Безопасность использования транспортных средств – важный вопрос, требующий комплексного решения на общегосударственном уровне. В предлагаемом материале рассматривается стратегия безопасности дорожного движения до 2024 г. в рамках принятой программы в Российской Федерации с учетом содержания документа, его положительных и отрицательных качеств.
- Стратегия БДД
- Кто ее разрабатывал
- Для кого она предназначена
- Цели и задачи
- Основные направления
- Срок действия
- Содержание Стратегии
- Общие положения
- Оценка современного состояния БДД в РФ
- Цели, направления, задачи, принципы и показатели реализации
- Риски и угрозы в области БДД
- Сроки реализации Стратегии
- Этапы выполнения всех пунктов
- Плюсы и минусы документа
- Мнение экспертов
- Выводы
Стратегия БДД
Проект Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации предполагает одновременное решение вопросов по улучшению транспортной инфраструктуры, повышение уровня подготовки водителей, совершенствование технических устройств и прочие меры. Запланированный итоговый результат должен снизить статистику смертности от ДТП за 2018-2024 гг. более чем в 3,5 раза по сравнению с показателем на дату ввода программы.
Полный текст Стратегии обнародован в СМИ.
Задачи повышения безопасности движения на дорогах с применением автотранспорта особенно актуальны, учитывая статистику смертности от ДТП, зафиксированную в различных регионах РФ. После принятия Стратегии БДД количество погибших от дорожных катастроф (включая пешеходов) снизилось, составляя в целом по стране (в тыс. чел.):
- за 2018 год – 18,2;
- за 2019 год – 17;
- за 10 месяцев 2020 года – немногим более 13.
Ключевой показатель, по которому можно сравнить данные – число погибших за год на 100 тыс. человек населения. Россия в этом «черном» рейтинге с результатом 11,5 чел. по итогам 2019 года уступает Китаю и США с отметками соответственно 17,6 и 11,9 чел. Но уровень безопасности движения в ведущих европейских державах значительно превосходит аналогичный показатель для РФ, как следует из приведенной диаграммы.
Кстати. Программа до 2024 года – промежуточное звено в рамках комплексного общегосударственного плана, призванного до 2030 года достигнуть среднеевропейского уровня БДД.
Кто ее разрабатывал
Проект разработал профильный комитет Правительства по поручению Президента РФ. Стратегия утверждена Правительственным Постановлением № 1-р в январе 2018 года.
Для кого она предназначена
Программа рассчитана как на государственные Министерства и ведомства, так и на отдельных граждан. Общая безопасность недостижима без участия каждого человека, системного подхода к решению задачи.
Цели и задачи
Основные цели предполагают достижение нулевого уровня смертности от травматизма при ДТП. Целевой ориентир принят согласно текущему показателю развитых европейских стран.
Основные направления
Стратегия разработана по направлениям с методами реализации поставленных задач, отраженными в таблице.
Направления | Методы решения вопросов |
Корректировка действий участников | Пропаганда соблюдения ПДД с образовательными программами по безопасному поведению на дорогах |
Завоевание доверия граждан к органам правопорядка (при негативном отношении к нарушителям правил) посредством агитационных мер в средствах массовой информации | |
Формирование положительного образа сотрудника ГИБДД | |
Привлечение общественных структур, представителей бизнеса для ведения профилактической работы (организация конференций и форумов по детальному планированию необходимых мер) | |
Расширение использования автоматических средств контроля | |
Меры по БДД при пассажирских и грузоперевозках | |
Усиление контроля и надзора за участниками движения | |
Экономическое стимулирование БДД с пересмотром порядка выдачи лицензий, назначения штрафов и налогов | |
Совершенствование законодательных норм по ОСАГО | |
Защита пешеходов и детей | Комплексные меры по безопасности детей |
Совершенствование дорожной сети переходов с компьютерным моделированием и прогнозированием | |
Оснащение мест перехода транспортных магистралей с внедрением современных технических средств | |
Развитие транспортной инфраструктуры | Разметка дорог, использование знаков, оснащение мест посадки и высадки пассажиров |
Разумная застройка, землепользование, планирование прокладки новых трасс | |
