Предприятия и частные лица, использующие ТС при осуществлении деятельности – будь то перевозка грузов или доставка сотрудников до терминала – обязаны соблюдать не только ПДД, но и другие правовые акты по обеспечению безопасности движения. Руководитель и иные должностные лица несут ответственность перед государством и третьими лицами при возникновении форс-мажора.
Кроме того, контролирующие органы проводят ежегодные проверки ЮЛ и ИП на предмет соответствия требованиям отдельных приказов, инструкций и ГОСТов. Чтобы не получить штраф и избежать уголовного преследования, начальство вынуждено обучать сотрудников за свой счет, а в некоторых случаях – организовывать ежедневные медобследования шоферов.
Каждая компания, использующая транспорт, имеет собственную специфику. Законодательство условно разделяет все фирмы на две категории. В первую группу входят занимающиеся перевозкой пассажиров и грузов предприятия. Во вторую – использующие транспортные средства для других задач, например, экспедиционных (только эксплуатация).
В каждом из случаев соблюдение ПДД водителями обязательно, а для руководителей предусмотрены особые требования. Например, если ИП занимается консалтингом, а автомобильное средство использует для личного передвижения, то проходить рейсовые медосмотры ему не нужно. Что же надо знать руководителям и должнос-тным лицам в части требований надзорных структур?
Что такое – безопасность дорожного движения
В соответствии с определением БДД – это понятие, описывающее уровень защиты участников движения от ДТП и их последствий. Иными словами, это закрепленный настоящими правилами комплекс мер (в т. ч. превентивных), обеспечивающих должную безопасность на дороге.
С целью регулирования дорожного движения и предотвращения конфликтных ситуаций (ущерб) разрабатываются разнообразные законы, приказы, инструкции, а также формы внутренней документации, необходимые для ведения учета ДТП, ТО, плановых мероприятий по безопасности, в том числе по обучению специалистов.
Стоит отметить, что основы законодательства в сфере дорожного движения регламентированы различными управлениями: ГУОБДД МВД, Правительством и ведомствами – Росавтотрансом и Минтрансом, Росстандартом. Отдельные аспекты регулируются Минздравом и даже Минобрнауки.
По состоянию на 2016 год число значимых правовых актов перевалило за 150 шт. А в 2021 г. с учетом стратегий по автотранспортной безопасности и отдельных инструкций – за 3000.
Это объясняет многогранность понятия БДД: каждый человек может пострадать из-за нарушений правил, поэтому ответственность предусматривается для водителей, их руководства, а также инфраструктурных служб (дорожное хозяйство, связь и коммуникации) и ГИБДД.
Участники дорожного движения
Основная документация по БДД выделяет три типа пользователей дорожной инфраструктуры: лица за рулем (водители), пассажиры, пешеходы. Другими словами, участник дорожного движения – это человек, который имеет отношение к действиям на трассе.
Первые, в свою очередь, участвуют в движении как собственники ТС, работники или ИП. Они несут прямую ответственность за участие в ДТП.
Что касается должностных лиц, допустивших работников к управлению автотранс-портным средством (автобус, машина, другая техника), то они попадают под юрисдикцию особого законодательства. В их обязанности входит контроль состояния не только штатных сотрудников, но и эксплуатируемых ТС.
В больших компаниях, занимающихся грузовыми и пассажирскими перевозками, в обязательном порядке создается дополнительный отдел. Его возглавляет ответствен-ное лицо, работа которого связана с аттестацией водителей, разработкой программы стажировок, проверкой транспортных мощностей, инженеров и механиков.
Важно. В связи с нахождением РФ в зоне свободной торговли, руководи-тели несут ответственность за соблюдение Регламента Таможенного Союза. Положения обязательны не только при грузоперевозках, но и во время эксплуатации ТС в странах-участницах ЕАЭС.
За нарушение предусмотрена административная ответственность по КоАП РФ в соответствии с законом № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Законодательная база – перечень и краткое содержание
Приведем список основных документов, соблюдение которых обязательно для предприятий и их сотрудников.
Федеральные законы
Перечень, в который вошли нормативные документы и акты по безопасности дорожного движения, отражает важные требования к предпринимателям и юрлицам.
- № 443-ФЗ от 29.12.17 г. Рассматривает вопросы организации дорожного движения, а также устанавливает список профессий с квалификационными требованиями в отношении лиц, связанных с БДД.
- № 294-ФЗ от 26.12.08 г. Закрепляет права, обязанности юрлиц и ИП при осуществлении государственного надзора в области БДД.
- № 257-ФЗ от 08.11.07 г. Закрепляет требования по использованию автодорог в РФ, ограничивает движение для отдельных категорий ТС.
- № 259-ФЗ от 08.11.07 г. Разъясняет порядок осуществления перевозки пассажиров, багажа, грузов. Запрещает деятельность без оформления путевых листов.
- № 170-ФЗ от 01.07.11 г. Описывает порядок проведения ТО и случаи, когда он потребуется повторно.
- № 67-ФЗ от 14.06.12 г. Разъясняет порядок страхования ответственности перевозчика.
- Дополнительный указ президента о безопасности в сфере дорожного движения № 711 от 15.06.98 г. Отражает права и обязанности представителей ГИБДД.
- № 58-ФЗ от 05.04.11 г. Вводит в силу действие Соглашения о перевозках внутри Таможенного Союза (пассажирские, грузовые, с прицепом).
Важно. Поиск документов по видам (ФЗ, Постановления, Указы и т. д.) осуществляют на сайте Правительства. Для этого в графу поиска вводят фразу или слово (ключевые). Алгоритм находит все акты из единой нормативной базы Правительства.
Кодексы (об уголовной и административной ответственности)
- КоАП. Утверждает ответственность за нарушение правил безопасности при использовании ТС (гл. 11, 12, 14, 16, 20).
- УК. Определяет виды преступлений против БДД (гл. 27). Предусматривает наказание и по другим статьям, если следствие докажет, например, злоупотребление полномочиями ответственного лица или нанесение ущерба экологии.
- ГПК. Характеризует особенности судопроизводства в РФ для ЮЛ и ФЛ.
- ГК (части 1, 2, 3, 4). Рассматривает порядок взаимодействия юрлиц и ИП с государством и гражданами. Описывает ситуации, когда интересы сторон находятся под защитой в случае нарушения закона.
Важно. КоАП и УК РФ содержат исчерпывающий перечень нарушений, предусмотренных за нарушение ПДД и БДД. К ответственности привлекаются как сотрудники, так и должностные лица (руководители и их подчиненные).
Приказы и постановления
Список представлен обширной базой актов различной подведомственности.
Перечислим основные, непосредственно относящиеся к БДД:
- Приказ Минтранса № 7 от 15.01.14 г. Разъясняет правила обеспечения безопасности при осуществлении перевозок автомобильным транспортом (стажировки водителей, медосмотры, внутренние проверки).
- Приказ Минтранса № 106 от 20.03.17 г. Обязывает соблюдать минимальные требования для людей, претендующих на должность ответственного за БДД на предприятии, включая необходимую аттестацию.
- Приказ Минтранса № 287 от 28.09.15 г. Устанавливает квалификационные требования к перевозчикам на автомобильном транспорте (юрлица и ИП).
- Приказ Минтранса № 15 от 20.08.04 г. Отражает вопросы рабочего времени и отдыха водителей.
Важно. Для ознакомления со сборниками документов (образцов) требуется воспользоваться сайтом отраслевого ведомства. Доступ к текстам предос-тавляется круглосуточно и бесплатно.
Правила дорожного движения
Порядок движения ТС по дорогам общего пользования закрепляется двумя актами:
- Постановление Правительства № 1090 от 23.10.93 г. Расписывает ПДД.
- №196-ФЗ от 10.12.95 г. Описывает мероприятия по контролю БДД и требования к ней. Закрепляет ответственность для водителей.
Важно. Для сотрудников разрабатывается документация по внутренней БДД на автотранспортном предприятии. Перед допуском к работе водитель проходит дополнительное обучение и сдает экзамен.
Инструкции
- Сборник инструкций для водителей по обеспечению безопасности движения. Памятки для работников на любом транспорте.
- Рекомендательный инструктаж. Отражает правила поведения водителя в рабочее время.
- Инструкция по охране труда (ТОИ). Обязывает сотрудников выполнять ряд предписаний для безопасной работы.
- Инструкция по предрейсовым медосмотрам. Разъясняет правила для водителей индивидуальных ТС.
Важно. Все документы по БДД на предприятии составляются ответствен-ным лицом. При этом используются методические указания Роструда. Актуальные примеры образцов скачивают из интернета.
ГОСТы
В качестве национальных стандартов используется более 2000 ГОСТов, применимых к безопасности дорожного движения. Часть из них обязательна к соблюдению на предприятиях, работающих с ТС в РФ.
В частности, ГОСТ Р ИСО 39001-2014 носит рекомендательный характер и описывает общий подход к организации управления БДД на предприятиях, использующих ТС.
Одним из важных документов, который соответствует Венской конвенции о дорожных сигналах и знаках, является ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения».
Перечень контрольных стандартов приводится на сайте Росстандарта.
В соответствии с указом президента № 711, все технические нормы и правила при проведении мероприятий по БДД стандартизированы и приведены к единому виду. Как результат, документация ответственного за безопасность дорожного движения составляется по типовым формам (журналам, бланкам).
В отдельных случаях требуется сопровождение консалтинговой компанией (транспортный аудит), которая предоставляет полный набор шаблонов для любого вида деятельности.
Важно. Для обучения штата водителей используют разнообразные методички, учебные модули, информационные лекции и блоки по ПДД. Они требуются для составления плана учебных мероприятий на отчетный год.
Ответственность за нарушения
Меры наказаний избираются в зависимости от тяжести преступления: дисциплинарные, административные и уголовные.
Ответственность за нарушение ПДД приводится в классификаторе «Консультанта».
Водители / должностные лица привлекаются по:
Если в ходе проверки установят, что руководитель мог и должен был предупредить нарушение, функционирование предприятия приостанавливается на срок до 90 суток, а начальника дисквалифицируют на 3 года (ст. 2.1, 5.27.1 КоАП).
Нередко водителей интересует, ведется ли учет скрытых случаев нарушения безопасности движения. Для ответа на данный вопрос необходимо разобраться с определением данного явления.
Выводы
Организация дорожного движения и транспортного обслуживания на предприятиях производится специальным отделом во главе с руководителем фирмы. Помимо соблюдения общих правовых норм, связанных с правилами дорожного движения, должностные лица берут на себя ответственность за ежегодные стажировки штатных сотрудников. А вот, к примеру, Приказ 835Н “О предрейсовых медосмотрах водителей” определяет готовность сотрудников выполнять свои должностные обязанности.
Вся работа по БДД регулируется отдельными правовыми актами специализированных ведомств и их надзорными службами.
В случае несоблюдения установленных правил на предприятия накладывается штраф в размере от тысячи до 400 тыс. руб. Уголовные и дисциплинарные меры применяются в ходе грубых нарушений в области охраны труда (ТК). Для регулирования деятельности по БДД рекомендуется проводить ежегодный аудит через консалтинговые агентства.
Возможно вам будет полезна статья о том, что представляет собой технический регламент Таможенного союза “Безопасность автомобильных дорог”.
Детальная информация видна на видео: