Что должно быть прописано в приказе о назначении ответственного за техсостояние ТС

Контролер
Назначаемые руководителем должности в сфере БДД фиксируются отдельным приказом. Сложности возникают при составлении формы – образец бланка не закреплен законодательно, контролирующие структуры не дают рекомендаций, а только выдают предписания. Прежде чем назначить ответственного за безопасное обслуживание ТС, руководителю следует ознакомиться с нормативно-правовой базой по организации безопасности движения на предприятиях.

Назначаемые руководителем должности в сфере БДД фиксируются отдельным приказом. Сложности возникают при составлении формы – образец бланка не закреплен законодательно, контролирующие структуры не дают рекомендаций, а только выдают предписания.

Прежде чем назначить ответственного за безопасное обслуживание ТС, руководи-телю следует ознакомиться с нормативно-правовой базой по организации безопасности движения на предприятиях.

Новый приказ о назначении ответственного за техническое состояние авто-транспорта составляется в соответствии с нормами делопроизводства. На практике встречаются разные его наименования, структура. В целом доку-мент выглядит стандартно: шапка с шаблонами реквизитов, название акта, небольшое обоснование, графа «Приказываю», а также подпись с датой.

Различия между приказами в организациях связаны не столько со спецификой деятельности, сколько с недостаточностью знаний о должностных обязанностях ответственного за безопасную эксплуатацию ТС.  Перед написанием текста руководя-щего документа изучают, прежде всего, законодательство, а затем переходят к выбору нужного шаблона.

Что такое техническое состояние автотранспорта

По закону термин отражает возможность эксплуатации автотранспортного средства (АТС) по ряду параметров. Ввиду износа и некоторых конструктивных особенностей колесного транспорта техническое состояние характеризуется как исправное или неработоспособное. Другими словами, ТС либо пригодно для использования по назначению либо не может быть выпущено на линию в связи с несоответствием стандартам.

Определение «техническое состояние» приводится во второй главе ТР ТС 018 «О безопасности колесных транспортных средств». Национальные ГОСТы, для которых пока еще не созданы международные стандарты, также обязательны для соблюдения на предприятиях. Например, ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства». Здесь термин употребляется в том же значении, что и в Техническом Регламенте.

Важно. Национальный стандарт применяется при каждой проверке технического состояния и дает отсылки на другие обязательные для исполнения ГОСТы.

Приказ о назначении ответственного

Обеспечение соответствия технического состояния транспорта требованиям законодательства – прямая обязанность предприятий и ИП (ст. 20 №196-ФЗ). Для того чтобы соблюдать техрегламент и введенный Правительством порядок организации БДД, вводится соответствующая должность – контролер технического состояния автотранспортных средств (Приказ №296 от 8.08.2018 г.).

Для этого руководитель организации, эксплуатирующей авто, нанимает специ-алиста(ов). Издается приказ о назначении ответственных лиц за техническое состояние транспортных средств.

Положение о проведении инструктажей по бдд с водительским составом
Образец приказа.

С января 2019 года ЮЛ и ИП организуют БДД по новым правилам в связи с принятием №398-ФЗ.

Для составления текста используется следующая правовая база:

  1. Приказ №287 от 28.09.2015 г. (требования к контролерам на предприятиях, эксплуатирующих автотранспорт).
  2. Приказ №7 от 15.01.2014 г. (обязательность проведения предрейсового контроля ТС).
  3. Типовые должностные инструкции для контролеров или специалистов, отвечающих за безопасность при эксплуатации автомобилей.
  4. Приказ №499 от 1.07.2013 г. (профессиональная переподготовка сотрудников).
  5. Приказ №59н от 6.02.2018 г. (правила по охране труда на автотранспорте).

Важно. В 2020 году планируются поправки в положения приказа №287. Скорее всего, программа переобучения (повышения квалификации) останется без изменений, то есть аттестация в УГАДН по-прежнему будет производиться только ответственным за БДД. Пройдя курс профпереподготовки и стажировки на предприятии, сотрудник приступает к трудовой деятельности.

Кто его издает

Приказ пишется от имени руководителя. Издается главой организации, ответствен-ным за БДД или секретарем (делопроизводителем) от лица руководителя.

На документе в обязательном порядке проставляются следующие реквизиты:

  1. Полное наименование организации или ИП.
  2. Герб РФ.
  3. Название «Приказ».
  4. Заголовок.
  5. Должность, ФИО руководителя, подпись с печатью.
  6. Номер приказа в соответствии с внутренней отчетностью.

Важно. Документ составляется на дату вступления в должность. Если ответственных несколько, то приказ издают общий с расшифровкой обязанностей каждого из сотрудников.

Так как применение законодательно установленного образца не заявлено, акт издается в свободной форме (типовой), но с возложением всех должностных обязанностей на конкретные лица.

Его структура и содержание

Блоки документа прописываются в определенной последовательности.

Структура приказа:

  1. Заголовок. Прописывается в соответствии с целями. Если распорядительный акт подразумевает распределение полномочий между двумя и более специалистами, используют текст «приказ о назначении ответственного за предрейсовый технический контроль, безопасную эксплуатацию и осмотр технического состояния». Когда требуется утвердить одну должность, прописывают «О назначении контролера технического состояния автотранспортных средств» или «О назначении ответственного за выпуск на линию ТС».
  2. Обоснование. Начинается со слов «В целях реализации требований…». Здесь указывают конкретные статьи и законы, на основании которых издается распоряжение (ст. 212 ТК, приказы, постановления).
  3.  «Приказываю». Основной раздел, предписывающий соблюдение распоряжения после вступления в должность. Здесь указываются (нумерованным списком) ФИО подчиненного, его трудовые функции в соответствии с должностью, дополнительные поручения персоналу и заметки (материальное и информационное обеспечение контролера, срок вступления в действие, на кого возлагается ответственность за исполнение приказа).
  4. Подпись с визой (для директора и подчиненного).

Содержание текста зависит от ряда возложенных на специалиста обязанностей, а также от специфики фирмы. Так, например, если законодатель предъявляет повышенные требования к контролерам на предприятиях, занимающихся перевозками опасных грузов, приказ дополняется соответствующими положениями.

Примерный образец приказа о назначении контролера технического состояния автотранспортных средств приводится по ссылке.

Описание и характеристика профессии

В крупных компаниях, где на балансе числятся более 100 ед. АТС, вводится специаль-ная должность контролера технического состояния. ИП и малый бизнес предпочи-тают перекладывать трудовые обязанности на уже имеющихся сотрудников, что отражается в их должностных инструкциях. Тем не менее требования для работы специалиста закреплены законодательно.

Что должно быть прописано в приказе о назначении ответственного за техсостояние ТС
Специалист по БДД.

Контролер должен иметь:

  1. Диплом учебного заведения при условии прохождения обучающего курса по специальной программе. Обязательным требованием является наличие высшего образования в смежных отраслях (автомеханик, слесарь по ремонту АТС и т. д.).
  2. Специальность 23.00.00 при наличии стажа работы от года, а также корочку о переподготовке.
  3. Профильное образование по коду 23.02.03. Стаж для переквалификации не требуется.

Зарплата у сотрудников небольшая – 20 000 руб. для моногородов и 35–50 тыс. по Москве и Санкт-Петербургу. Это притом, что в их прямые обязанности входит обслуживание всего парка АТС.

Контролеры ежедневно отправляют в рейс водителей и экспедиторов после проведения осмотра транспорта, выписывают путевые листы, контролируют расход ГСМ, в случае поломок – отправляют авто на станцию или занимаются работами лично.

Также контролеры ответственны за своевременное техническое обслуживание в сервисах СТО. На их плечах лежит основная часть документации транспортного отдела (расходники). И при выявлении нарушений на участке административный протокол выписывается сотруднику, а не руководителю.

Требования к контролеру

Вступить в должность могут штатные и новые сотрудники со смежными профессиями, например, механики или инженеры, а также получившие профильное образование (без стажа).

Требования для должности:

  1. Среднеспециальное или высшее образование, подтвержденное дипломом о получении специальности (п. 14.3 Приказа №287).
  2. Повышение квалификации в соответствии с программой переподготовки контролера (разъяснение).
  3. Ознакомление с должностной инструкцией (типовой образец скачивается из интернета или разрабатывается с нуля).
  4. Прохождение переобучения раз в 5 лет.

Квалификационные и профессиональные требования к работникам транспорта для ЮЛ и ИП отражены в вышеприведенном приказе.

Обязанности

На основании П.14.2. Приказа №287 контролер в обязательном порядке выполняет следующие процедуры:

  1. Проверяет исправность автомобильного транспорта, а также производит осмотр его частей (узлов, механизмов, агрегатов) в соответствии с п.10.
  2. Выпускает на линию только исправные ТС, ставит отметку (с подписью) о прохождении технического контроля перед рабочей сменой и после нее.
  3. Реализует плановое техобслуживание, контролирует графики по ремонту и замене запчастей.
  4. Оформляет документацию по вопросам транспорта, подготавливает заявки на покупку деталей, выполнение работ подрядчиками (при отсутствии техника), регистрирует каждую поломку.
  5. Доводит технически ТС до состояния, при котором соблюдаются нормы расхода топлива и других материалов (при эксплуатации).
  6. Организует маршрут с места стоянки до линии при ДТП.
  7. Проводит компьютерную диагностику при наличии специального оборудования для ТС.
  8. Проверяет качество ремонтных работ.
  9. Докладывает о неисправностях и выявленных нарушениях руководителю. Предлагает меры по их ликвидации.
  10. Фиксирует данные осмотров перед каждым выездом в рейс (путевые листы), ведет журналы учета.

Что должен знать

Сотрудник в должности «контролер» имеет профильное образование.

Образец приказа о назначении ответственного за техсостояние ТС
Образование по БДД.

В круг его знаний включаются:

  1. Порядок ведения журнала регистрации контроля технического состояния (п. 15 Приказа №296), предрейсового и послерейсового осмотра.
  2. Законодательная база и технические регламенты (актуальные).
  3. Правила ремонта и обслуживания, обязательные требования по закону, практические навыки, необходимые для осмотра ТС.
  4. Техника безопасности на рабочем месте, инструментарий в области БДД, основы трудового права.
  5. Устройство, технические характеристики, назначение систем и отдельных деталей авто (потребительские и эксплуатационные свойства).
  6. Требования к внешнему виду и конструкции авто.
  7. Методы и режимы проверок ТС.
  8. Меры послеаварийной, экологической и пожарной безопасности.

В целях дополнительного инструктажа руководителем предусматривается ознаком-ление сотрудника с различного рода служебными документами и памятками.

Характеристика работ и задачи

Ответственное лицо выполняет всю работу по техническому снабжению транспорта. В этом случае назначение на должность подразумевает выполнение широкого круга задач и функций начиная с информационного сопровождения и заканчивая техническими работами.

Так как законодательство устанавливает особые требования для специалистов, ответ-ственных за предрейсовый контроль ТС, вне зависимости от уровня образования они должны проходить переквалификацию. А если у подчиненного нет нужной специаль-ности, то выполнять трудовые функции он не имеет права.

Введение в должность контролера в обязательном порядке обеспечивается руководителями тех компаний, которые используют транспорт не для собственных нужд (п. 2 Приказа №296).

Переквалификация штатного работника занимает 250 ч. и чтобы получить «готового» контролера, руководитель должен командировать за свой счет того же механика в образовательный центр либо предоставить отпуск на время дистанционного обучения.

Проверка технического состояния транспортного средства осуществляется на оборудованном участке, к которому также предъявляются определенные требования (наличие смотровых ям, оборудования).

В связи с этим задачами контролера являются:

  1. Отслеживание нерабочих агрегатов.
  2. Мониторинг техсостояния.
  3. Информирование водителей о неполадках.
  4. Запрещение выезда на линию при наличии неисправностей, запрещающих эксплуатацию.
  5. Обеспечение собственного рабочего места всеми необходимыми инструментами и материалами.

В целом, работа полностью оперативная (стрессовая) и связана с повышенной ответственностью, в том числе уголовной.

Права

В связи со спецификой работ ответственный за техническое обслуживание обладает широкими правами.

Контролер имеет право:

  1. Самостоятельно назначать ответственных на те или иные участки проведения работ.
  2. Проводить расследования по факту закупок, запрашивать сопроводительную документацию от водителей, контролировать ход выполнения поручения.
  3. Осуществлять взаимодействие с другими отделами предприятия (склад, завчасть, бухгалтерия).
  4. Получать своевременную информацию о планируемых проектах для подразделения.
  5. Вносить изменения в должностную инструкцию по согласованию с руководством.
  6. Поощрять подчиненных материально или взыскивать с них ущерб.

В некоторых случаях список полномочий и компетенций специалиста уточняется или дополняется особым распоряжением начальника.

Ответственность

Документы о проведении инструктажей по бдд с водительским составом
Обязанности контроллера.

К контролерам применяются разнообразные меры дисциплинарного, административного и уголовного характера.

Специалист несет ответственность за:

  1. Несоблюдение обязанностей в соответствии с ТК, правил внутреннего распорядка и дисциплины.
  2. Разглашение коммерческой тайны.
  3. Невыполнение поручений руководящего состава в срок.
  4. Правонарушения, возникшие в результате пренебрежения, допущения, ошибки на рабочем месте (не проверена тормозная система, забыл протереть фары).
  5. Несоответствие профессиональных характеристик требованиям для занимаемой должности.

Важно. Штрафные санкции и меры дисциплинарной формы отражаются главой 12 КоАП, в частности, ст. 12.31 (выпуск АТС на линию с неисправностью).

Инструкция по охране труда

В конце 2018 г. в РФ введен новый порядок охраны труда Приказом №59н, затронув-шим ряд положений относительно действий сотрудников на предприятиях с АТС. Типовые инструкции теперь скачиваются в надежных источниках, следящих за изменением законодательства.  В них подробно разъясняются правила безопасности при выполнении тех или иных видов работ (ремонт, обслуживание, транспортировка).

Выводы

К контролеру технического состояния предъявляются довольно жесткие требования Ространснадзора, что связывается с ответственностью по широкому кругу задач. Специалист отвечает не только за предрейсовый осмотр транспортных средств, но и осуществляет ремонт, техническое обслуживание.

Помимо этого, должность требует знания технической документации, особенностей конструкции эксплуатируемых марок и моделей, а также наличия деловых качеств для эффективного взаимодействия с другими структурами (исполнителями, продавцами, подрядчиками).

Потому приказ о назначении контролера и дополнительная документация к нему должны оформляться в соответствии с актуальными положениями законодательства.

Детальная информация видна на видео:

Оцените статью
Блог о БДД, диспетчер, контролер
Добавить комментарий