Основные положения должностной инструкции контролера техсостояния ТС

Контролер
В связи с тем, что должностная инструкция контролера техсостояния автомототранспортных средств не утверждена законом, работодатели разрабатывают документ самостоятельно. При этом используют профессиональные квалификационные справочники, в которых прописываются обязанности работников, а в случае с контролером – отдельные приказы Минтранса (они регулируют трудовые функции специалистов). Часто кадровики берут за образец типовую инструкцию контролера технического состояния, содержание которой дорабатывается с учетом изменений законодательства.

В связи с тем, что ДИ контролера технического состояния автомототранспортных средств не утверждена законом, директора разрабатывают документ самостоятельно. При этом используют профессиональные квалификационные справочники, в которых прописываются  производственные обязанности работников, а в случае с проверяющим технического состояния  – отдельные приказы Минтранса (они регулируют трудовые функции специалистов).

Часто кадровики берут за образец типовую инструкцию проверяющего технического состояния, содержание которой дорабатывается с  изменением законодательства Российской Федерации.

Положение проверяющего требует от работника наличия не только образования, полученного после окончания школы, но и определенного образования, опыта, компетентности. С 2017 года специалисты проводят предрейсовый контроль по новым правилам (указ Минтранса №296), путевые листы заполняются строго на бланке (с обязательными реквизитами).

В 2018 году были внесены изменения в законопроект о Безопасности Дорожного Движения. Служба проверяющего автоматически перешла в разряд штатных.

С 2019 года к обязательствам специалиста прибавилась проверка исправности тахографов перед любым рейсом. В связи с этим должностная инструкция контролера технического состояния транспортных средств дополнилась рядом пунктов. Их отражение в локальной документации не столько обязательно, сколько нужно – трудовые баталии в организациях  возникают довольно часто.

Несколько нормативных документов, содержащих информацию о необходимости наличия должности контролера технического состояния АТС, а также полный перечень требований.

К ним относятся:

  1. Приказ Министерства транспорта РФ № 9 (действующий от 15.01.2021 г.).
  2. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
  3. Положение о Министерстве транспорта РФ, утвержденное в постановлении правительства № 395 (30.07.2004 г.).

Описание

Положение  контролера технического состояния транспортных средств занимают специалисты различных категорий – водители, диспетчеры, ответственные за Безопасность Дорожного Движения (при соответствии профстандарту). Их обязательство – вывод транспортных средств на линию в исправном состоянии.

Звание требует знания не только технических характеристик, устройства машин, но и технического регламента, который задает порядок проведения технического осмотра, прописывает стандарты (нормы) допуска АТС к эксплуатации.

Кроме того, специалист выполняет роль консультанта – проводит инструктаж водителей, напоминает об изменениях в законодательстве, проверяет комплектность аптечки и СИЗ, доводит до водителей важные сведения о транспортном средстве, выполняет функции механика (ремонт). Его труд и ответственный, и травмоопасный.

Основные положения должностной инструкции контролера техсостояния ТСТрудобязанности дополняются заполнением журналов учета и путевых листов. Также он ответственен за документацию, выдаваемую автосервисами и магазинами запчастей.

Помимо технического опыта, специалист должен обладать навыками работы с документооборотом.

В качестве особенностей  выделяют:

  1. Предусмотрена матответственность за имущество начальства, гражданскую (уголовную) ответственность перед третьими лицами в результате неправомерных действий.
  2. Низкую оплату труда при значительных трудозатратах (плотный режим труда, повышенная концентрация внимания).
  3. Частое совмещение должностей.
  4. Проблемы с поиском вакансий в маленьких городах.
  5. Доступность профессионального образования, а также КПК (или переподготовки).

Внимание. Чтобы получить разрешение на труд ответственного за  технического состояния автотранспортных средств, требуется пройти профильное обучение по специальности «Техника и технологии наземного транспорта». Если такого диплома не имеется, принимают решение и записываются на КПК «контролер технического состояния автотранспортных средств».

Специальности и вузы – где учиться

В перечнях профессий среднего и высшего профессионального образования в пункте с кодом 23.00.00 указываются специальности, позволяющие работать контролером технического состояния. Их получают в вузах и учреждениях среднего профессионального образования. Как правило, в любом техническом колледже или техникуме есть кафедра для обучения автослесарей и техников.

При отсутствии «корочки» работник получает образование на допкурсах – очно, заочно или дистанционно (дешевле). Такие учебные центры имеют государственную лицензию и выдают дипломы установленного образца по завершении учебы и прохождении итогового тестирования. Проблемы в выборе образовательного учреждения не возникает, т. к. они лицензируются государством, а их представительства открыты в любом региональном центре (крупном городе). Обучающая программа профподготовки проверяющего технического состояния АТС рассчитана на сотрудников компаний-перевозчиков, отвечающих за безопасность дорожного движения. Проходить курсы обучения необходимо автослесарям и автомеханикам, желающим занять данную должность.

Внимание! Для работы специалистом требуют диплом. Перед записью на курсы запрашивают актуальный образец диплома с присвоением нужной специальности.

Кто может работать

В связи с тем, что вышел указ Минтранса №287, к контролерам технического состояния АТС предъявляются новые требования к:

  1. Образованию – не ниже среднего профессионального.
  2. Стажу – от года (при отсутствии высшего образования);
  3. Переподготовке с получением удостоверения (и повышению квалификации – через пять лет после обучения и в процессе работы).

Внимание. Условия допуска  приведены в п. 14.3 Указа. При наличии профильного высшего образования или диплома с присвоением звания опыт в техническом обслуживании не требуется.

Уровень зарплаты

Средний показатель на рынке труда составляет 30 тыс. руб. В больших городах зарплата достигает 45–60 тыс. руб. в зависимости от компетенции, стажа и специфики организации. В компаниях с автопарком более чем 100 ед. техники они зарабатывают в среднем по 50 тыс. руб.

Должностная инструкция

Типовой документ разрабатывается организацией в зависимости от специфики производства. В тексте часто дублируются положения из законодательства, т. к. особых требований Росавтотранс не приводит.

Важные пункты документа:

  1. Предисловие.
  2. Общая часть.
  3. Обязанности и права.
  4. Ответственность.
  5. Условия труда.
  6. Оценка качества труда.
  7. Заключительная часть.

Чем подробнее изложены должностные инструкции контролеров технического состояния транспортных средств, тем проще осуществляется технический контроль за деятельностью транспортного отдела. В этом случае у руководства отпадает необходимость разъяснять ключевые моменты работы любому из проверяющих (главному, замещающему).

Внимание. Предисловием является первая страница с указанием даты утверждения документа, должности, ФИО работника, разработавшего инструкцию, а также согласования текста непосредственно с высшим руководством. В качестве примера приводится следующая инструкция. Иногда руководители заменяют предисловие одним абзацем. В нем описываются законопроекты и приказы, на основании которых составляется текст (ТК, Техрегламент, Приказы Минтранса и т. д.).

Главные положения

Глава затрагивает административные вопросы.

Заполнение должностной инструкции контролера техсостояния ТС
Положения должностной инструкции.

В ней отражается следующее:

  1. Кем сотрудник назначен и в соответствии с каким приказом.
  2. Категория работника (разряд и другие профхарактеристики).
  3. В чьем подчинении он находится, кто дает распоряжения в отсутствии руководителя.
  4. Перечень квалификационных требований  по законодательству (образование, стаж).
  5. Случаи освобождения от звания, запись о заключении срочного договора.
  6. Чем руководствуется проверяющий технического состояния в процессе профессиональной деятельности.

Внимание. В качестве примера берут следующую инструкцию. При необходимости документ дорабатывается с  изменениями в законодательстве.

Обязанности

В описании должностных функций отражается полный перечень обязанностей, требований и правил, которые выполняет контролер технического состояния транспортных средств. При необходимости записывается каждая модель (марка) эксплуатируемого автомобильного транспорта.

Основные обязанности проверяющего технического состояния транспортных средств:

  1. Проверка и контроль безопасности ТС.
  2. Устранение неисправностей и выпуск машин на линию.
  3. Плановое техобслуживание в СТО, ведение технической, сопроводительной и внутренней документации.
  4. Доставка аварийного транспорта до места стоянки, ведение КУ ДТП и неисправностей.
  5. Проверка комплектности водительской аптечки и средств индивидуальной защиты
  6. Проведение предрейсового инструктажа водителей и сотрудников в подчинении, донесение самых важных сведений, касающихся их транспорта;

Что должен знать

На спецкурсах их снабжают всей актуальной нормативной базой. Список законопроектов и регламентов огромный. Чтобы не перечислять их в инструкции, работодатель составляет требования. При этом пункт может называться по-разному, например, «Знает и применяет в действии», «Знания и навыки».

В разделе затрагиваются следующие вопросы:

  1. Техническое устройство, особенности технического обслуживания, порядок предрейсовой проверки, и проверки после возвращения транспорта на линию. виды диагностируемых неисправностей.
  2. Законодательство, применяемое в профессиональной деятельности (широкий круг проблем, включая закон о безопасности дорожного движения).
  3. Нормативные акты, регламентирующие безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
  4. Документооборот, обязательные реквизиты и бланки.
  5. Полный спектр знаний и инструментов в области нормативно-правовой базы в сфере техосмотра, диагностики, ремонта, реставрации транспорта.
  6. Правила и нормы, введенные в организации для обеспечения безопасности труда.

Важно. Пункты раздела часто копируют из приказа №296, в котором приводятся все квалификационные и профессиональные требования.

Характеристика работ и задачи

Здесь прописывают, как именно проводится предрейсовый контроль, при помощи каких приборов диагностирования и методов проверки. Исходя из этого составляется список задач для мастера.

Дополнительно разъясняют, что:

  • выпуск неисправного транспорта в рейс запрещается;
  • проверку ТС после ремонтного технического обслуживания проверяющий осуществляет под личный ответ;
  • технические работы проводятся с соблюдением норм электро- и пожарной безопасности.

Кроме того, прописывают обязательство за передачу ТС в управление водителю без прав или медосвидетельствования.

Права

Полномочия контролера технического состояния всецело связаны с его должностными обязанностями.

Специалист имеет право:

  1. Запретить выезд водителя на линию или принять меры для предотвращения нарушений.
  2. Требовать от руководства полного материально-технического обеспечения рабочего места, в том числе бесплатную форму, обувь и СИЗ.
  3. На повышение квалификации с предоставлением выходных дней на период занятий.
  4. Запрашивать документацию, необходимую для работы (в других отделах).

Отдельно прописывают положение о том, что рабочему предоставляются иные права и гарантии по Трудовому Кодексу РФ.

Ответственность

Он отвечает за свои действия (бездействия) не только перед руководством, но и третьими лицами (государством).

В этом разделе перечисляют все виды нарушений, за которые работник наказывается дисциплинарно (несоблюдение трудового распорядка, инструкций). Отдельно прописывается пункт о требовании возмещении ущерба по ТК и ГК. Также контролер несет административный и уголовный ответ за правонарушения в сфере БДД.

Инструкция по охране труда

Должностная инструкция контролера техсостояния ТСВ первый рабочий день специалисту выдается инструкция по охране труда для контролера технического состояния транспортных средств.

Так как отраслевой (типовой) документ официально не разработан, предприятия используют отдельные инструкции требований и правил  для выполнения любой из работ (с горючими материалами, по ремонту и техническому обслуживанию). Перечень ТОИ приводится в справочнике Консультанта.

Также одним из правил является то, что он обязан расписаться в журнале о прохождении инструктажа по оказанию первой помощи на производстве и технике безопасности на всех участках проведения работ (монтаж, смазка, диагностика и т. д.).

Перспективы, карьерный рост

Контролер технического состояния транспорта считается перспективной специальностью. С 2017 года данная должность специально обученного человека вводится практически на всех предприятиях, эксплуатирующих автомобили,  в том числе и использование  легковых авто,  и занимающиеся перевозками. Они могут быть любыми:

  • службы пассажирского и маршрутного такси;
  • компании, осуществляющие пассажирские перевозки;
  • компании по грузовым перевозкам.

В промышленно развитых городах они будут востребованы на постоянной основе.

Основным преимуществом работы считается быстрый карьерный рост. Образование получают за 3 месяца переподготовки, а стаж для работы не требуется. Кроме того, исполнение совмещения доступно обычным водителям, механикам, слесарям и диспетчерам, которые прошли соответствующую подготовку.

В небольших организациях он может претендовать и на начальника транспортного отдела, которым обычно назначается ответственный за Безопасность Дорожного Движения.

Плюсы и минусы

Труд связан с высокой степенью обязательств при отсутствии весомых преимуществ.

В качестве плюсов выделяют:

  • социальные гарантии;
  • достойный заработок;
  • перспективы роста по карьерной лестнице;
  • широкие полномочия и самостоятельное распределение рабочего времени.

Минусы, как и у любого, также имеются. Но при соблюдении всех формальностей и неплотном графике работы (например, при небольшом потоке ТС) контролер исключает ошибки в работе. Обязательство сводится к соблюдению правил внутреннего распорядка в организации. Тем не менее перед выбором профессии часто задумываются об условиях работы.

Выводы

Должностная инструкция контролера технического состояния АТС разрабатывается руководителем самостоятельно с учетом методических указаний министерств и ведомств. Она служит ориентиром при выполнении рабочих функций. А ее грамотное составление позволяет избежать спорных ситуаций в будущем.

Обычно документ включает не более пяти разделов, где отражаются общие моменты деятельности, обязанности, права, ответ проверяющего. При трудоустройстве инструкция подписывается вместе с приказом о назначении.

Детальная информация видна на видео:

Оцените статью
БДД, диспетчер и контролер
Добавить комментарий

Adblock
detector