Автоматизация регулирования транспортного потока | |
Допуск к управлению ТС | Улучшение качества обучения |
Повышение уровня знаний и умений водителей | |
Приведение технического состояния транспорта в соответствие с нормами действующих стандартов | |
Управление БДД | Практические меры по БДД на федеральном, региональном и муниципальном уровнях |
Распределение полномочий контролирующих государственных структур | |
Постановка задач перед органами власти различных уровней | |
Улучшение взаимодействия между властными структурами | |
Пересмотр законодательных актов с назначением наказаний за нарушение ПДД | |
Выделение и освоение средств на БДД | |
Совершенствование правовых и организационных мер, направленных на безопасность движения | |
Создание комплекса учебных центров по подготовке консультантов и прочих специалистов по БДД | |
Использование опыта других стран | |
Совершенствование системы помощи пострадавшим от ДТП | Развитие медицинских организаций, ответственных за экстренный выезд для спасения раненых при авариях |
Координация всех участников расследования ДТП | |
Устранение препятствий для скорейшего прибытия помощи на место происшествия |
Срок действия
Предельный срок, на который рассчитана стратегия – 2018-2030 годы с промежуточным подведением итогов в 2023 и 2024 гг.
Содержание Стратегии
Стратегия оформлена в виде единого документа с принятой программой.
Общие положения
Речь идет о правовой основе документа – Конституции РФ, федеральных и исполнительных законодательных актах, прочих нормативах. Программа принята на долгосрочной основе с учетом демографической политики, общих принципов развития государства.
Расставлены приоритеты БДД с методами достижения оптимальных результатов. В программе учтены предложения государственных ведомств, общественных организаций.
Оценка современного состояния БДД в РФ
Приведен краткий анализ травматизма от ДТП по итогам прошедшего периода, наиболее крупных происшествий в различных регионах, причин и следствий транспортных аварий.
Цели, направления, задачи, принципы и показатели реализации
Сформулированы основные цели с направлениями, принципами достижения, методами оценки достигнутых результатов.
Риски и угрозы в области БДД
Основная причина, влияющая на уровень травматизма при ДТП (что подтверждает статистика) – человеческий фактор (безответственность участников движения).
В меньшей степени причины рисков связаны с такими обстоятельствами:
- неконтролируемым увеличением количества автотранспорта, принадлежащего населению;
- снижением среднего возраста водителей;
- приоритетом экономики перед жизнью людей, участвующих в дорожном движении;
- недооценкой роли общественных институтов, СМИ;
Еще один из важных факторов – несовершенство законодательства по многим первостепенным направлениям, влияющим на БДД.
Сроки реализации Стратегии
Основная программа рассчитана на 7 лет с началом в 2018 и окончанием в 2024 году. Но этот этап – промежуточный в общем плане развития БДД.
Этапы выполнения всех пунктов
До 2024 г. запланировано стабилизировать ситуацию с закреплением и улучшением достигнутых результатов до 2030 года.
Плюсы и минусы документа
Недостатки стратегии связаны с:
- отсутствием детальной проработки принимаемых мер;
- излишним ужесточением нормативов за отдельные нарушения;
- спорной целесообразностью эффективности предпринимаемых шагов (расширением сети камер, изменением формы номеров авто и пр.);
- коррупционностью отдельных схем.
Плюсы состоят в разработке единого комплексного плана, направленного на всестороннее решение вопроса БДД, совместно с общими принципами развития государства.
Мнение экспертов
По мнению экспертов, предложенная стратегия БДД по многим позициям декларативна, без четкого механизма реализации. Отдельные вопросы довольно спорны: расширение сети автоматических камер может вызвать рост нервного напряжения с неблагоприятными последствиями по количеству ДТП.
Изменение формы и размеров номерных пластин грозит сложностями с идентификацией номеров автоматизированными средствами контроля. Налицо и другие проблемы, нуждающиеся в доработке.
Выводы
Рассмотренная программа – важный и нужный документ для улучшения общей ситуации на дорогах России в контексте последующего государственного развития. Насколько эффективными окажутся запланированные меры, покажет время.