Проект стратегии безопасности дорожного движения до 2024

Проект стратегии безопасности дорожного движения до 2024 БДД

Безопасность использования транспортных средств – важный вопрос, требующий комплексного решения на общегосударственном уровне. В предлагаемом материале рассматривается стратегия безопасности дорожного движения до 2024 г. в рамках принятой программы в Российской Федерации с учетом содержания документа, его положительных и отрицательных качеств. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 года, – план, согласно которому начнется реализация первой части, направленной на уменьшение аварийности и смертности на дорогах России.

Стратегия Безопасности Дорожного Движения

Проект безопасности дорожного движения в Российской Федерации предполагает одновременное решение вопросов по улучшению транспортной инфраструктуры, повышение подготовки водителей, совершенствовать технических устройств и прочее. Запланированный итоговый результат должен снизить статистику смертности от ДТП за 2018-2024 гг. более чем в 3,5 раза по сравнению с показателем на дату ввода.

Полный текст обнародован в СМИ.

Задачи повышения безопасности движения на дорогах с применением автотранспорта особенно актуальны, учитывая статистику смертности от ДТП, зафиксированную в разных регионах Российской Федерации. После принятия количество погибших от дорожных катастроф (включая пешеходов) снизилось, составляя в целом по стране (в тыс. чел.):

  • за 2018 год – 18,2;
  • за 2019 год – 17;
  • за 10 месяцев 2020 года – немногим более 13.

Ключевой показатель, по которому можно сравнить данные – зарегистрировано число погибших за год на 100 тыс. человек населения. Россия в этом «черном» рейтинге с результатом 11,5 чел. по итогам 2019 года уступает Китаю и США с отметками соответственно 17,6 и 11,9 чел. Но степень безопасности движения в ведущих европейских державах значительно превосходит аналогичный показатель для России, как следует из приведенной диаграммы.

При подготовке плана были учтены положения стратегических документов в областях национальной, экономической, общественной, транспортной безопасности, внешней, миграционной, а также политики социально-экономического развития.

Данные глобального направления особо были подчеркнуты в ГИБДД ввиду острой необходимости их реализации и невозможности продвижения идеи увеличения дорожной безопасности лишь поднятием штрафов и санкций против нарушителей. Вопрос национальной безопасности на дорогах может быть решен только комплексно, и хорошо, что структура это понимает.

Стратегия безопасности дорожного движения до 2024
Стратегия безопасности дорожного движения до 2024

 

Кстати. До 2024 года – промежуточное звено в рамках комплексного общегосударственного плана, призванного до 2030 года достигнуть среднеевропейского уровня Безопасности Дорожного Движения.

Кто ее разрабатывал

Разработал профильный комитет Правительства по поручению Президента Российской Федерации. Утверждена Правительственным Постановлением № 1-р в январе 2018 года.

Для кого она предназначена

Рассчитана как на государственные Министерства и ведомства, так и на отдельных граждан. Безопасность дорожного движения недостижима без участия каждого человека, системного подхода к решению.

Цели

Основные цели предполагают достижение нулевого показателя смертности от травматизма при ДТП. Целевой ориентир принят согласно текущему показателю развитых европейских стран.

Главное

Разработана по направлениям с методами реализации поставленных целей, отраженными в таблице.

НаправленияМетоды решения вопросов
Корректировка действий участниковПропаганда соблюдения ПДД
Завоевание доверия граждан к органам внутренних дел (при негативном отношении к нарушителям правил)
Формирование положительного образа сотрудника ГИБДД
Привлечение общественных структур, представителей бизнеса для ведения профилактики (организация конференций и форумов по детальному планированию необходимых мер)
Расширение использования автоматических средств контроля
Меры по безопасности дорожного движения при пассажирских и грузоперевозках
Усиление контроля и надзора за участниками движения
Экономическое стимулирование безопасности дорожного движения с пересмотром порядка выдачи лицензий, назначения штрафов и налогов
Усовершенствование законодательных норм по ОСАГО
Защита пешеходов и детейКомплексные действия по безопасности детей
Усовершенствование дорожной сети переходов с компьютерным моделированием и прогнозированием
Оснащение мест перехода транспортных магистралей с внедрением современных технических средств
Развитие транспортной инфраструктурыРазметка дорог, использование знаков, оснащение мест посадки и высадки пассажиров
Разумная застройка, землепользование, планирование прокладки новых трасс
Автоматизация регулирования транспортного потока
Допуск к управлению транспортным средствомУлучшение качества обучения
Повышение показателей знаний и умений водителей
Приведение технического состояния транспорта в соответствие с нормами действующих стандартов
Управление БДДПрактические действия по безопасности дорожного движения на федеральном, региональном и муниципальном уров-нях
Распределение полномочий контролирующих государственных структур
Постановка целей перед органами власти различных степеней
Улучшение взаимодействия между властными структурами
Пересмотр законодательных актов с назначением наказаний за нарушение ПДД
Выделение и освоение средств на безопасность дорожного движения
Усовершенствование правовых и организационных действий, направленных на безопасность движения
Создание комплекса учебных центров по подготовке консультантов и прочих специалистов по безопасности дорожного движения
Использование опыта других стран
Совершенствование системы помощи пострадавшим от ДТПРазвитие медицинских организаций, ответственных за экстренный выезд для спасения раненых при авариях
Координация всех участников расследования ДТП
Устранение препятствий для скорейшего прибытия помощи на место происшествия

Срок действия

Предельный срок, на который рассчитана – 2018-2030 годы с промежуточным подведением итогов в 2023 и 2024 гг. и реализуется национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Содержание

Оформлена в виде единого документа с принятой системой.Согласно документу, ГИБДД предлагает проанализировать соответствие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам безопасности дорожного движения на предмет соответствия федеральному законодательству, чтобы исключить множественные противоречия и подвести все под единый знаменатель, а также, наряду с другими предлагаемыми изменениями, разработать методические рекомендации по расчету экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий.

К примеру, в блок «Изменение поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и Правил дорожного движения» входят:

Предложения по наделению граждан возможностью снимать нарушения на мобильное приложение и отсылать видеоматериалы в ГИБДД, что достаточно живо обсуждалось в последние несколько лет и, несмотря на отсутствие действующей законодательной базы, скоро будет введено: «Организационно-методическое сопровождение возможности фиксации, передачи в полицию видеоматериалов, снятых свидетелями нарушений Правил дорожного движения с помощью специальных приложений для мобильных устройств, и правовое обеспечение упрощения механизма привлечения собственников транспортных средств к административной ответственности за такие правонарушения». Предложен и более глобальный пункт надзора за несовершеннолетними на дорогах: привлечение молодежных, общественных, в том числе волонтерских, организаций к реализации мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Интересно, как это будет реализовано.Повышение защищенности от ДТП и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов;
совершенствование улично-дорожной сети по условиям безопасности дорожного движения, включая развитие работ по организации дорожного движения; Присутствует даже такой пункт: «Подготовка предложений по созданию на базе общеобразовательных организаций родительских патрулей для мониторинга использования детьми световозвращающих элементов, соблюдения установленных правил при перевозке детей в транспортных средствах, а также обеспечения безопасности при следовании ребенка по маршруту «дом – школа – дом». Не обошли стороной в ГИБДД и ужесточение требований к водителям школьных автобусов.

Проработают вопрос, связанный с введением дополнительных требований в отношении водителей, привлекавшихся к ответственности за управление транспортными средствами в состоянии опьянения. К примеру, «включая обязательное психофизиологическое обследование водителей, управлявших транспортными средствами в состоянии опьянения выше определенной степени или неоднократно». К пьяным за рулем приковано особое внимание, к сожалению, вопрос остается острым и нерешенным.Применение так называемых «алкозамков» для водителей, работающих на транспорте или ранее привлеченных к ответственности за езду в пьяном виде: «Проработка организационно-правовых вопросов, связанных с установкой на транспортных средствах устройств блокирования запуска двигателя в случае наличия паров алкоголя в выдыхаемом воздухе (алкозамков), включая определение видов перевозок, для которых могут применяться такие устройства, а также категорий водителей (в том числе ранее привлекавшихся к ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения или отказавшихся от освидетельствования на состояние.

Затрагиваются всесторонние вопросы: от источников финансирования мероприятий по обеспечению безопасности ДД на федеральном, региональном и муниципальном уровнях до организации проведения мониторинга, совершенствования системы государственного учета показателей в области безопасности дорожного движения до разработки «специальной программы стандартизации предметов, услуг, технологий и иных объектов деятельности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения».

 

Остальные интересные вещи можно прочитать непосредственно в официальном документе, в том числе касающиеся приведения в надлежащий вид нерегулируемых пешеходных переходов, обустройства велосипедных дорожек, уменьшения рекламы вдоль дорог, «оптимизации» скоростного режима в населенных пунктах, а также запуска обмена информационными данными между ГИБДД и Минздравом о водителях, имеющих противопоказания к вождению, введения штрафов для медкомиссий, незаконно выдающих медицинские справки, наделения инспекторов правом направлять автомобили с неисправностями в автосервис на диагностику и так далее, в том числе включение в состав медицинской аптечки средств для укрытия и переноса пострадавшего (термоодеяла) при низких температурах воздуха.

Положения

Речь идет о правовой основе документа – Конституции Российской Федерации, федеральных и исполнительных законодательных актах, прочих нормативах. Принята на долгосрочной основе с учетом демографической политики, общих принципов развития государства.

Расставлены приоритеты безопасности дорожного движения с методами достижения оптимальных результатов. В ней учтены предложения государственных ведомств, общественных организаций.

Оценка современного состояния Безопасности ДД в РФ

Приведен краткий анализ травматизма от ДТП по итогам прошедшего периода, наиболее крупных происшествий в различных регионах, причин и следствий транспортных аварий.

Цели, принципы и показатели реализации

Сформулированы основные цели с  условиями,принципами достижения, методами оценки достигнутых результатов.

Дорожные знаки
Дорожные знаки

Риски и угрозы в области Безопасности ДД

Основная причина, влияющая на степень травматизма при ДТП (что подтверждает статистика) – человеческий фактор (безответственность участников движения).

В меньшей степени причины рисков связаны с такими обстоятельствами:

  • неконтролируемым увеличением количества автотранспорта, принадлежащего населению;
  • снижением среднего возраста водителей;
  • приоритетом экономики перед жизнью людей, участвующих в дорожном движении;
  • недооценкой роли общественных институтов, СМИ;

Сроки реализации Стратегии

Основа рассчитана на 7 лет с началом в 2018 и окончанием в 2024 году. Но этот этап – промежуточный в плане развития Безопасности Дорожного Движения. На промежуточном этапе, до 2024 года, предполагается снижение социального риска, числа погибших на 100 тыс. населения с 13,4 до 4. Этот план, напомним, был утвержден правительством еще в январе 2018 года.

Этапы выполнения всех пунктов

До 2024 г. запланировано стабилизировать ситуацию с закреплением и улучшением достигнутых результатов до 2030 года. В связи использования комплексов только в прошлом году ликвидировано более 1,5 тыс. аварийно-опасных участков, по мере чего в местах с высокой вероятностью возникновения ДТП передислоцировано 308 стационарных комплексов.

Плюсы и минусы документа

Недостатки стратегии связаны с:

  • отсутствием детальной проработки принимаемых действий;
  • излишним ужесточением нормативов за отдельные нарушения водителей;
  • спорной целесообразностью эффективности предпринимаемых шагов (расширением сети камер, изменением формы номеров авто и пр.);
  • коррупционностью отдельных схем.

Плюсы состоят в разработке единого комплексного плана, направленного на всестороннее решение вопроса Безопасности ДД, совместно с любыми остальными принципами развития государства.

Мнение экспертов

По мнению экспертов, предложенная стратегия Безопасности Дорожного Движения по многим позициям декларативна, без четкого механизма реализации. Отдельные вопросы довольно спорны: расширение сети автоматических камер может вызвать рост нервного напряжения с неблагоприятными последствиями по количеству ДТП.

Изменение формы и размеров номерных пластин грозит сложностями с идентификацией номеров автоматизированными средствами контроля. Налицо и другие проблемы, нуждающиеся в доработке.

Выводы

Рассмотренная программа – важный и нужный документ для улучшения ситуации на дорогах России в контексте последующего государственного развития. Насколько эффективными окажутся запланированные решения, покажет время.

В субъектах Российской Федерации, за исключением Чукотского автономного округа, насчитывается 15 тыс. стационарных и 3,6 тыс. передвижных комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД. За 9 месяцев 2020 года с их помощью выявлено почти 90 % всех административных правонарушений в области дорожного движения. В отношении собственников транспортных средств наложено штрафов на сумму более 71,1 млрд рублей, из которых исполнено 80,3 % постановлений, на сумму 32,8 млрд рублей. По мере спада экономической активности весной нынешнего года сокращалось и количество поездок. Водители и пешеходы подвергались меньшему риску. В марте снизилось количество ДТП на 5 %, в апреле уже на 41,4 %, в мае – на 29,4 %. Число погибших также значительно ниже показателей прошлого года. Такая статистика аварийности связана в основном с ограничительными мерами. Когда же их сняли, ситуация поначалу отличалась нестабильностью.

В целях сокращения смертности при ДТП, снижения травматизма детей и взрослых была создана Федеральная целевая программа “Повышение безопасности дорожного движения”. (ссылка)

Не менее важное значение имеет Федеральный проект “Безопасность дорожного движения 2021”.

Оцените статью
БДД, диспетчер и контролер
Добавить комментарий

Adblock
detector