Безопасность использования транспортных средств – важный вопрос, требующий комплексного решения на общегосударственном уровне. В предлагаемом материале рассматривается стратегия безопасности дорожного движения до 2024 г. в рамках принятой программы в Российской Федерации с учетом содержания документа, его положительных и отрицательных качеств. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 года, – план, согласно которому начнется реализация первой части, направленной на уменьшение аварийности и смертности на дорогах России.
- Стратегия Безопасности Дорожного Движения
- Кто ее разрабатывал
- Для кого она предназначена
- Цели
- Главное
- Срок действия
- Содержание
- Положения
- Оценка современного состояния Безопасности ДД в РФ
- Цели, принципы и показатели реализации
- Риски и угрозы в области Безопасности ДД
- Сроки реализации Стратегии
- Этапы выполнения всех пунктов
- Плюсы и минусы документа
- Мнение экспертов
- Выводы
Стратегия Безопасности Дорожного Движения
Проект безопасности дорожного движения в Российской Федерации предполагает одновременное решение вопросов по улучшению транспортной инфраструктуры, повышение подготовки водителей, совершенствовать технических устройств и прочее. Запланированный итоговый результат должен снизить статистику смертности от ДТП за 2018-2024 гг. более чем в 3,5 раза по сравнению с показателем на дату ввода.
Полный текст обнародован в СМИ.
Задачи повышения безопасности движения на дорогах с применением автотранспорта особенно актуальны, учитывая статистику смертности от ДТП, зафиксированную в разных регионах Российской Федерации. После принятия количество погибших от дорожных катастроф (включая пешеходов) снизилось, составляя в целом по стране (в тыс. чел.):
- за 2018 год – 18,2;
- за 2019 год – 17;
- за 10 месяцев 2020 года – немногим более 13.
Ключевой показатель, по которому можно сравнить данные – зарегистрировано число погибших за год на 100 тыс. человек населения. Россия в этом «черном» рейтинге с результатом 11,5 чел. по итогам 2019 года уступает Китаю и США с отметками соответственно 17,6 и 11,9 чел. Но степень безопасности движения в ведущих европейских державах значительно превосходит аналогичный показатель для России, как следует из приведенной диаграммы.
При подготовке плана были учтены положения стратегических документов в областях национальной, экономической, общественной, транспортной безопасности, внешней, миграционной, а также политики социально-экономического развития.
Данные глобального направления особо были подчеркнуты в ГИБДД ввиду острой необходимости их реализации и невозможности продвижения идеи увеличения дорожной безопасности лишь поднятием штрафов и санкций против нарушителей. Вопрос национальной безопасности на дорогах может быть решен только комплексно, и хорошо, что структура это понимает.
Кстати. До 2024 года – промежуточное звено в рамках комплексного общегосударственного плана, призванного до 2030 года достигнуть среднеевропейского уровня Безопасности Дорожного Движения.
Кто ее разрабатывал
Разработал профильный комитет Правительства по поручению Президента Российской Федерации. Утверждена Правительственным Постановлением № 1-р в январе 2018 года.
Для кого она предназначена
Рассчитана как на государственные Министерства и ведомства, так и на отдельных граждан. Безопасность дорожного движения недостижима без участия каждого человека, системного подхода к решению.
Цели
Основные цели предполагают достижение нулевого показателя смертности от травматизма при ДТП. Целевой ориентир принят согласно текущему показателю развитых европейских стран.
Главное
Разработана по направлениям с методами реализации поставленных целей, отраженными в таблице.
Направления | Методы решения вопросов |
Корректировка действий участников | Пропаганда соблюдения ПДД |
Завоевание доверия граждан к органам внутренних дел (при негативном отношении к нарушителям правил) | |
Формирование положительного образа сотрудника ГИБДД | |
Привлечение общественных структур, представителей бизнеса для ведения профилактики (организация конференций и форумов по детальному планированию необходимых мер) | |
Расширение использования автоматических средств контроля | |
Меры по безопасности дорожного движения при пассажирских и грузоперевозках | |
Усиление контроля и надзора за участниками движения | |
Экономическое стимулирование безопасности дорожного движения с пересмотром порядка выдачи лицензий, назначения штрафов и налогов | |
Усовершенствование законодательных норм по ОСАГО | |
Защита пешеходов и детей | Комплексные действия по безопасности детей |
Усовершенствование дорожной сети переходов с компьютерным моделированием и прогнозированием | |
Оснащение мест перехода транспортных магистралей с внедрением современных технических средств | |
Развитие транспортной инфраструктуры | Разметка дорог, использование знаков, оснащение мест посадки и высадки пассажиров |
Разумная застройка, землепользование, планирование прокладки новых трасс | |
Автоматизация регулирования транспортного потока | |
Допуск к управлению транспортным средством | Улучшение качества обучения |
Повышение показателей знаний и умений водителей | |
Приведение технического состояния транспорта в соответствие с нормами действующих стандартов | |
Управление БДД | Практические действия по безопасности дорожного движения на федеральном, региональном и муниципальном уров-нях |
Распределение полномочий контролирующих государственных структур | |
Постановка целей перед органами власти различных степеней | |
Улучшение взаимодействия между властными структурами | |
Пересмотр законодательных актов с назначением наказаний за нарушение ПДД | |
Выделение и освоение средств на безопасность дорожного движения | |
Усовершенствование правовых и организационных действий, направленных на безопасность движения | |
Создание комплекса учебных центров по подготовке консультантов и прочих специалистов по безопасности дорожного движения | |
Использование опыта других стран | |
Совершенствование системы помощи пострадавшим от ДТП | Развитие медицинских организаций, ответственных за экстренный выезд для спасения раненых при авариях |
Координация всех участников расследования ДТП | |
Устранение препятствий для скорейшего прибытия помощи на место происшествия |
Срок действия
Предельный срок, на который рассчитана – 2018-2030 годы с промежуточным подведением итогов в 2023 и 2024 гг. и реализуется национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Содержание
Оформлена в виде единого документа с принятой системой.Согласно документу, ГИБДД предлагает проанализировать соответствие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам безопасности дорожного движения на предмет соответствия федеральному законодательству, чтобы исключить множественные противоречия и подвести все под единый знаменатель, а также, наряду с другими предлагаемыми изменениями, разработать методические рекомендации по расчету экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий.
К примеру, в блок «Изменение поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и Правил дорожного движения» входят:
Предложения по наделению граждан возможностью снимать нарушения на мобильное приложение и отсылать видеоматериалы в ГИБДД, что достаточно живо обсуждалось в последние несколько лет и, несмотря на отсутствие действующей законодательной базы, скоро будет введено: «Организационно-методическое сопровождение возможности фиксации, передачи в полицию видеоматериалов, снятых свидетелями нарушений Правил дорожного движения с помощью специальных приложений для мобильных устройств, и правовое обеспечение упрощения механизма привлечения собственников транспортных средств к административной ответственности за такие правонарушения». Предложен и более глобальный пункт надзора за несовершеннолетними на дорогах: привлечение молодежных, общественных, в том числе волонтерских, организаций к реализации мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Интересно, как это будет реализовано.Повышение защищенности от ДТП и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов;
совершенствование улично-дорожной сети по условиям безопасности дорожного движения, включая развитие работ по организации дорожного движения; Присутствует даже такой пункт: «Подготовка предложений по созданию на базе общеобразовательных организаций родительских патрулей для мониторинга использования детьми световозвращающих элементов, соблюдения установленных правил при перевозке детей в транспортных средствах, а также обеспечения безопасности при следовании ребенка по маршруту «дом – школа – дом». Не обошли стороной в ГИБДД и ужесточение требований к водителям школьных автобусов.
Проработают вопрос, связанный с введением дополнительных требований в отношении водителей, привлекавшихся к ответственности за управление транспортными средствами в состоянии опьянения. К примеру, «включая обязательное психофизиологическое обследование водителей, управлявших транспортными средствами в состоянии опьянения выше определенной степени или неоднократно». К пьяным за рулем приковано особое внимание, к сожалению, вопрос остается острым и нерешенным.Применение так называемых «алкозамков» для водителей, работающих на транспорте или ранее привлеченных к ответственности за езду в пьяном виде: «Проработка организационно-правовых вопросов, связанных с установкой на транспортных средствах устройств блокирования запуска двигателя в случае наличия паров алкоголя в выдыхаемом воздухе (алкозамков), включая определение видов перевозок, для которых могут применяться такие устройства, а также категорий водителей (в том числе ранее привлекавшихся к ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения или отказавшихся от освидетельствования на состояние.
Затрагиваются всесторонние вопросы: от источников финансирования мероприятий по обеспечению безопасности ДД на федеральном, региональном и муниципальном уровнях до организации проведения мониторинга, совершенствования системы государственного учета показателей в области безопасности дорожного движения до разработки «специальной программы стандартизации предметов, услуг, технологий и иных объектов деятельности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения».
Остальные интересные вещи можно прочитать непосредственно в официальном документе, в том числе касающиеся приведения в надлежащий вид нерегулируемых пешеходных переходов, обустройства велосипедных дорожек, уменьшения рекламы вдоль дорог, «оптимизации» скоростного режима в населенных пунктах, а также запуска обмена информационными данными между ГИБДД и Минздравом о водителях, имеющих противопоказания к вождению, введения штрафов для медкомиссий, незаконно выдающих медицинские справки, наделения инспекторов правом направлять автомобили с неисправностями в автосервис на диагностику и так далее, в том числе включение в состав медицинской аптечки средств для укрытия и переноса пострадавшего (термоодеяла) при низких температурах воздуха.
Положения
Речь идет о правовой основе документа – Конституции Российской Федерации, федеральных и исполнительных законодательных актах, прочих нормативах. Принята на долгосрочной основе с учетом демографической политики, общих принципов развития государства.
Расставлены приоритеты безопасности дорожного движения с методами достижения оптимальных результатов. В ней учтены предложения государственных ведомств, общественных организаций.
Оценка современного состояния Безопасности ДД в РФ
Приведен краткий анализ травматизма от ДТП по итогам прошедшего периода, наиболее крупных происшествий в различных регионах, причин и следствий транспортных аварий.
Цели, принципы и показатели реализации
Сформулированы основные цели с условиями,принципами достижения, методами оценки достигнутых результатов.
Риски и угрозы в области Безопасности ДД
Основная причина, влияющая на степень травматизма при ДТП (что подтверждает статистика) – человеческий фактор (безответственность участников движения).
В меньшей степени причины рисков связаны с такими обстоятельствами:
- неконтролируемым увеличением количества автотранспорта, принадлежащего населению;
- снижением среднего возраста водителей;
- приоритетом экономики перед жизнью людей, участвующих в дорожном движении;
- недооценкой роли общественных институтов, СМИ;
Сроки реализации Стратегии
Основа рассчитана на 7 лет с началом в 2018 и окончанием в 2024 году. Но этот этап – промежуточный в плане развития Безопасности Дорожного Движения. На промежуточном этапе, до 2024 года, предполагается снижение социального риска, числа погибших на 100 тыс. населения с 13,4 до 4. Этот план, напомним, был утвержден правительством еще в январе 2018 года.
Этапы выполнения всех пунктов
До 2024 г. запланировано стабилизировать ситуацию с закреплением и улучшением достигнутых результатов до 2030 года. В связи использования комплексов только в прошлом году ликвидировано более 1,5 тыс. аварийно-опасных участков, по мере чего в местах с высокой вероятностью возникновения ДТП передислоцировано 308 стационарных комплексов.
Плюсы и минусы документа
Недостатки стратегии связаны с:
- отсутствием детальной проработки принимаемых действий;
- излишним ужесточением нормативов за отдельные нарушения водителей;
- спорной целесообразностью эффективности предпринимаемых шагов (расширением сети камер, изменением формы номеров авто и пр.);
- коррупционностью отдельных схем.
Плюсы состоят в разработке единого комплексного плана, направленного на всестороннее решение вопроса Безопасности ДД, совместно с любыми остальными принципами развития государства.
Мнение экспертов
По мнению экспертов, предложенная стратегия Безопасности Дорожного Движения по многим позициям декларативна, без четкого механизма реализации. Отдельные вопросы довольно спорны: расширение сети автоматических камер может вызвать рост нервного напряжения с неблагоприятными последствиями по количеству ДТП.
Изменение формы и размеров номерных пластин грозит сложностями с идентификацией номеров автоматизированными средствами контроля. Налицо и другие проблемы, нуждающиеся в доработке.
Выводы
Рассмотренная программа – важный и нужный документ для улучшения ситуации на дорогах России в контексте последующего государственного развития. Насколько эффективными окажутся запланированные решения, покажет время.
В субъектах Российской Федерации, за исключением Чукотского автономного округа, насчитывается 15 тыс. стационарных и 3,6 тыс. передвижных комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД. За 9 месяцев 2020 года с их помощью выявлено почти 90 % всех административных правонарушений в области дорожного движения. В отношении собственников транспортных средств наложено штрафов на сумму более 71,1 млрд рублей, из которых исполнено 80,3 % постановлений, на сумму 32,8 млрд рублей. По мере спада экономической активности весной нынешнего года сокращалось и количество поездок. Водители и пешеходы подвергались меньшему риску. В марте снизилось количество ДТП на 5 %, в апреле уже на 41,4 %, в мае – на 29,4 %. Число погибших также значительно ниже показателей прошлого года. Такая статистика аварийности связана в основном с ограничительными мерами. Когда же их сняли, ситуация поначалу отличалась нестабильностью.
В целях сокращения смертности при ДТП, снижения травматизма детей и взрослых была создана Федеральная целевая программа “Повышение безопасности дорожного движения”. (ссылка)
Не менее важное значение имеет Федеральный проект “Безопасность дорожного движения 2021”.