Основные положения должностной инструкции контролера техсостояния ТС

Контролер
В связи с тем, что должностная инструкция контролера техсостояния автомототранспортных средств не утверждена законом, работодатели разрабатывают документ самостоятельно. При этом используют профессиональные квалификационные справочники, в которых прописываются обязанности работников, а в случае с контролером – отдельные приказы Минтранса (они регулируют трудовые функции специалистов). Часто кадровики берут за образец типовую инструкцию контролера технического состояния, содержание которой дорабатывается с учетом изменений законодательства.

В связи с тем, что должностная инструкция контролера техсостояния автомототранс-портных средств не утверждена законом, работодатели разрабатывают документ самостоятельно. При этом используют профессиональные квалификационные справочники, в которых прописываются обязанности работников, а в случае с контролером – отдельные приказы Минтранса (они регулируют трудовые функции специалистов).

Часто кадровики берут за образец типовую инструкцию контролера технического состояния, содержание которой дорабатывается с учетом изменений законодательства.

Должность проверяющего требует от работника наличия не только образования, полученного после окончания школы, но и определенной квалификации, опыта, компетентности. С 2017 года специалисты проводят предрейсовый контроль по новым правилам (приказ Минтранса №296), путевые листы заполняются строго на бланке (с обязательными реквизитами).

В 2018 году были внесены изменения в основной закон о БДД. Профессия контролера автоматически перешла в разряд штатных.

С 2019 года к обязанностям специалиста прибавилась проверка исправности тахографов перед каждым рейсом. В связи с этим должностная инструкция контролера технического состояния автотранспортных средств дополнилась рядом пунктов. Их отражение во внутренней документации не столько обязательно, сколько необходимо – трудовые баталии на производстве возникают довольно часто.

Описание и характеристика профессии

Должность контролера технического состояния ТС занимают специалисты различных категорий – водители, диспетчеры, ответственные за БДД (при соответствии профстандарту). Их основная обязанность – вывод автомобилей на линию в исправном состоянии.

Профессия требует знания не только технических характеристик, устройства машин, но и техрагламента, который задает порядок проведения техосмотра, прописывает стандарты (нормы) допуска АТС к эксплуатации.

Кроме того, специалист выполняет обязанности консультанта – проводит инструктаж водителей, напоминает об изменениях в законодательстве, проверяет комплектность аптечки и СИЗ, доводит до водителей важные сведения об авто, выполняет функции механика (ремонт). Труд контролера и ответственный, и травмоопасный.

Основные положения должностной инструкции контролера техсостояния ТСТрудовые обязанности дополняются заполне-нием журналов учета и путевых листов. Также контролер ответственен за документацию, выдаваемую автосервисами и магазинами запчастей.

Помимо технического опыта, специалист должен обладать навыками работы с документооборотом.

В качестве основных характеристик профессии выделяют:

  1. Материальную ответственность за имущество работодателя, гражданскую (уголовную) ответственность перед третьими лицами в результате неправомерных действий.
  2. Низкую оплату труда при значительных трудозатратах (плотный режим работы, повышенная концентрация внимания).
  3. Частое совмещение должностей.
  4. Проблемы с поиском работы в маленьких городах.
  5. Доступность профессионального образования, а также курсов повышения квалификации (или переподготовки).

Важно. Чтобы получить разрешение на работу контролером, требуется пройти профильное обучение по специальности «Техника и технологии наземного транспорта». Если такого диплома не имеется, записываются на курсы переподготовки с присвоением квалификации «контролер».

Специальности и вузы – где учиться на контролера

В перечнях профессий среднего и высшего профессионального образования в пункте с кодом 23.00.00 указываются специальности, позволяющие работать на должности контролера. Их получают в вузах и учреждениях среднего профессионального образования. Как правило, в любом техническом колледже или техникуме есть кафедра для обучения автослесарей и техников.

При отсутствии «корочки» сотрудник получает образование на дополнительных курсах – очно, заочно или дистанционно (дешевле). Проблемы в выборе образовательного учреждения не возникает, т. к. они лицензируются государством, а их представительства открыты в каждом региональном центре (крупном городе).

Важно. Для работы специалистом требуют диплом контролера. Перед записью на курсы запрашивают актуальный образец диплома с присвоением нужной квалификации.

Кто может работать контролером

В связи с тем, что вышел приказ Минтранса №287, к контролерам предъявляются новые требования к:

  1. Образованию – не ниже среднего профессионального.
  2. Стажу – от года (при отсутствии высшего образования);
  3. Переподготовке с получением удостоверения контролера (и повышению квалификации – через пять лет после обучения и в процессе работы).

Важно. Условия допуска к работе приведены в п. 14.3 Приказа. При наличии профильного высшего образования или диплома с присвоением квалификации контролера опыт работы в техобслуживании не требуется.

Уровень зарплаты

Средний показатель на рынке труда составляет 30 тыс. руб. В больших городах зарплата достигает 45–60 тыс. руб. в зависимости от компетенции сотрудника, стажа и специфики предприятия. В компаниях с автопарком более чем 100 ед. техники контролеры зарабатывают в среднем по 50 тыс. руб.

Должностная инструкция

Типовой документ разрабатывается предприятием с учетом специфики производства. В тексте часто дублируются положения из законодательства, т. к. особых указаний о должностной инструкции контролера Росавтотранс не приводит.

Основные пункты документа:

  1. Предисловие.
  2. Общая часть.
  3. Обязанности и права.
  4. Ответственность.
  5. Условия труда.
  6. Оценка качества работы.
  7. Заключительная часть.

Чем подробнее изложены должностные инструкции контролеров технического состояния автомобилей, тем проще осуществляется контроль за деятельностью транспортного отдела. В этом случае у работодателя отпадает необходимость разъяснять ключевые моменты работы каждому из контролеров (главному, замещающему).

Важно. Предисловием является первая страница с указанием даты утверждения документа, должности, ФИО работника, разработавшего инструкцию, а также согласования текста с высшим руководством. В качестве примера приводится следующая инструкция. Иногда работодатели заменяют предисловие одним абзацем. В нем описываются основные законы и приказы, на основании которых составляется текст (ТК, Техрегламент, Приказы Минтранса и т. д.).

Общие положения

Глава затрагивает административные вопросы работы.

Заполнение должностной инструкции контролера техсостояния ТС
Общие положения должностной инструкции.

В ней отражается следующее:

  1. Кем сотрудник назначен на должность и в соответствии с каким приказом.
  2. Категория работника (разряд и другие профессиональные характеристики).
  3. В чьем подчинении он находится, кто дает распоряжения в отсутствии руководителя.
  4. Перечень квалификационных требований к контролеру по закону (образование, стаж).
  5. Случаи освобождения от должности, запись о заключении срочного договора.
  6. Чем руководствуется контролер в процессе профессиональной деятельности.

Важно. В качестве примера берут следующую инструкцию. При необходимости документ дорабатывается с учетом изменений в законодательстве.

Обязанности

В описании должностных функций отражается полный перечень обязанностей, которые выполняет контролер техсостояния транспортных средств. При необходимости записывается каждая модель (марка) эксплуатируемого автомобильного транспорта.

Основные обязанности контролера технического состояния автотранспортных средств:

  1. Проверка и контроль безопасности ТС.
  2. Устранение неисправностей и выпуск машин на линию.
  3. Плановое техобслуживание в СТО, ведение технической, сопроводительной и внутренней документации.
  4. Доставка аварийного автотранспорта до места стоянки, ведение журналов учета ДТП и неисправностей.
  5. Проведение предрейсового инструктажа водителей и сотрудников в подчинении.

Что должен знать

На курсах контролеров снабжают всей актуальной нормативной базой. Список законов и регламентов огромный. Чтобы не перечислять их в инструкции, работодатель составляет общие требования. При этом пункт может называться по-разному, например, «Знает и применяет в действии», «Знания и навыки».

В разделе затрагиваются следующие вопросы:

  1. Техническое устройство, особенности техобслуживания, порядок предрейсовой проверки, виды диагностируемых неисправностей.
  2. Законодательство, применяемое в профессиональной деятельности (широкий круг проблем, включая основной закон о безопасности дорожного движения).
  3. Документооборот, обязательные реквизиты и бланки.
  4. Правила и нормы, введенные на предприятии для обеспечения безопасности труда.

Важно. Основные пункты раздела часто копируют из приказа №296, в котором приводятся все квалификационные и профессиональные требования к контролеру.

Характеристика работ и задачи

Здесь прописывают, как именно проводится предрейсовый контроль, при помощи каких приборов диагностирования и методов проверки. Исходя из этого составляется список задач для мастера.

Дополнительно разъясняют, что:

  • выпуск неисправных автомобилей в рейс запрещается;
  • проверку ТС после ремонтного обслуживания контролер осуществляет под личную ответственность;
  • технические работы проводятся с соблюдением норм электро- и пожарной безопасности.

Кроме того, прописывают ответственность за передачу ТС в управление водителю без прав или медосвидетельствования.

Права

Полномочия контролера всецело связаны с его должностными обязанностями.

Специалист имеет право:

  1. Запретить выезд водителя на линию или принять меры для предотвращения нарушений.
  2. Требовать от руководства полного материально-технического обеспечения рабочего места, в том числе бесплатную форму, обувь и СИЗ.
  3. На повышение квалификации с предоставлением выходных дней на период занятий.
  4. Запрашивать документацию, необходимую для работы (в других отделах).

Отдельно прописывают положение о том, что сотруднику предоставляются иные права и гарантии по ТК РФ.

Ответственность

Контролер отвечает за свои действия (бездействия) не только перед работодателем, но и третьими лицами (государством).

В разделе «ответственность контролера технического состояния автотранспорта» перечисляют все виды нарушений, за которые сотрудник наказывается дисциплинарно (несоблюдение трудового распорядка, инструкций). Отдельно прописывается пункт о возмещении ущерба по ТК и ГК. Также контролер несет административную и уголовную ответственность за правонарушения в сфере БДД.

Инструкция по охране труда

Должностная инструкция контролера техсостояния ТСВ первый рабочий день специалисту выдается инструкция по охране труда для контролера технического состояния автотранспортных средств.

Так как отраслевой (типовой) документ официально не разработан, предприятия используют отдельные инструкции для выполнения каждой из работ (с горючими материалами, по ремонту и техобслуживанию). Перечень ТОИ приводится в справочнике Консультанта.

Также контролер обязан расписаться в журнале о прохождении инструктажа по оказанию первой помощи на производстве и технике безопасности на всех участках проведения работ (монтаж, смазка, диагностика и т. д.).

Перспективы, карьерный рост

Контролер техсостояния транспорта считается перспективной специальностью. С 2017 года должность вводится практически на каждом предприятии, эксплуатиру-ющем автомобили, в том числе легковые. В промышленно развитых городах профессия будет востребована на постоянной основе.

Основным преимуществом работы контролера считается быстрый карьерный рост. Образование получают за 3 месяца переподготовки, а стаж для работы не требуется. Кроме того, совмещение должности доступно обычным водителям, механикам, слесарям и диспетчерам.

В небольших компаниях контролер может претендовать и на начальника транспортного отдела, которым обычно назначается ответственный за БДД.

Плюсы и минусы профессии

Должность контролера связана с высокой степенью ответственности при отсутствии весомых преимуществ.

В качестве плюсов выделяют:

  • социальные гарантии;
  • достойный заработок;
  • перспективы роста по карьерной лестнице;
  • широкие полномочия и самостоятельное распределение рабочего времени.

Минусы, как и у любой профессии, также имеются. Но при соблюдении всех формаль-ностей и неплотном графике работы (например, при небольшом потоке ТС) контролер исключает ошибки в работе. Ответственность сводится к соблюдению правил внутреннего распорядка на предприятии. Тем не менее перед выбором профессии часто задумываются об условиях работы.

Выводы

Должностная инструкция контролера техсостояния АТС разрабатывается работодателем самостоятельно с учетом методических указаний министерств и ведомств. Она служит ориентиром для сотрудника при выполнении рабочих функций. А ее грамотное составление позволяет избежать спорных ситуаций в будущем.

Обычно документ включает не более пяти разделов, где отражаются общие моменты деятельности, обязанности, права, ответственность контролера. При трудоустройстве инструкция подписывается вместе с приказом о назначении на должность.

Детальная информация видна на видео:

Оцените статью
Блог о БДД, диспетчер, контролер
Добавить комментарий

Adblock
detector