Нужен ли послерейсовый медосмотр водителей

Медосмотр водителя
Послесменный врачебный осмотр в 2019 году обязателен для нескольких групп водителей. В статье поговорим об особенностях процедуры и ответственности шоферов.

Для обеспечения безопасности на дороге введена система врачебных осмотров водителей. Это мировая практика. В большинстве стран процедура медицинского освидетельствования закреплена законодательно. Россия – не исключение. Ряд подзаконных актов контролирует правильность проведения процедур, за их неисполнение предусмотрены штрафы.

Однако у осмотров есть несколько видов. Один из них – послесменный – обязателен не для всех. В статье разберемся, кто должен проходить послерейсовый медицин-ский осмотр водителей в 2019 году, кого накажут за его отсутствие, какие требования существуют к самому мероприятию.

Типы медицинских осмотров водителей

«Пилотирование» автомобилей – занятие потенциально опасное. Смертность в ДТП с каждым годом растет. Правительства стран, стараясь понизить печальную статистику, разрабатывают превентивные меры. Одна из основных – контроль за состоянием водителей. Мониторинг проводят медицинские работники.

Сами осмотры делятся на четыре категории, каждая из которых имеет свои особенности.

Послерейсовый медицинский осмотр водителей обязателен или нет 2019
Медосмотр водителя.

Водители, оформленные на должность в транспортные компании (сфера грузопере-возок), обязаны проходить все типы осмотров, а именно:

  1. Предварительный. Осуществляется перед приемом на работу. В процессе врач фиксирует имеющиеся отклонения. Отмечает особенности организма нового сотрудника. В результате человека принимают в компанию или отказывают в работе.
  2. Периодический. Как правило, его проводят раз в год. Осмотр исключает развитие серьезных заболеваний, мешающих полноценной работе.
  3. Предсменный. Основная задача – убедиться, что человек готов к отправке в рейс. Успешно прошедшие контроль работники получают доступ к грузовику.
  4. Послесменный. Определяет влияние вредных веществ, психоэмоциональное состояние шофера.

Послерейсовый медосмотр

Нужен ли послерейсовый медосмотр водителей? Да, если сотрудник работает с вредными веществами. Обследование проводится регулярно. Если шофер перевозит грузы в черте города, вечером возвращается на базу, то к врачу он должен подходить ежедневно. Если поездка длительная, то осмотр проходит после каждой смены.

Законодательство

Все рекомендации к организации осмотров прописаны на госуровне. Они заключены в Трудовом кодексе и в Федеральном законе «О безопасности ДД». Последний гласит, что врачебный осмотр водителя транспортного средства после рейса проводится постоянно. Стаж здесь роли не играет. Рекомендации к оформлению документации и оснащению медкабинета описаны в Приказе Министерства здравоохранения.

Зачем нужен

Основное предназначение – безопасность. Как участников дорожного движения, так и самого водителя. Медицинское обследование также нацелено на выявление нетрезвых водителей. Бывают случаи, когда шофер «принимает на грудь» во время рейса. Процедура таких сотрудников выявляет, данные фиксируются в отчетном журнале.

Для кого обязателен

Послерейсовый медицинский осмотр водителей обязателен или нет? Как мы отметили ранее, процедура обязательная. Ее должны пройти шоферы, перевозящие пассажиров и опасные грузы. К категории «опасных» относят вещества, которые могут причинить вред здоровью людей и окружающей среде.

В некоторых случаях токсичные грузы вызывают нарушение поведения. Доктор это зафиксирует и даст рекомендации.

По законодательству на этом список к «осмотру обязанных» заканчивается. Но судебная практика показывает другое. Так, сотрудник, который просто перевозит работников организации, также обязан проходить послерейсовый медосмотр.

Даже в том случае, когда путь занимает не больше часа. Придраться могут и к тем, кто управляет легковыми машинами. Личным водителям по-хорошему также нужно пройти освидетельствование и техосмотр.

Процедура затрагивает водителей общественного транспорта – автобусов, троллейбусов, трамваев и маршрутных такси.

Кто проводит

Законодательство обязывает фирмы организовывать предрейсовые и послерейсовые осмотры. Именно компания должна пригласить медика в штат или заключить договор с клиникой. Для рядовых сотрудников освидетельствование бесплатно, расходы берет на себя организация. Требовать деньги с шофера – незаконно.

послерейсовый медицинский осмотр водителей обязателен или нет 2019
Осуществление осмотров.

Сами же манипуляции совершает аккреди-тованный специалист. Иначе результаты не будут зачтены проверяющими, а компания-перевозчик получит штраф.

Водителей вправе осматривать медик со среднеспециальным или высшим образо-ванием. Но решение о недопуске подписывает исключительно дипломированный специалист.

Младший персонал вправе выписать направление на дополнительное обследование. Процедуру проводят в частной или государственной поликлинике.

Где проходить

Есть несколько вариантов, давайте разбираться в каждом.

Для тех фирм, штат которых невелик, целесообразно организовать осмотры на базе клиники. Выбор учреждения не принципиален. Главное условие – у организации должна быть лицензия. С больницей заключается договор, группа водителей перед сменой обязана являться туда.

Для крупных фирм проще нанять доктора в штат. Со специалистом оговаривается заработная плата (из расчета 50–70 рублей за единовременный осмотр каждого работника). После этого организации необходимо получить соответствующую лицензию. Аккредитации специалиста для проверяющих будет недостаточно. На базе компании оборудуют врачебный кабинет, приобретают необходимое оборудование.

Требования к помещению и его оснащению закреплены в приказе Минздрава под номером 835. Если проверяющие обнаружат нарушения, фирме грозят солидные финансовые взыскания.

Порядок проведения послерейсового медосмотра

Первым делом врач собирает анамнез. Осуществляется замер артериального давления, пульса и температуры. После медик осматривает кожные покровы, зрачки, слизистые оболочки. В ходе процедуры у человека спрашивают об общем само-чувствии, фиксируют жалобы, если они есть.

Далее специалист должен удостовериться, что водитель трезв и не употреблял психотропные препараты. В случае подозрений назначаются дополнительные исследования: анализы мочи, тест на алкометре. Если от последних шофер отказывается, составляется соответствующий технический акт, который после передают руководству.

Выявление нарушений в состоянии здоровья

Когда речь идет о перевозке опасных грузов, а состояние водителя вызывает подозрения (тошнота, головные боли, рвота, учащенное сердцебиение, нарушение координации движений, обмороки), водитель получит направление на обследование в профильное медицинское учреждение.

послерейсовый медицинский осмотр водителей обязателен или нет 2019
Выявление нарушений в состоянии здоровья.

Дополнительное обследование могут назна-чить тогда, когда выявлены психоэмоци-ональные нарушения. В ряде случаев дополнительные отгулы дают водителям, у которых выявляют переутомление.

Зачастую это происходит после длительных рейсов. Подобная практика снижает риск аварий.

Ответственность водителя

При обострении заболеваний шофер обязан сообщить об этом медику. Взысканий за плохое самочувствие, естественно, не предусмотрено. Если в рейсе произошло отравление химическими веществами, руководство оплачивает сотруднику больничный, в тяжелых ситуациях – лечение в стационаре.

В случае, если водитель пришел на работу пьяным, под действием наркотических или психотропных препаратов, его снимают с рейса. За незаявленный простой оплату шофер не получает. Штрафы за неподобающее поведение выписывает компания. Их размер зависит от внутреннего регламента организации.

За уклонение от прохождения осмотра сотрудник может быть оштрафован на тысячу рублей. Штраф за отсутствие меток в путевом листе составит 500 рублей.

Ответственность же за нарушения регламента осмотров и их отсутствие лежит на начальстве. Финансовые взыскания недобросовестные компании ждут немалые – до миллионов рублей, если водителей в штате много.

Если же на рейс после осмотра был отправлен нетрезвый шофер, должностным лицам придется заплатить 20 тысяч рублей. Юрлица ждет наказание масштабнее – 100 тысяч рублей.

На вопрос, обязательно ли проводить послерейсовый медицинский осмотр водителя, ответ положительный. Процедуру проходят те, кто возит людей и опасные грузы. За нарушение норм законодательство предусматривает финансовые взыскания. Их налагают на фирму.

Если сотрудник после рейса жалуется на плохое самочувствие, делают дополни-тельное обследование. При токсичных отравлениях шоферам дают оплачиваемый больничный.

Детальная информация видна на видео:

Оцените статью
Блог о БДД, диспетчер, контролер
Добавить комментарий