Отсутствие ДТП, грамотное распределение потока транспорта на трассе, минимальное число пробок, безопасность пешеходов достигается благодаря выполнению определенных действий, именуемых безопасность дорожного движения.
Что такое – безопасность дорожного движения
Безопасность дорожного движения (БДД) представляет целостную программу мероприятий, способствующих беспрепятственному и безаварийному осущес-твлению перемещения из одной точки в другую всех участников дорожного движения.
К действующим лицам относятся:
- водители транспортных средств, велосипедов, мотоциклов, трамваев;
- пешеходы;
- пассажиры.
Законодательные акты трактуют БДД несколько иначе, понимая под безопасностью на дороге степень защищенности представителей дорожного движения от возникновения ДТП и наступление последствий.
Какие меры БДД существуют
Меры по обеспечению безопасности дорожного движения – это комплекс действий, способствующих минимизации возникновения ДТП, травмирования и наступления иных негативных последствий для участников дорожного движения. По характеру воздействия меры разделяют на активные и пассивные.
Активные
Активные мероприятия – это совокупность действий, направленных на снижение вероятности возникновения травм от опасных ситуаций.
К ним относят:
- Систематическое техническое обслуживание машин, агрегатов, транспорта, техники, дорожных знаков, иных элементов вспомогательного характера, необходимых для осуществления безаварийного движения.
- Исследование конструктивных элементов дорожного полотна на предмет разрушений, их устранение.
- Разработка, внедрение правил дорожного движения, контроль за исполнением.
- Проектирование, монтаж элементов наблюдения за ситуацией на трассах.
- Анализ и грамотное расположение дорожной развязки и разметки, исключающее заторы и повышенную аварийность.
Пассивные
Пассивные меры безопасности дорожного движения – совокупность мероприятий, снижающих тяжесть последствий после ДТП для участников аварии.
Выделяют:
- Монтаж заградительных сооружений на дорогах, звукового сопровождения во время зеленой полосы светофора и другие меры, ориентированные на безопасность пассажиров.
- Проектирование и производство транспортных средств в промышленных масштабах с усиленным кузовом, выделение областей, наиболее подверженных удару при столкновении, повышение ударопрочности.
- Наличие подушек, ремней безопасности, подголовников.
- Установка и контроль за использованием защитных приспособлений, если ребенок в машине: автомобильные кресла, бустеры или адаптеры на ремень.
- Оснащение автомобиля средствами первой помощи и пожаротушения.
Правила ДД
Под правилами дорожного движения (ПДД) понимают свод требований, рекомен-даций для всех участников движения, описывающих действия, необходимые к исполнению в различных ситуациях.
Оформляются правила на бумажных носителях, распространяются среди населения, находятся в свободном доступе в интернет-ресурсах. ПДД распространяются на наземные виды транспорта, кроме воздушного и водного.
К контролируемым транспортным средствам относятся:
- автомототранспорт;
- легковые автомобили;
- рельсовый транспорт (трамваи);
- пассажирские автобусы;
- грузовой транспорт;
- средства оперативных служб.
Справка. Движение железнодорожного путевого транспорта, в том числе поездов, электричек, регламентируется специализированными нормами. Соприкасающимися моментами выступают правила пересечения железнодорожных переездов.
ПДД подлежат изучению, их необходимо соблюдать на дорогах. Четкое следование установленным нормам поведения во время движения – гарантия безопасности всех участников процесса.
Основные мероприятия по БДД
Обеспечение безопасности дорожного движения – комплекс мер теоретического и практического характера, цель которых снизить аварийность либо возникновение негативных последствий на дороге в отношении граждан, транспорта, объектов и сооружений. Мероприятия условно делятся на четыре группы в зависимости от области воздействия.
Планировочно-реконструктивные
Главная цель планировочно-реконструктивных мероприятий – разгрузить интенсивный поток транспортных средств, грамотно организовав движение по скоростям, направлениям и типам транспорта.
К подобным мерам относятся:
- Монтаж разделительных и заградительных сооружений на полосах движений.
- Скоростное разграничение движения транспорта.
- Разделение магистрали по полосам движения, включая пешеходные тротуары, велосипедные, линии автобуса.
- Анализ, проектирование участков магистралей для введения дополнительных транспортных линий.
- Разработка и внедрение земельных линий в качестве разделителя полос на трассах с интенсивным движением.
- Подготовка, презентация предложений по введению участков дорог для разгрузки интенсивного потока.
- Устройство подъездных карманов для автомобилей на трассах.
- Планирование, обеспечение безопасных парковочных зон и мест высадки пассажиров, меры безопасности при движении задним ходом.
- Обустройство пешеходных переходов металлическими или бетонными заграждениями.
- Изучение технологических способов улучшения качества дорожного покрытия для усиления свойств сцепления.
- Изменение радиуса поворота для облегчения маневровых передвижений.
Агитационно-массовые
Формирование компетентного и адекватного поведения участников движения достигается благодаря агитационно-массовым мероприятиям.
Действия направлены на усиление в человеке принципов долга, ответственности за свою жизнь и окружающих:
- Использование агитационных плакатов, демонстрирующих водителю значение грамотного поведения на дороге.
- Разработка программ и внедрение в детских организациях для обучения детей ПДД. Проведение экскурсий, конкурсов, бесед с представителями дорожных служб.
- Информирование граждан посредством СМИ об авариях, причинах, последствиях. Осуществляется через социальную рекламу, передачи, статьи, познавательные мультфильмы, карикатуры, ролики, плакаты.
- Взаимодействие с руководителями предприятий, организаций для уведомления служащих о ДТП, внедрение профилактических бесед.
- Проведение публичных массовых акций, мероприятий, посвященных БДД.
- Исследование, анализ текущего состояния аварийности на дорогах, формирование отчетной документации.
- Доведение до водителей с помощью СМИ информации об изменениях в ПДД.
- Проработка специальных программ для популяризации БДД в известных социальных сетях, интернет-ресурсах.
- Проведение курсов, цель которых продемонстрировать современные технологии и методы совершенствования БДД, отобразить законодательную базу, регулирующую действия водителей и пешеходов.
Регулировочные
Цель регулировочных мероприятий – контролировать и формировать скорость движения транспортных средств в потоке.
Выполнение достигается за счет следующих действий:
- Установка знаков, оповещающих водителя об изменении скоростного режима.
- Внедрение автоматизированных систем оповещения или использование звукового сопровождения.
- Монтаж шумных полос, лежачих полицейских на опасных участках и участках повышенного внимания, где требуется незамедлительно сбросить скорость.
- Использование дополнительных знаков временного характера, оповещающих водителей об изменении условий движения: гололед, ремонтные работы.
- Регулировка работы светофоров с учетом потока автомобилей и перемещения пешеходов.
- Введение дополнительных светофоров на нерегулируемых пешеходных переходах вблизи школ, детских садов, больниц, участках массового скопления людей.
Организационно-технические
Комплекс организационно-технических мероприятий предназначен для нормали-зации и регулирования пропускной способности трасс во время передвижения транспорта и пешеходов.
Обеспечивается путем выполнения действий:
- Монтаж дорожных знаков, указателей.
- Подготовка проекта разметки дорожного покрытия и ее нанесение.
- Внесение предложения по канализированию движения.
- Разработка и принятие правил перевозки транспортными средствами грузов, в том числе, негабаритных.
- Анализ интенсивности потока пешеходов, транспортных средств на различных участках.
- Изучение аварийности, выявление опасных отрезков, предложение мер по устранению причин ДТП.
- Составление проектов, предложений, программ по повышению БДД после исследования статистики историй аварий.
- При возникновении чрезвычайных ситуаций применение дополнительных указателей для пояснения водителю безопасного направления.
- Внедрение и установка для защиты пешеходов ограждений или сооружений от движущегося потока машин.
- Введение освещения затемненных участков трассы, пешеходных переходов.
Кто несет ответственность и осуществляет контроль за БДД
Указами Президента ответственными организациями за БДД назначены структуры:
- Государственная инспекция безопасности дорожного движения РФ (ГИБДД РФ);
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
Работа ГИБДД нацелена на создание условий для бесперебойного и безаварийного движения транспорта внутри страны. Надзорные функции организация выполняет в тесном сотрудничестве с многочисленными службами органов внутренних дел, средствами массовой информации, Министерством Юстиции, общественными организациями.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта находится в ведении Министерства транспорта. Ее задача – контроль передвижений автомобильных средств во время международных сообщений или перевозок. Территориальные представительства, органы исполнительной власти, общественные организации – структурные подразделения на местах для выполнения возложенных функций.
Справка. Личную ответственность за БДД несет каждый участник дорожного движения.
Стратегия БДД в РФ
Стратегия безопасности дорожного движения актуализирована постановлением Правительства РФ 8 января 2018 года. Срок действия охватывает период 2018–2024 гг. Цель стратегии БДД – снижение аварийности, повышение безопасности, миними-зация травматизма и смертности на дорогах.
Реализация разделена на два этапа:
- 2018–2020 годы – подготовительный этап, анализ, исследование, создание проектов.
- 2021–2024 годы – практическое внедрение предложенных программ, контроль за исполнением.
Направления Стратегии БДД разбиты на несколько областей:
- Улучшение поведения представителей дорожного движения.
- Исключение вероятностей возникновения ДТП.
- Модернизация уличной инфраструктуры.
- Пересмотр правовой базы и допуска водителей.
- Управление БДД посредством органов местной исполнительной власти.
- Реконструкция, развитие механизмов поступления медицинской, психологической помощи пострадавшим при ДТП, анализа ситуации на дорогах.
Задачи представлены многочисленным списком.
Вот некоторые из них:
- Использование информационных систем (ИС), в том числе автоматизированной ИС «Эра-Глонасс», для отслеживания ДТП, получения своевременной помощи пострадавшими, анализа и прогнозирования аварийных ситуаций.
- Разработка программ по вовлечению школьников, студентов в вопросы БДД, формирование грамотности в поведении.
- Анализ законодательной базы защиты и регулирования действий водителей, пассажиров, пешеходов, предложение мер по улучшению.
- Формирование надежных средств, структур, станций оценки технического состояния транспортных средств, контроль за выполнением возложенных задач.
- Совершенствование транспортных развязок, разграничение движения транспорта по виду и классу.
- Пересмотр процесса обучения будущих водителей в автошколах, ужесточение требований к экзаменуемым и выдаче прав.
- Проработка вопросов по внедрению средств автоматического контроля правонарушений, дальнейшее введение в пользование.
- Привлечение представителей общественных организаций, бизнес-структур, промышленности в программы профилактики БДД.
- Устройство регулируемых пешеходных переходов в местах повышенного внимания, использование современных технических средств.
БДД – область, где риск аварийности сведен к минимуму, присутствует четкое соблюдение установленных правил поведения на дороге всеми участниками.
Технологические меры обеспечения безопасности движения относятся к пассивным действиям, реализуются в основном при производстве. Рекон-струкция, модернизация, структурирование – практическая реализация программ снижения аварийности.
Разрабатывать проекты, направленные на предупреждение ДТП, принимать, контролировать ход внедрения программ, выполнение правил водителями и пешеходами – задачи надзорных органов. Структуры ГИБДД и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при осуществлении деятельности основываются на законодательную базу и нормативные акты РФ. Одним из таких важных документов является ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения».
Детальная информация видна на видео: