Технические средства организации дорожного движения

FAQ

ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения» разработан усилиями ФАУ «РОСДОРНИИ» и НИЦ ГИБДД МВД Российской Федера-ции. Документ соответствует основным требованиям Венской конвенции о дорожных сигналах и знаках, Европейскому соглашению с внесенными поправками.

Область применения стандарта

В документе прописаны основные аспекты использования технических устройств организации движения на трассах. Сюда относятся знаки, разметка, светофоры, ограждения и направляющие элементы на улицах, загородных шоссе, магистралях.

Список ссылок на стандарты

В документации используются ссылки на следующие ГОСТы:

  1. 50597-93. Прописаны требования к эксплуатационному состоянию (допустимому по условиям обеспечения безопасности) трасс.
  2. 50970-2011. Рассматривается использование сигнальных столбов.
  3. 50971-2011. Указаны требования к световозвращателям.
  4. 51256-2011. Документ посвящен дорожной разметке.
  5. 19433-88. Классификация и обозначение опасных грузов.
  6. 52282-2004. Типы, параметры, характеристики и использование светофоров.
  7. 52290-2004. Прописаны требования к установке и эксплуатации знаков.
  8. 25869-90. Информационное сопровождение наземных ТС, остановок и станций.

Если в документацию вносятся поправки, последние обязательно публикуют в ГОСТах.

Термины с соответствующими определениями

Стандартом используются следующие обозначения:

  1. Техническое средство для организации движения по дорогам. Сюда относятся знаки, ограждения, разметки, светофор и направляющие элементы.
  2. Знак. Представляет собой панель заданной формы с нанесенными обозначениями (буквами, цифрами, картинками). Знак информирует об условиях и режимах движения, расположении населенных пунктов, других объектов.
  3. Разметка. Это нанесенные линии, стрелки и аналогичные указатели на проезжей части либо других поверхностях, позволяющие участникам движения ориентироваться на трассе.
  4. Светофор. Устройство, подающее световые сигналы, с помощью которых регулируется движение.
  5. Ограждение. Элемент устанавливается, чтобы исключить съезд ТС с обочины, моста и аналогичных объектов. Ограждение часто присутствует на разделительных полосах, возле препятствий и сооружений, насыпи.
  6. Направляющее устройство. Представляет собой сигнальный столб, тумбу либо островок, позволяющие зрительно ориентироваться на местности.

Применение дорожных знаков

Технические средства организации дорожного движения по ГОСТуВ зависимости от ситуации используются знаки:

  • приоритета;
  • предупреждающие;
  • предписывающие;
  • запрещающие;
  • информационные;
  • сервиса;
  • особых предписаний.

Установка знаков выполняется перед перекрестком, местом для разворота, пунктом сервиса и другими местами, где подобные панели необходимы для информирования участников движения о ситуации на трассе либо нахождении какого-либо объекта.

Приоритета

Применяются для обозначения очередности проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей и узких участков трасс.

Например, знаки:

  1. «Главная дорога». Дает преимущество при проезде нерегулируемых перекрестков.
  2. «Уступить дорогу». Знак обязывает водителей пропустить ТС, движущиеся по пересекаемой трассе.
  3. «Конец главной дороги». Размещается в месте, где трасса утрачивает статус основной.

В зависимости от ситуации устанавливаются и другие знаки.

Предписывающие

Подобные указатели используются для введения либо отмены режимов движения.

К ним относятся:

  1. «Объезд препятствия справа» (и/или слева). Знак размещают для указания объезда перед ограждениями, препятствиями, разделительной полосой.
  2. «Велосипедная дорожка или полоса». Информационную панель устанавливают для обозначения дорожки, по которой допускается только движение велосипедов. При отсутствии тротуара на ней можно находиться и пешеходам.
  3. «Движение прямо» (направо, налево, на разворот). Указывает разрешенное направление на пересечении проезжих частей.

Имеются и другие знаки, которые монтируются в зависимости от обстоятельств местности и условий на дорогах. Есть отдельный указатель для обозначения пешеходной дорожки.

Запрещающие

Применяются для ограничения или отмены движения.

К подобным знакам относятся:

  1. «Въезд запрещен». Проезжать на территорию, расположенную за указателем, нельзя, кроме случаев, прописанных в ПДД. Например, допускаются машины предприятий для уборки территории.
  2. «Движение запрещено». Ограничивает доступ ТС на отдельные участки дороги.
Как устанавливаются дорожные знаки для регулирования дорожного движения
Запрещающие знаки ДД.

Существуют знаки, запрещающие проезд отдельных категорий транспортных средств. Например, мотоциклов, только легковых либо грузовых автомобилей.

Есть информационные панели, не допускающие к участию в движении машин с прицепом, тракторов, велосипедов, мопедов, гужевых повозок и даже пешеходов.

Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность, тоже отражаются на знаках. Последние могут ограничивать движение по дорогам ТС, масса, высота, длина и ширина которых превышает значения, указанные на информационных панелях.

Особых предписаний

Знаки предназначены для введения особых режимов движения либо их отмены.

К ним относятся:

  1. «Автомагистраль». Обозначает трассы, на которых действуют требования ПДД, устанавливающие порядок движения по скоростным шоссе.
  2. «Дорога для автомобилей». Знак предупреждает участников движения, что по трассе возможен проезд только мотоциклов, автомобилей либо автобусов.
  3. «Дорога с односторонним движением». Установленная панель информирует, что движение ТС осуществляется только в указанном направлении.
  4. «Реверсивное движение». Знак используется для указания участков трассы, на которых с помощью светофоров (либо других элементов) регулируется проезд ТС по выделенным полосам с поочередным предоставлением преимущества на движение в противоположном направлении.
  5. «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств». Знак обозначает проезжую часть, на которой движение маршруток происходит по специально выделенной полосе навстречу общему потоку ТС.
  6. «Место остановки автобуса и/или троллейбуса» (трамвая, такси). Знак обозначает остановочные пункты соответствующих видов маршрутных ТС.
  7. «Пешеходный переход». Панель указывает место, предназначенное для пересечения людьми проезжей части.

Есть другие знаки, в том числе «Искусственная неровность» (требования отражены в ГОСТ Р-52605-2006), «Жилая зона», «Начало населенного пункта» и т. д.

Предупреждающие

Устанавливаются в опасных местах дороги, чтобы заранее информировать водителя. В основном панели размещают вне населенных пунктов на расстоянии 150-300 м, а в населенных – 50-100 м до опасного участка. При установке учитываются разрешенная скорость автомобиля, видимость и возможности монтажа опоры.

Информационные

Предназначены для информирования участников движения о находящихся на трассе населенных пунктах либо других административно-территориальных объектах.

К подобным знакам относятся:

  1. «Рекомендуемая скорость». Предупреждает водителей ТС о скоростном режиме, который наиболее подходит для указанного участка трассы и обеспечивает максимальную безопасность.
  2. «Парковка». Указывает на место, где допускается стоянка автомобилей.
  3. «Тупик». Обозначает дорогу, не имеющую сквозного проезда.
  4. «Схема движения». Указывает объездной маршрут в случаях, когда на перекрестках запрещается движение в некоторых направлениях.

Имеются и другие информационные знаки, в том числе «Направление движения для грузовых автомобилей», «Стоп-линия» и т. д., которые устанавливаются в зависимости от ситуации на дорогах.

Сервисные

Знаки дорожного движения по ГОСТу
Сервисные знаки.

Подобные знаки устанавливаются у различных объектов и подразумевают предназначение последних.

Например:

  • «Пункт медицинской помощи»;
  • «Больница»;
  • «Мойка автомобилей»;
  • «Пункт питания»;
  • «Гостиница или мотель»;
  • «Кемпинг»».

Устанавливаемые панели могут информировать о наличии на трассе мест для отдыха, постах ДПС, пляжах, туалетах и др.

Сервисные знаки устанавливаются за пределами населенных пунктов на расстоянии 400-800 м до указанного объекта. Однако могут располагаться и на расстоянии нескольких километров у поворотов либо перекрестков. В населенных пунктах монтаж панелей осуществляется на расстоянии 100-150 м до цели либо при заезде на сам объект.

Применение дорожных разметок

Разметка дорог считается элементом, позволяющим водителям визуально ориентироваться на трассе. Она используется как самостоятельное средство регулирования движения и применяется совместно со знаками и другими информирующими панелями.

Разметка подразделяется на:

  1. Горизонтальную. Наносится на усовершенствованное покрытие. В населенных пунктах подобный элемент используют на магистралях, трассах и улицах местного значения. В селах горизонтальная разметка присутствует на дорогах, по которым движутся маршрутные ТС. Вне населенных пунктов ее используют на шоссе с шириной проезжей части не менее 6 м. Причем интенсивность движения должна составлять свыше 1000 автомобилей в календарные сутки. Разметку допускается использовать и на других трассах, если она требуется для повышения безопасности.
  2. Вертикальную. Соответствующие линии наносятся на пролетные строения и опоры мостов, торцевые основания порталов тоннелей, бордюры и другие элементы для лучшей видимости указателей участниками движения.

Разметка применяется как самостоятельный информационный элемент и используется совместно с другими средствами регулирования на трассах.

Применение дорожных светофоров

Подобные конструкции устанавливают с целью регулирования очередности пропуска ТС и пешеходов, для обозначения опасных участков трассы.

Светофоры применяют на перекрестках, регулируемых пешеходных переходах. Допускается их использование перед железнодорожными переездами, пересечением трассы с трамвайными путями и другими местами.

При установке подобного оборудования обеспечивается видимость световых сигналов с расстояния, достаточного для того, чтобы водитель успел снизить скорость и при необходимости остановился (не менее 100 м).

Для дополнительного информирования участников движения о времени, оставшемся до смены сигнала (зеленого, красного), разрешается использование цифрового табло.

Применение дорожных ограждений и направляющих устройств

Правила установки знаков дорожного движения по ГОСТуНа трассах и улицах используют ограждения, которые разрешены для эксплуатации в установленном порядке.

Подобные конструкции монтируют:

  • на обочинах автодорог;
  • по краю тротуара либо газона;
  • с 2 сторон проезжей части на мостовых сооружениях;
  • на разделительной полосе шоссе.

Ограждение должно соответствовать требованиям к удерживающей способности, прогибу, рабочей ширине и минимальной высоте. Показатели рассчитываются с учетом сложности дорожных условий на выбранных участках шоссе.

Если не требуется установка ограждений, сигнальные столбы размещаются на трассах без искусственного освещения через каждые:

  • 50 м – на прямолинейных участках шоссе при высоте насыпи от 2 м и интенсивности движения свыше 1000 автомобилей в сутки;
  • 3 м – на кривых сопряжениях пересечений и примыканий автодорог в 1 уровне;
  • 1,5 м – на железнодорожных переездах с обеих сторон на расстоянии до 16 м от крайних рельсов;
  • 10 м – до и после водопропускных труб (по 3 столба с каждой стороны).

Направляющие элементы устанавливаются на обочине на расстоянии 0,35 м от бровки земляного полотна. Причем промежуток от края трассы до столба составляет не менее 1 м.

Детальная информация видна на видео:

Оцените статью
БДД, диспетчер и контролер
Добавить комментарий

Adblock
detector