Образец положения о предрейсовом и послерейсовом медосмотре водителей

Для водителя

Водитель – одна из тех должностей, которая есть почти в каждой организации. Ключевое условие выхода в рейс для таких специалистов – предрейсовый медосмотр. Он проводится на любом предприятии, будь то солидная международная компания или мелкая провинциальная организация.

Доставщик грузов несет ответ не только за перевозимое имущество, но также за здоровье и безопасность окружающих.

Не менее важен послерейсовый медицинский осмотр, в результате которого можно выявить недуги, а также прием наркотических средств или потребление алкоголя. Он нужен для предотвращения несчастных случаев.

Что такое – медосмотр водителей

Предрейсовый медицинский осмотр и осмотр после возращения с маршрута обязательны. Эти процедуры регулируются на законодательном уровне. Во время осмотра каждый медицинский сотрудник обязан удостовериться, что самочувствие пациента удовлетворительно, и он не будет представлять опасность для других людей.

Виды

Даже незначительная аварийная ситуация может привести к сбоям в работе. Кроме того, дорожно-транспортное происшествие с участием корпоративного транспорта наносит материальный урон собственнику организации.

Именно поэтому при управлении транспортным средством сотрудники обязаны  выполнять строгие правила, главное из которых – регулярная проверка самочувствия персонала.

Положение о предрейсовом и послерейсовом медосмотре водителей
Приказ МЗ РФ №835н от 15.12.14 г.

Различают:

  • предрейсовые;
  • периодические;
  • послерейсовые медобследования.

Одним из ключевых этапов по предотвраще-нию ДТП является правильно организованный осмотр.

Предрейсовый

Предрейсовый медосмотр обязаны пройти все водители организаций. Даже если в управлении сотрудника находится погрузчик или манипулятор, действующий только на заводской территории.

По пункту 4 статьи 23 закона № 196-ФЗ, все без исключений водители автотранспортных средств, используемых в рабочих целях, обязаны каждый раз проходить предрейсовый осмотр.

НА ЗАМЕТКУ: исключением станет экстренный звонок оперативников. При форс-мажорной ситуации работник вправе выехать без предрейсового осмотра.

Послерейсовый

Исследование по окончании рейса требуется пройти таким категориям лиц:

  1. Водителям, перевозящим людей и работающим по договорам. Но если основная обязанность сотрудника – возить главного бухгалтера, проводить осмотр не нужно, так как работа выполняется в рамках трудового договора.
  2. Водителям, занятым транспортировкой опасных грузов.
  3. Работникам, проводящим в рейсе более суток.

Если служащий осуществляет за день несколько перевозок, освидетельствование может проводиться один раз в конце дня. Подробные разъяснения по этому пункту указаны в Письме Минтранса от 8.04.2019 № Д3-531-ПГ.

Периодический

Такой осмотр проводится с определенной периодичностью по установленному графику. Оно нужно для наблюдения в динамике перемены самочувствия шоферов.

Периодические освидетельствования помогают диагностировать:

  • начало профболезней;
  • ранние симптомы отравлений вредными веществами;
  • наличие запретов к определенным видам работ;
  • влияние трудового режима на здоровье специалистов.

Ответственные

Проведение такого рода медобследований должно осуществляться только сертифицированными медицинскими сотрудниками с соответствующим образованием.

Если в фирме нет собственного специалиста, допущенного к проведению медосмотров, можно воспользоваться услугами сторонних медицинских учреждений, у которых есть лицензия. Если такой работник имеется, у него также должно быть разрешение.

Необходимость

По части первой статьи 12 ФЗ от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ, медосмотры должны быть обязательными и лицензированы.

Осмотры имеют право выполнять врачи, получившие разрешение на такую деятельность, так как порядок их выполнения зафиксирован Правительством РФ как медицинские работы, подлежащие лицензированию.

Требования

Если в штате нет собственного медработника и нужно заключить типовой договор со сторонней организацией, первым делом стоит удостовериться в подлинности лицензии.

Договор заключается согласно подпункту 1.2 пункта 1. Типположение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств регламентирует весь порядок действий.

Этот шаг самый правильный, если невозможно самостоятельно получить лицензию, нанять работника с соответствующей квалификацией и оборудовать собственный медицинский кабинет по всем рекомендациям закона.

КСТАТИ! Проверить подлинность лицензии можно на официальном портале Росздравнадзора, где хранится единый перечень выданных лицензий.

К организации, которая проводит медосмотр

Чаще всего оказывающие медуслуги учреждения уже имеют лицензии. Для сотрудничества требуется только заключить двусторонний договор. Один из минусов такого сотрудничества – медицинские осмотры проходят на базе медучреждения.

Процесс проведения всех видов медицинских осмотров указан в Методических рекомендациях от Министерства здравоохранения и Минтранса Российской Федерации от 29 января 2002 года.

Образец положения о предрейсовом и послерейсовом медосмотре водителей
Медосмотр.

Медицинское учреждение обязано:

  1. Обеспечить процесс и контролировать работу собственного персонала, осуществляющего проверку водителей.
  2. Согласовать с заказчиком график сотрудника, ответственного за работу.
  3. Своевременно проводить повышение квалификации занятого медицинского сотрудника.
  4. Завести и своевременно заполнять по нормативам журнал учета медосмотров.
  5. В согласованные заранее дни предоставлять расшифровку медосмотров по определенной законом норме.

Все это будет отмечено в договоре услуг и подписано с двух сторон. Наличие у медработника высшего образования не обязательно.

К кабинету

Законодательством РФ обозначено два ключевых требования, которым должен отвечать медицинский кабинет:

  1. Соответствие нормам СанПиН 2.1.3.2630-10 от 18.04.2010 г.
  2. Соответствие нормам, зафиксированным в Методических рекомендациях.

Для медицинских осмотров нужно специально оборудованное помещение с двумя изолированными зонами для осмотра (площадь свыше 12 м²) и сбора анализов (площадь около 4–6 м²).

Кабинет для медицинского осмотра водителей автомобилей и автобусов должен быть хорошо освещен, иметь одно окно или более, оборудован системой отопления, канализацией и системой подачи воды. В смотровых и кабинете для сбора анализов важно наличие раковин, а в моечной зоне допускается отсутствие окон.

По нормативам, смотровое помещение обязано включать рабочую зону и место для диагностирования.

Рабочая зона состоит из:

  • стола, шкафа и стульев;
  • настольного светильника;
  • вешалки и коврика;
  • сейфа.

Медицинская зона содержит:

  • смотровую кушетку;
  • поверхность для размещения медицинских инструментов;
  • термометры;
  • тонометры;
  • стетофонендоскопы;
  • алкометры;
  • экспресс-тесты для диагностирования в организме наркотиков и психоделиков;
  • медицинские шпатели;
  • средства связи.

Вот минимальный список атрибутов, которых, как правило, недостаточно для нормальной работы. Это то имущество, наличие которого проверяют, оценивая  медицинский кабинет на соответствие законодательным требованиям.

Рекомендуется также иметь:

  • протоколы по КТ;
  • удостоверяющие штампы.

Типовое положение

Приказом Минздрава 835н от 15 февраля 2014 года утвержден образец о медицинском осмотре водителей. Каждая фирма, занятая грузоперевозками, обязана утвердить по законодательному образцу.

Область использования

Приказом от 10.08.2017 N 514н регулируются нормы обследований штатных водителей-экспедиторов. Такая процедура проводится каждый день независимо от масштабов.

Во время персонального осмотра должен быть произведен осмотр всех в порядке свободной очереди. Это нужно для того, чтобы медицинский работник убедился в удовлетворительном состоянии здоровья.

НА ЗАМЕТКУ: водителям нельзя управлять транспортным средством, если у них ненормальная температура тела, повышенное давление, состояние алкогольного или наркотического опьянения и другие симптомы, которые могут привести к ДТП.

Нормативные ссылки

Медосмотр обозначен в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения». Если в штате фирмы есть сотрудник за рулем авто, ежедневное обследование необходимо.

Как составить положение о предрейсовом и послерейсовом медосмотре водителей
Приказ 835н от 15.12.2014 г.

Процедура медосмотров регулируется также нормативно-правовыми следующими документами:

  1. Приказом 835н от 15 декабря 2014 года.
  2. Приказом № 555 от 29 сентября 1989 года. Действителен образец журнала для фиксирования освидетельствований.
  3. Письмом Министерства по здравоохранению № 2510/9468-03-32 от 21 августа 2003 года.
  4. Новым письмом Министерства по транспорту Российской Федерации № Д3-531-ПГ от 08 апреля 2019. В последней редакции обязательно штамповать результаты обследований из путевых листов.

ВАЖНО: изменение нормативов связано с утверждением приказа Министерства по транспорту РФ №296 от 8 августа 2018 года.

Требования из вышеперечисленных документов нужно учитывать и соблюдать.

Термины, определения

Закон о предрейсовом медосмотре четко обозначает, какая группа сотрудников должна проходить медицинский осмотр.

Водитель автотранспортного средства – человек, управляющий им или тот, кто обучает управлению.

Автотранспортное средство – машина, необходимая для перемещения по трассам, транспортировки поклажи, людей.

Закон о предрейсовых осмотрах регулирует тип перемещений. Автомобиль может использоваться в личных целях и в нуждах корпораций (ООО, ОАО или ИП).

Организация медицинских осмотров

По пункту 4 работодатель обязан выделить комнату, оборудованную нужными инструментами, мебелью, средствами коммуникации для предрейсового медицинского осмотра.

Порядок

Положение о предрейсовых медосмотров в какой-либо организации содержит пункт 10, регулирующий порядок процедуры. Длительность занимает не более 20 минут.

Обследование состоит из:

  1. Прохождения первичного осмотра походки, поведения, внешнего вида водителя.
  2. Анамнеза со слов водителя, анализ жалоб.
  3. Диагностики слизистых оболочек, кожи. Результат проверки, есть ли у водителя следы уколов, расширенность зрачков, отсутствие реакции на свет и другие параметры.
  4. Показаний температуры.
  5. Изменения давления, ритма пульса.
  6. Выявления симптомов, характеризующих прием алкогольных напитков, наркотических, психотропных веществ или токсинов. Возможен забор анализов для подтверждения несостоятельности водителя.

Важно! Проводить сбор анализов на выявление в организме признаков наркотиков или алкоголя, возможен только с получением индивидуального  письменного согласия водителя. Организовать и оформить этот акт может работодатель. В его составе закон требует от водителя то что, он дает согласие на анализы, получать результаты, обработку его персональных данных. Подписаться.

Так же стоит добавить, что для водителей все осмотры проходят бесплатно. Все расходы на себя берет работодатель. Цену для работодателя озвучит медучреждение.

При наличии диагноза какого-либо заболевания допускаются и любые дополнительные

осмотры, при необходимости оказания большей помощи.

Ответственность

Если ДТП произойдет по вине водителя организации, не справившегося с управлением из-за недуга, а во время проверки обнаружится, что предрейсовый медицинский осмотр проведен неверно, и водитель не был вовремя отстранен от службы, органы власти вправе возбудить уголовное дело по статье 143 уголовного кодекса.

При наличии пострадавших привлекут к штрафам работодателя и медицинский персонал, проводящий медосмотр на фирме и допустивший выпуск на маршрут. Мера пресечения – админштраф, исправительные работы.

В случае гибели кого-либо в ДТП ответчиков могут лишить свободы на период до 4 лет.

Протокол КТ водителя ТС

Протокол установленного образца содержит:

  • данные водителя (ФИО, дату рождения, должность, название фирмы);
  • дату посещения;
  • предпринятые меры;
  • заключение, фамилию эксперта.

ВАЖНО! Протокол нужно пронумеровать, поставить печать компании, прошнуровать.

Журнал

Контроль осуществляется в компаниях, занимающихся транспортными перевозками. Он входит в комплекс мероприятий, обеспечивающих безопасность на дорогах. Нужно проводить перед каждым выходом на маршрут, либо перед началом каждой сменой.

Формы положения о предрейсовом и послерейсовом медосмотре водителей
Форма журнала контроля трезвости.

Процедура предрейсового медосмотра включает анализ:

  • дыхания;
  • мочи;
  • поведения;
  • наличия неврологических симптомов.

По завершении предрейсового осмотра медицинский работник заполняет соответствующий журнал. Как и иные документы, журнал нумеруют, шнуруют, подписывают и штампуют. Так же его можно заполнять в электронном формате. Он имеет такую же полную силу.

Справка

В документе указывается:

  • дата посещения;
  • назначение визита;
  • предварительные результаты медицинского осмотра;
  • какая помощь оказана сотруднику;
  • подпись эксперта.

Приказ публикуется в свободной форме, доносится до сотрудника.

Журнал регистрации

Предрейсовый медицинский осмотр обязателен. Его итоги оформляются записью в журнале.

Правильная форма содержит:

  • дату, время;
  • данные водителя (ФИО, пол, дата рождения);
  • результаты предрейсового осмотра;
  • рекомендации, заключения специалиста;
  • подписи эксперта и водителя.

КСТАТИ! Журнал предрейсового осмотра прошивается, нумеруется, ставится подпись и печать.

Штрафы за нарушение правил предрейсовых осмотров

Положение о предрейсовых медосмотров водителей в любой организации строго регламентирует наказание за недобросовестное проведение экспертизы.

Если водитель отправлен в рейс без предрейсового медицинского осмотра или с противопоказаниями, по части третьей статьи 5.21.1 КоАП РФ ответственные лица будут оштрафованы.

При нарушении порядка проведения предрейсового осмотра последует админответственность (статья 11.32 КоАП РФ).

Выводы

Положение о проведении обязательных предрейсовых медосмотров водителей – главный документ фирмы, у которой числится хоть 1 водитель. Несмотря на уголовную, административную ответственность, многие организации фальсифицируют данные путевых листов и не проводят предрейсовые медосмотры, что может привести к ДТП.

Внимание! Новость! Предрейсовый медицинский осмотр планируют проводить дистанционно!

Депутаты Госдумы подготовили законопроект, который позволит проводить медосмотры с помощью телемедицинских технологий. При выявлении у работника проблем со здоровьем, признаков употребления алкоголя, медработник обязан направить на углубленный медосмотр с проведением химико-токсикологического исследования. По теме данной программы пока много открытых вопросов, контактов для получения ответов пока нет. Какое будет качество этой процедуры, кто будет заниматься охраной правильности действий.

Детальная информация видна на видео:

Оцените статью
БДД, диспетчер и контролер
Добавить комментарий

Adblock
detector