В связи с тем, что ДИ контролера технического состояния автомототранспортных средств не утверждена законом, директора разрабатывают документ самостоятельно. При этом используют профессиональные квалификационные справочники, в которых прописываются производственные обязанности работников, а в случае с проверяющим технического состояния – отдельные приказы Минтранса (они регулируют трудовые функции специалистов).
Часто кадровики берут за образец типовую инструкцию проверяющего технического состояния, содержание которой дорабатывается с изменением законодательства Российской Федерации.
Положение проверяющего требует от работника наличия не только образования, полученного после окончания школы, но и определенного образования, опыта, компетентности. С 2017 года специалисты проводят предрейсовый контроль по новым правилам (указ Минтранса №296), путевые листы заполняются строго на бланке (с обязательными реквизитами).
В 2018 году были внесены изменения в законопроект о Безопасности Дорожного Движения. Служба проверяющего автоматически перешла в разряд штатных.
С 2019 года к обязательствам специалиста прибавилась проверка исправности тахографов перед любым рейсом. В связи с этим должностная инструкция контролера технического состояния транспортных средств дополнилась рядом пунктов. Их отражение в локальной документации не столько обязательно, сколько нужно – трудовые баталии в организациях возникают довольно часто.
Несколько нормативных документов, содержащих информацию о необходимости наличия должности контролера технического состояния АТС, а также полный перечень требований.
К ним относятся:
- Приказ Министерства транспорта РФ № 9 (действующий от 15.01.2021 г.).
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
- Положение о Министерстве транспорта РФ, утвержденное в постановлении правительства № 395 (30.07.2004 г.).
Описание
Положение контролера технического состояния транспортных средств занимают специалисты различных категорий – водители, диспетчеры, ответственные за Безопасность Дорожного Движения (при соответствии профстандарту). Их обязательство – вывод транспортных средств на линию в исправном состоянии.
Звание требует знания не только технических характеристик, устройства машин, но и технического регламента, который задает порядок проведения технического осмотра, прописывает стандарты (нормы) допуска АТС к эксплуатации.
Кроме того, специалист выполняет роль консультанта – проводит инструктаж водителей, напоминает об изменениях в законодательстве, проверяет комплектность аптечки и СИЗ, доводит до водителей важные сведения о транспортном средстве, выполняет функции механика (ремонт). Его труд и ответственный, и травмоопасный.
Трудобязанности дополняются заполнением журналов учета и путевых листов. Также он ответственен за документацию, выдаваемую автосервисами и магазинами запчастей.
Помимо технического опыта, специалист должен обладать навыками работы с документооборотом.
В качестве особенностей выделяют:
- Предусмотрена матответственность за имущество начальства, гражданскую (уголовную) ответственность перед третьими лицами в результате неправомерных действий.
- Низкую оплату труда при значительных трудозатратах (плотный режим труда, повышенная концентрация внимания).
- Частое совмещение должностей.
- Проблемы с поиском вакансий в маленьких городах.
- Доступность профессионального образования, а также КПК (или переподготовки).
Внимание. Чтобы получить разрешение на труд ответственного за технического состояния автотранспортных средств, требуется пройти профильное обучение по специальности «Техника и технологии наземного транспорта». Если такого диплома не имеется, принимают решение и записываются на КПК «контролер технического состояния автотранспортных средств».
Специальности и вузы – где учиться
В перечнях профессий среднего и высшего профессионального образования в пункте с кодом 23.00.00 указываются специальности, позволяющие работать контролером технического состояния. Их получают в вузах и учреждениях среднего профессионального образования. Как правило, в любом техническом колледже или техникуме есть кафедра для обучения автослесарей и техников.
При отсутствии «корочки» работник получает образование на допкурсах – очно, заочно или дистанционно (дешевле). Такие учебные центры имеют государственную лицензию и выдают дипломы установленного образца по завершении учебы и прохождении итогового тестирования. Проблемы в выборе образовательного учреждения не возникает, т. к. они лицензируются государством, а их представительства открыты в любом региональном центре (крупном городе). Обучающая программа профподготовки проверяющего технического состояния АТС рассчитана на сотрудников компаний-перевозчиков, отвечающих за безопасность дорожного движения. Проходить курсы обучения необходимо автослесарям и автомеханикам, желающим занять данную должность.
Внимание! Для работы специалистом требуют диплом. Перед записью на курсы запрашивают актуальный образец диплома с присвоением нужной специальности.
Кто может работать
В связи с тем, что вышел указ Минтранса №287, к контролерам технического состояния АТС предъявляются новые требования к:
- Образованию – не ниже среднего профессионального.
- Стажу – от года (при отсутствии высшего образования);
- Переподготовке с получением удостоверения (и повышению квалификации – через пять лет после обучения и в процессе работы).
Внимание. Условия допуска приведены в п. 14.3 Указа. При наличии профильного высшего образования или диплома с присвоением звания опыт в техническом обслуживании не требуется.
Уровень зарплаты
Средний показатель на рынке труда составляет 30 тыс. руб. В больших городах зарплата достигает 45–60 тыс. руб. в зависимости от компетенции, стажа и специфики организации. В компаниях с автопарком более чем 100 ед. техники они зарабатывают в среднем по 50 тыс. руб.
Должностная инструкция
Типовой документ разрабатывается организацией в зависимости от специфики производства. В тексте часто дублируются положения из законодательства, т. к. особых требований Росавтотранс не приводит.
Важные пункты документа:
- Предисловие.
- Общая часть.
- Обязанности и права.
- Ответственность.
- Условия труда.
- Оценка качества труда.
- Заключительная часть.
Чем подробнее изложены должностные инструкции контролеров технического состояния транспортных средств, тем проще осуществляется технический контроль за деятельностью транспортного отдела. В этом случае у руководства отпадает необходимость разъяснять ключевые моменты работы любому из проверяющих (главному, замещающему).
Внимание. Предисловием является первая страница с указанием даты утверждения документа, должности, ФИО работника, разработавшего инструкцию, а также согласования текста непосредственно с высшим руководством. В качестве примера приводится следующая инструкция. Иногда руководители заменяют предисловие одним абзацем. В нем описываются законопроекты и приказы, на основании которых составляется текст (ТК, Техрегламент, Приказы Минтранса и т. д.).
Главные положения
Глава затрагивает административные вопросы.
В ней отражается следующее:
- Кем сотрудник назначен и в соответствии с каким приказом.
- Категория работника (разряд и другие профхарактеристики).
- В чьем подчинении он находится, кто дает распоряжения в отсутствии руководителя.
- Перечень квалификационных требований по законодательству (образование, стаж).
- Случаи освобождения от звания, запись о заключении срочного договора.
- Чем руководствуется проверяющий технического состояния в процессе профессиональной деятельности.
Внимание. В качестве примера берут следующую инструкцию. При необходимости документ дорабатывается с изменениями в законодательстве.
Обязанности
В описании должностных функций отражается полный перечень обязанностей, требований и правил, которые выполняет контролер технического состояния транспортных средств. При необходимости записывается каждая модель (марка) эксплуатируемого автомобильного транспорта.
Основные обязанности проверяющего технического состояния транспортных средств:
- Проверка и контроль безопасности ТС.
- Устранение неисправностей и выпуск машин на линию.
- Плановое техобслуживание в СТО, ведение технической, сопроводительной и внутренней документации.
- Доставка аварийного транспорта до места стоянки, ведение КУ ДТП и неисправностей.
- Проверка комплектности водительской аптечки и средств индивидуальной защиты
- Проведение предрейсового инструктажа водителей и сотрудников в подчинении, донесение самых важных сведений, касающихся их транспорта;
Что должен знать
На спецкурсах их снабжают всей актуальной нормативной базой. Список законопроектов и регламентов огромный. Чтобы не перечислять их в инструкции, работодатель составляет требования. При этом пункт может называться по-разному, например, «Знает и применяет в действии», «Знания и навыки».
В разделе затрагиваются следующие вопросы:
- Техническое устройство, особенности технического обслуживания, порядок предрейсовой проверки, и проверки после возвращения транспорта на линию. виды диагностируемых неисправностей.
- Законодательство, применяемое в профессиональной деятельности (широкий круг проблем, включая закон о безопасности дорожного движения).
- Нормативные акты, регламентирующие безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
- Документооборот, обязательные реквизиты и бланки.
- Полный спектр знаний и инструментов в области нормативно-правовой базы в сфере техосмотра, диагностики, ремонта, реставрации транспорта.
- Правила и нормы, введенные в организации для обеспечения безопасности труда.
Важно. Пункты раздела часто копируют из приказа №296, в котором приводятся все квалификационные и профессиональные требования.
Характеристика работ и задачи
Здесь прописывают, как именно проводится предрейсовый контроль, при помощи каких приборов диагностирования и методов проверки. Исходя из этого составляется список задач для мастера.
Дополнительно разъясняют, что:
- выпуск неисправного транспорта в рейс запрещается;
- проверку ТС после ремонтного технического обслуживания проверяющий осуществляет под личный ответ;
- технические работы проводятся с соблюдением норм электро- и пожарной безопасности.
Кроме того, прописывают обязательство за передачу ТС в управление водителю без прав или медосвидетельствования.
Права
Полномочия контролера технического состояния всецело связаны с его должностными обязанностями.
Специалист имеет право:
- Запретить выезд водителя на линию или принять меры для предотвращения нарушений.
- Требовать от руководства полного материально-технического обеспечения рабочего места, в том числе бесплатную форму, обувь и СИЗ.
- На повышение квалификации с предоставлением выходных дней на период занятий.
- Запрашивать документацию, необходимую для работы (в других отделах).
Отдельно прописывают положение о том, что рабочему предоставляются иные права и гарантии по Трудовому Кодексу РФ.
Ответственность
Он отвечает за свои действия (бездействия) не только перед руководством, но и третьими лицами (государством).
В этом разделе перечисляют все виды нарушений, за которые работник наказывается дисциплинарно (несоблюдение трудового распорядка, инструкций). Отдельно прописывается пункт о требовании возмещении ущерба по ТК и ГК. Также контролер несет административный и уголовный ответ за правонарушения в сфере БДД.
Инструкция по охране труда
В первый рабочий день специалисту выдается инструкция по охране труда для контролера технического состояния транспортных средств.
Так как отраслевой (типовой) документ официально не разработан, предприятия используют отдельные инструкции требований и правил для выполнения любой из работ (с горючими материалами, по ремонту и техническому обслуживанию). Перечень ТОИ приводится в справочнике Консультанта.
Также одним из правил является то, что он обязан расписаться в журнале о прохождении инструктажа по оказанию первой помощи на производстве и технике безопасности на всех участках проведения работ (монтаж, смазка, диагностика и т. д.).
Перспективы, карьерный рост
Контролер технического состояния транспорта считается перспективной специальностью. С 2017 года данная должность специально обученного человека вводится практически на всех предприятиях, эксплуатирующих автомобили, в том числе и использование легковых авто, и занимающиеся перевозками. Они могут быть любыми:
- службы пассажирского и маршрутного такси;
- компании, осуществляющие пассажирские перевозки;
- компании по грузовым перевозкам.
В промышленно развитых городах они будут востребованы на постоянной основе.
Основным преимуществом работы считается быстрый карьерный рост. Образование получают за 3 месяца переподготовки, а стаж для работы не требуется. Кроме того, исполнение совмещения доступно обычным водителям, механикам, слесарям и диспетчерам, которые прошли соответствующую подготовку.
В небольших организациях он может претендовать и на начальника транспортного отдела, которым обычно назначается ответственный за Безопасность Дорожного Движения.
Плюсы и минусы
Труд связан с высокой степенью обязательств при отсутствии весомых преимуществ.
В качестве плюсов выделяют:
- социальные гарантии;
- достойный заработок;
- перспективы роста по карьерной лестнице;
- широкие полномочия и самостоятельное распределение рабочего времени.
Минусы, как и у любого, также имеются. Но при соблюдении всех формальностей и неплотном графике работы (например, при небольшом потоке ТС) контролер исключает ошибки в работе. Обязательство сводится к соблюдению правил внутреннего распорядка в организации. Тем не менее перед выбором профессии часто задумываются об условиях работы.
Выводы
Должностная инструкция контролера технического состояния АТС разрабатывается руководителем самостоятельно с учетом методических указаний министерств и ведомств. Она служит ориентиром при выполнении рабочих функций. А ее грамотное составление позволяет избежать спорных ситуаций в будущем.
Обычно документ включает не более пяти разделов, где отражаются общие моменты деятельности, обязанности, права, ответ проверяющего. При трудоустройстве инструкция подписывается вместе с приказом о назначении.
Детальная информация видна на видео: