ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения» разработан усилиями ФАУ «РОСДОРНИИ» и НИЦ ГИБДД МВД Российской Федера-ции. Документ соответствует основным требованиям Венской конвенции о дорожных сигналах и знаках, Европейскому соглашению с внесенными поправками.
- Область применения стандарта
- Список ссылок на стандарты
- Термины с соответствующими определениями
- Применение дорожных знаков
- Приоритета
- Предписывающие
- Запрещающие
- Особых предписаний
- Предупреждающие
- Информационные
- Сервисные
- Применение дорожных разметок
- Применение дорожных светофоров
- Применение дорожных ограждений и направляющих устройств
Область применения стандарта
В документе прописаны основные аспекты использования технических устройств организации движения на трассах. Сюда относятся знаки, разметка, светофоры, ограждения и направляющие элементы на улицах, загородных шоссе, магистралях.
Список ссылок на стандарты
В документации используются ссылки на следующие ГОСТы:
- 50597-93. Прописаны требования к эксплуатационному состоянию (допустимому по условиям обеспечения безопасности) трасс.
- 50970-2011. Рассматривается использование сигнальных столбов.
- 50971-2011. Указаны требования к световозвращателям.
- 51256-2011. Документ посвящен дорожной разметке.
- 19433-88. Классификация и обозначение опасных грузов.
- 52282-2004. Типы, параметры, характеристики и использование светофоров.
- 52290-2004. Прописаны требования к установке и эксплуатации знаков.
- 25869-90. Информационное сопровождение наземных ТС, остановок и станций.
Если в документацию вносятся поправки, последние обязательно публикуют в ГОСТах.
Термины с соответствующими определениями
Стандартом используются следующие обозначения:
- Техническое средство для организации движения по дорогам. Сюда относятся знаки, ограждения, разметки, светофор и направляющие элементы.
- Знак. Представляет собой панель заданной формы с нанесенными обозначениями (буквами, цифрами, картинками). Знак информирует об условиях и режимах движения, расположении населенных пунктов, других объектов.
- Разметка. Это нанесенные линии, стрелки и аналогичные указатели на проезжей части либо других поверхностях, позволяющие участникам движения ориентироваться на трассе.
- Светофор. Устройство, подающее световые сигналы, с помощью которых регулируется движение.
- Ограждение. Элемент устанавливается, чтобы исключить съезд ТС с обочины, моста и аналогичных объектов. Ограждение часто присутствует на разделительных полосах, возле препятствий и сооружений, насыпи.
- Направляющее устройство. Представляет собой сигнальный столб, тумбу либо островок, позволяющие зрительно ориентироваться на местности.
Применение дорожных знаков
В зависимости от ситуации используются знаки:
- приоритета;
- предупреждающие;
- предписывающие;
- запрещающие;
- информационные;
- сервиса;
- особых предписаний.
Установка знаков выполняется перед перекрестком, местом для разворота, пунктом сервиса и другими местами, где подобные панели необходимы для информирования участников движения о ситуации на трассе либо нахождении какого-либо объекта.
Приоритета
Применяются для обозначения очередности проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей и узких участков трасс.
Например, знаки:
- «Главная дорога». Дает преимущество при проезде нерегулируемых перекрестков.
- «Уступить дорогу». Знак обязывает водителей пропустить ТС, движущиеся по пересекаемой трассе.
- «Конец главной дороги». Размещается в месте, где трасса утрачивает статус основной.
В зависимости от ситуации устанавливаются и другие знаки.
Предписывающие
Подобные указатели используются для введения либо отмены режимов движения.
К ним относятся:
- «Объезд препятствия справа» (и/или слева). Знак размещают для указания объезда перед ограждениями, препятствиями, разделительной полосой.
- «Велосипедная дорожка или полоса». Информационную панель устанавливают для обозначения дорожки, по которой допускается только движение велосипедов. При отсутствии тротуара на ней можно находиться и пешеходам.
- «Движение прямо» (направо, налево, на разворот). Указывает разрешенное направление на пересечении проезжих частей.
Имеются и другие знаки, которые монтируются в зависимости от обстоятельств местности и условий на дорогах. Есть отдельный указатель для обозначения пешеходной дорожки.
Запрещающие
Применяются для ограничения или отмены движения.
К подобным знакам относятся:
- «Въезд запрещен». Проезжать на территорию, расположенную за указателем, нельзя, кроме случаев, прописанных в ПДД. Например, допускаются машины предприятий для уборки территории.
- «Движение запрещено». Ограничивает доступ ТС на отдельные участки дороги.
Существуют знаки, запрещающие проезд отдельных категорий транспортных средств. Например, мотоциклов, только легковых либо грузовых автомобилей.
Есть информационные панели, не допускающие к участию в движении машин с прицепом, тракторов, велосипедов, мопедов, гужевых повозок и даже пешеходов.
Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность, тоже отражаются на знаках. Последние могут ограничивать движение по дорогам ТС, масса, высота, длина и ширина которых превышает значения, указанные на информационных панелях.
Особых предписаний
Знаки предназначены для введения особых режимов движения либо их отмены.
К ним относятся:
- «Автомагистраль». Обозначает трассы, на которых действуют требования ПДД, устанавливающие порядок движения по скоростным шоссе.
- «Дорога для автомобилей». Знак предупреждает участников движения, что по трассе возможен проезд только мотоциклов, автомобилей либо автобусов.
- «Дорога с односторонним движением». Установленная панель информирует, что движение ТС осуществляется только в указанном направлении.
- «Реверсивное движение». Знак используется для указания участков трассы, на которых с помощью светофоров (либо других элементов) регулируется проезд ТС по выделенным полосам с поочередным предоставлением преимущества на движение в противоположном направлении.
- «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств». Знак обозначает проезжую часть, на которой движение маршруток происходит по специально выделенной полосе навстречу общему потоку ТС.
- «Место остановки автобуса и/или троллейбуса» (трамвая, такси). Знак обозначает остановочные пункты соответствующих видов маршрутных ТС.
- «Пешеходный переход». Панель указывает место, предназначенное для пересечения людьми проезжей части.
Есть другие знаки, в том числе «Искусственная неровность» (требования отражены в ГОСТ Р-52605-2006), «Жилая зона», «Начало населенного пункта» и т. д.
Предупреждающие
Устанавливаются в опасных местах дороги, чтобы заранее информировать водителя. В основном панели размещают вне населенных пунктов на расстоянии 150-300 м, а в населенных – 50-100 м до опасного участка. При установке учитываются разрешенная скорость автомобиля, видимость и возможности монтажа опоры.
Информационные
Предназначены для информирования участников движения о находящихся на трассе населенных пунктах либо других административно-территориальных объектах.
К подобным знакам относятся:
- «Рекомендуемая скорость». Предупреждает водителей ТС о скоростном режиме, который наиболее подходит для указанного участка трассы и обеспечивает максимальную безопасность.
- «Парковка». Указывает на место, где допускается стоянка автомобилей.
- «Тупик». Обозначает дорогу, не имеющую сквозного проезда.
- «Схема движения». Указывает объездной маршрут в случаях, когда на перекрестках запрещается движение в некоторых направлениях.
Имеются и другие информационные знаки, в том числе «Направление движения для грузовых автомобилей», «Стоп-линия» и т. д., которые устанавливаются в зависимости от ситуации на дорогах.
Сервисные
Подобные знаки устанавливаются у различных объектов и подразумевают предназначение последних.
Например:
- «Пункт медицинской помощи»;
- «Больница»;
- «Мойка автомобилей»;
- «Пункт питания»;
- «Гостиница или мотель»;
- «Кемпинг»».
Устанавливаемые панели могут информировать о наличии на трассе мест для отдыха, постах ДПС, пляжах, туалетах и др.
Сервисные знаки устанавливаются за пределами населенных пунктов на расстоянии 400-800 м до указанного объекта. Однако могут располагаться и на расстоянии нескольких километров у поворотов либо перекрестков. В населенных пунктах монтаж панелей осуществляется на расстоянии 100-150 м до цели либо при заезде на сам объект.
Применение дорожных разметок
Разметка дорог считается элементом, позволяющим водителям визуально ориентироваться на трассе. Она используется как самостоятельное средство регулирования движения и применяется совместно со знаками и другими информирующими панелями.
Разметка подразделяется на:
- Горизонтальную. Наносится на усовершенствованное покрытие. В населенных пунктах подобный элемент используют на магистралях, трассах и улицах местного значения. В селах горизонтальная разметка присутствует на дорогах, по которым движутся маршрутные ТС. Вне населенных пунктов ее используют на шоссе с шириной проезжей части не менее 6 м. Причем интенсивность движения должна составлять свыше 1000 автомобилей в календарные сутки. Разметку допускается использовать и на других трассах, если она требуется для повышения безопасности.
- Вертикальную. Соответствующие линии наносятся на пролетные строения и опоры мостов, торцевые основания порталов тоннелей, бордюры и другие элементы для лучшей видимости указателей участниками движения.
Разметка применяется как самостоятельный информационный элемент и используется совместно с другими средствами регулирования на трассах.
Применение дорожных светофоров
Подобные конструкции устанавливают с целью регулирования очередности пропуска ТС и пешеходов, для обозначения опасных участков трассы.
Светофоры применяют на перекрестках, регулируемых пешеходных переходах. Допускается их использование перед железнодорожными переездами, пересечением трассы с трамвайными путями и другими местами.
При установке подобного оборудования обеспечивается видимость световых сигналов с расстояния, достаточного для того, чтобы водитель успел снизить скорость и при необходимости остановился (не менее 100 м).
Для дополнительного информирования участников движения о времени, оставшемся до смены сигнала (зеленого, красного), разрешается использование цифрового табло.
Применение дорожных ограждений и направляющих устройств
На трассах и улицах используют ограждения, которые разрешены для эксплуатации в установленном порядке.
Подобные конструкции монтируют:
- на обочинах автодорог;
- по краю тротуара либо газона;
- с 2 сторон проезжей части на мостовых сооружениях;
- на разделительной полосе шоссе.
Ограждение должно соответствовать требованиям к удерживающей способности, прогибу, рабочей ширине и минимальной высоте. Показатели рассчитываются с учетом сложности дорожных условий на выбранных участках шоссе.
Если не требуется установка ограждений, сигнальные столбы размещаются на трассах без искусственного освещения через каждые:
- 50 м – на прямолинейных участках шоссе при высоте насыпи от 2 м и интенсивности движения свыше 1000 автомобилей в сутки;
- 3 м – на кривых сопряжениях пересечений и примыканий автодорог в 1 уровне;
- 1,5 м – на железнодорожных переездах с обеих сторон на расстоянии до 16 м от крайних рельсов;
- 10 м – до и после водопропускных труб (по 3 столба с каждой стороны).
Направляющие элементы устанавливаются на обочине на расстоянии 0,35 м от бровки земляного полотна. Причем промежуток от края трассы до столба составляет не менее 1 м.
Детальная информация видна на видео: