносятся в путевой лист и фиксируются в техническом журнале. Во время процедуры медик выявил учащение пульса, повышенное или пониженное давление, симптомы острого заболевания? К рейсу человека не допустят.
Оформление и выдача результатов
Если водитель готов к поездке, врач выдаст ему документы, заверенные подписью и печатью. В путевом листе появится соответствующий штамп, отображающий дату осмотра и данные медработника. Бумаги шофер должен передать руководителю. Именно начальник принимает окончательное решение.
Если во время водительского осмотра сотрудник был уличен в принятии спиртного, информация также вносится в журнал и доводится до сведения руководства. Водитель может быть привлечен к штрафу. Сумма взыскания составляет 1,5–2 тысячи рублей.
Стоимость осмотров и сертификатов
Цена сертификатов ОКПД напрямую зависит от вида деятельности. Для того, чтобы выяснить точную сумму, следует обратиться к классификатору и запросить коды за 2018–2019 годы. Он находится в открытом доступе.
Что касается цен за сам медицинский осмотр, то они незначительно меняются в зависимости от региона. Средняя стоимость осмотра одного водителя – 55–70 рублей. Умножаем ее на количество сотрудников и получаем актуальную для компании цифру.
Выводы
Итак, классификатор необходим для того, чтобы четко поделить экономическую деятельность и продукцию по категориям. Он обязывает предприятия организовать для сотрудников регулярные осмотры.
Предрейсовые медосмотры ОКПД 2 необходимы для безопасности водителей и груза. Их проводят нанятые врачи, имеющие лицензию. По результатам процедуры шоферы получают допуск или недопуск к рейсу. Проходить врачебный контроль обязаны все водители, вне зависимости от длительности поездки.
Детальная информация видна на видео: