Особенности нового регламента ГИБДД по техническому осмотру

БДД
Вопрос о новом регламенте по надзору за дорожным движением назрел после 2013 года, когда законодатель активно дополнял существующие положения поправками в части ПДД и обеспечения безопасности на дорогах. По сути, старый документ № 185, принятый еще в 2009 году, перестал быть актуальным. По новым правилам порядок взаимодействия с сотрудниками Госавтоинспекции происходит по четкой инструкции, за отказ от выполнения которой водитель может быть задержан на срок до 15 суток.

Вопрос о новом регламенте по надзору за дорожным движением назрел после 2013 года, когда законодатель активно дополнял существующие положения поправками в части ПДД и обеспечения безопасности на дорогах.

По сути, старый документ № 185, принятый еще в 2009 году, перестал быть актуальным. По новым правилам порядок взаимодействия с сотрудниками Госавтоинспекции происходит по четкой инструкции, за отказ от выпол-нения которой водитель может быть задержан на срок до 15 суток.

Нововведения по большей части затронули работников ГИБДД. Часть норм из прежнего текста была удалена из-за дублирования статей смежного законодатель-ства. В результате некоторые прописные нормы стали избыточными, однако, это никак не сказывается на действующем механизме, обязательном для исполнения каждым инспектором.

Административный регламент – что это

Документ представляет собой свод правил, обязательных для соблюдения как должностными лицами, так и водителями (пешеходами).

Новый регламент МВД по надзору за дорожным движением основывается на четком разграничении прав, обязанностей сторон при предоставлении услуг населению, а также прозрачной регламентации законных требований представителя власти, полномочий и ответственности.

Назначение и задачи регламента

Если прежний документ не учитывал ряд факторов, мешающих эффективной работе автоинспекции, то регламент по надзору за дорожным движением для сотрудников ДПС № 664 от 23.08.17 г. (взамен № 185 от 02.03.09 г.) задал антикоррупционную тенденцию, что отразилось в правилах остановки ТС, порядке передачи документов сотруднику.

Регламент мвд по надзору за дорожным движением
Административный регламент.

Стоит отметить, что административный регламент для инспекторов дорожного движения разрабатывался не один год. Текст доведен до совершенства и соответствует реалиям дорожной отрасли в стране.

При отсутствии упоминаний на запрет или возможность действия обращаются к сторонним документам, например, Конституции или Кодексу этики сотрудников МВД. По части изменений самого текста Приказа приводится подробный комментарий.

Главное назначение Регламента – определение порядка действий сотрудников ГИБДД и процедур в тех или иных случаях. За нарушение свода правил служащий привлекается к ответственности за неправомерность действий.

Важно. В отношении должностного лица проводится проверка. При написании жалобы руководствуются ст. 53 Конституции, ст. 53 № 3-ФЗ «О полиции», ст. 1069, 1070 ГК. Если ущерб нанесен в результате законных мероприятий, то применяется ст. 16.1 ГК. Порядок действий при составлении административного протокола приводится по ссылке.

Задачи регламента:

  1. Унификация правовых норм в отношении сотрудников ДПС, создание понятного механизма взаимодействия с представителями МВД.
  2. Классификация административных процедур и оглашение требований к ним.
  3. Разъяснение порядка досудебного урегулирования споров.
  4. Демонстрация рекомендуемых образцов протоколов.

Благодаря тому, что новый административный регламент МВД № 664 по надзору за дорожным движением подробно расписывает план мероприятий, проводимых инспекторами, водители часто руководствуются текстом приказа в спорных ситуациях.

Основные пункты нового регламента

Переделанный документ отличается от исходника сокращенным перечнем административных процедур. Исключены положения, связанные с изъятием удостоверения и запрещением эксплуатации ТС (по факту нарушения).

Текст дополнен рядом нововведений, предоставляющих сотрудникам ДПС более широкие полномочия, нежели ранее. Часть поправок касается обязанности водителя передавать документы по требованию без обложки (в том числе прозрачной) и удерживающих устройств (цепок, ремней).

 Общие положения

Акт дополнен понятием «государственная функция» по надзору за соблюдением ПДД (органами МВД). Отдельным пунктом обозначены нормативно-правовые акты, используемые при обозначенных в Регламенте процедурах.

Общие положения отредактированы с целью более качественной органи-зации движения на дорогах ввиду прозрачности административных процедур, а также конкретного перечня полномочий сотрудников Госавто-инспекции.

Права и обязанности должностных лиц при осуществлении надзора

В отличие от предыдущей редакции, пункт с правами и обязанностями инспекторов Госавтоинспекции приведен к единому стандарту – исчерпывающий список отражает перечень обязательств и полномочий сотрудников ГИБДД.

Новые права сотрудников:

  1. Поддержание правопорядка по закону «О полиции», в том числе в области БДД (в пределах полномочий). Это означает, что при незаконных действиях со стороны третьих лиц инспектор приступает к выполнению своих обязанностей. Это положение также актуально в части законного требования о прекращении неправомерных действий, саботажа, неуважительного, дискриминационного поведения, оскорбления или применения силы в отношении представителя полиции.
  2. Проверка документов (вне стационарных постов), если есть ориентировка на розыск, проводится рейд или совершено правонарушение. В новой редакции сотрудники ГИБДД (ДПС) имеют право находиться на посту в любом месте, но только по распоряжению начальника. Так как требовать маршрутный лист (карту маршрута патрулирования) у гражданина нет полномочий, следует позвонить дежурному Госавтоинспекции, вызвать уполномоченного по 02 или связаться с оператором горячей линии МВД.
  3. Проведение осмотра (ТС, личных вещей), если имеются данные о наличии запрещенных законом предметов и веществ. Предположение не является основанием, хотя сотрудник может сослаться на частный донос.
  4. Использование фото-, видео-, аудиоаппаратуры для регистрации правонарушений и других процедур. Инспектор обязан уведомить участника дорожного движения о том, что ведется запись. Технические средства общего пользования также допускаются для фиксации правонарушений. Файлы с камер, телефонов и регистраторов являются доказательством в суде.
  5. Задержание ТС, отстранение водителей от управления, освидетельствование производится по старым правилам (гл. 27 КоАП). Изъятие удостоверения проводится на добровольных началах в срок до 3-х дней после составления протокола. С места совершения правонарушения, предусматривающего лишение водительского удостоверения, водитель едет с документом и на собственном авто (без признаков опьянения).
  6. Использование ТС гражданских лиц с целью предупредить нарушение законодательства (преследование и задержание преступников). Водитель и пассажиры имеют право находиться в автомобиле, используемом инспекторами в служебных целях. В процессе передачи ТС сотрудник обязан предупредить о последствиях отказа в выдаче. Требование законно также для медработников, ФСБ, ФСО.
  7. Остановка ТС (если имеются основания) с целью проверки водительских прав, страховки, ПТС, свидетельства о регистрации ТС, документов на груз, разрешений и лицензий. В связи с тем, что новый регламент ГИБДД по техническому осмотру предусматривает замену талона ТО на диагностическую карту, требование предъявить последнюю незаконно. Доверенность также является необязательным документом. За отсутствие полиса предусмотрен штраф. При покупке е-ОСАГО бланк распечатывается (ст. 32 № 40-ФЗ).
Особенности нового регламента ГИБДД по техническому осмотру
Остановка авто.

Остановка ТС с целью лишь проверки документов незаконна, за исключением тех ситуаций, когда проводятся оперативные мероприятия.

Также сотрудники ГИБДД не имеют права останавливать движение, находясь в ТС без опознавательных знаков, в гражданской одежде.

За невыполнение законных требований представителя МВД для участника дорожного движения предусматривается наказание по ст. 19.3 КоАП.

Важно. Проверка технического состояния ТС, прошедших техосмотр, запрещена по основаниям, не изложенным в п. 111 Регламента. Сотрудники ДПС останавливают в основном при наличии визуальных дефектов на кузове или в конструкции, например, после ДТП.

Если же обнаружена неисправность, запрещающая эксплуатацию ТС (Приложение Постановления № 1090, ТР № 18), водителя штрафуют и обязывают исправить дефект на месте либо в сервисе.

Обязанности сотрудников МВД в соответствии с изменениями:

  1. Проведение административных процедур в соответствии с законом, соблюдая права и интересы граждан.
  2. Оформление протоколов, оказание первой помощи при отсутствии медработников.
  3. Проведение следственных мероприятий с целью выявить причины нарушений.
  4. Обеспечение безопасности на проезжей части и в общественных местах, в том числе задержание правонарушителей и изъятие у них запрещенных предметов (поддельные документы, груз без накладных).
  5. Осуществление административных процедур в поле зрения камер, носимых регистраторов, камер на патрульных машинах. При отсутствии понятых регистрация процедур проводится цифровой видеотехникой. Материалы приобщаются к делу.
  6. Предоставление номера телефона и данных о местонахождении дежурной группы или части.
  7. Доставка водителя до собственного ТС или места правонарушения при неподтвержденном состоянии опьянения.
  8. Соблюдение этических норм при общении с участниками дорожного движения (п. 42–45).
  9. Проведение патруля на видимых участках дорог для того, чтобы ГИБДД имела возможность своевременно пресечь нарушение. Исключения предусматриваются п. 63.
  10. Остановка ТС по основаниям из п. 84, 101 и в соответствии с п. 85, 86, 102–104. Остановка в местах, запрещенных ПДД, проводится по указанию сотрудников ГИБДД и в исключительных случаях (п. 86–88). Проверка документов возможна по основаниям из п. 106–111 (ссылка).
  11. Прибытие на место ДТП по факту сообщения в дежурную часть (п. 266–290).

Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляется надзор

Для участников дорожного движения соответствующие нормы записаны также по пунктам. Законодатель приводит статьи кодексов и законов, на основании которых регулируются права и обязанности водителей, пешеходов, пассажиров.

По закону граждане:

  1. Подают жалобу на сотрудника Госавтоинспекции в вышестоящие подразделения, прокуратуру и суды.
  2. Получают компенсацию за причиненный ущерб в результате действий служащих.
  3. Не свидетельствуют против себя и близких родственников.
  4. Дают показания на родном языке и пользуются услугами переводчика.
  5. Соблюдают законодательство о ПДД.
  6. Выполняют законные требования Госавтоинспекции.

Важно. Фиксация действий на камеру правомерна (п. 4 ст. 29 Конституции, разъяснение).

При наличии вопросов, связанных с административным нарушением или дейс-твиями инспектора, звонят дежурному или уполномоченному лицу в одно из отделений Госавтоинспекции. Контактные данные узнают на сайтах МВД или ГИБДД. Продолжительность разговора не превышает 5 мин.

Требования к порядку исполнения

Изменения нового регламента ГИБДД по техническому осмотру
Портал услуг населению.

Порядок взаимодействия органов внутренних дел с населением по вопросам дорожного движения отражается на сайтах МВД, Госавтоинспекции и портале Госуслуг.

Информирование производится посредством интернета, звонков, личных обращений.

Сотрудники обязаны реагировать на любые обращения участников дорожного движения и давать корректные ответы (рекомендации).

Для получения данных о начисленных штрафах заходят на единый портал услуг населению и выбирают раздел «Проверка штрафов».

Данные в базе появляются не позднее 3 суток после составления протокола (авторегистра-ции аппаратурой). Оплата возможна с 50% скидкой в течение 20 дней (раздел с услугами).

Важно. Отдельные правила по надзору отражены в разделе II регламента.

Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур

Перечень проводимых инспекторами мероприятий, отраженный в приказе минис-терства, существенно изменен. Если по прежним правилам список включал все процедуры, производимые ГИБДД-шниками, то новый текст Приказа перепрофи-лирован под надзор за безопасностью.

Поэтому исчерпывающий перечень мероприятий состоит всего из шести блоков (взамен 26). Последние закреплены особой главой КоАП в сфере дорожного движения, которая и так косвенно подпадает под регламент (избыточный текст).

Состав процедур определяется п. 31. Они выполняются в соответствии со ст. 25.1, 25.3, 25.6, 26.3, 28.1, 29.10, ч.5 ст.28.1, ч.1 ст.24.5, 28.1.1 КоАП. Если обстоятельства исключают применение административных мер, производство в отношении водителя или пешехода прекращается на месте: выносится определение с отказом в возбуждении дела.

Последовательность административных процедур по российскому законодательству схематически отображена в приложении 1.

Важно. Все административные процедуры проводятся без задержек по времени. Сотрудник Госавтоинспекции обязан уложиться в минимальные сроки. Временные рамки не уточняются. Если водитель или пешеход недоволен затяжным ходом расследования (преднамеренным), он вправе обжаловать действия инспекторов (п. 36 Регламента).

Порядок и формы контроля за исполнением

Надзор осуществляется государственными, ведомственными и общественными организациями (IV раздел).

Контроль за исполнением законодательства в сфере надзора проводится посред-ством гласных и скрытых проверок (в том числе по заявлению) инспекторов на предмет соблюдения положений Регламента и смежных правовых актов.

Формы и методы контроля устанавливаются в рамках деятельности МВД (внутренние приказы). Ответственность сотрудников закрепляется соответствующими должностными инструкциями.

Досудебный порядок обжалования решений и действий

Если водитель или пешеход не согласен с действиями инспекторов, не считает обоснованным штраф или иное наказание, он обращается в вышестоящие структуры или прокуратуру. Порядок обжалования приводится в гл. 30 КоАП.

Предмет обжалования

Заявление рассматривается по всем вопросам, относящимся к действиям инспек-торов, отделов ДПС, ГИБДД. Жалоба не принимается по ряду оснований. В остальных случаях заявителя информируют о ходе решения вопроса.

Основания для обжалования

Претензия считается обоснованной после принятия соответствующим должностным лицом на проверку. Жалобу выражают путем подачи личного заявления в отдел (почтой) или на сайте ведомства (ГИБДД, МВД, Госуслуги).

Сроки рассмотрения жалобы

Решение по заявлению выдается в течение 30 дней. Продление рассмотрения жалобы не превышает одного месяца. Ответ присылают по электронной почте либо заказным письмом. Возможные исходы решения прописаны в п. 344.

Ответственность за нарушения

Новый регламент мвд по надзору за ДД
Закон № 342-ФЗ «О службе в ОВД».

По отношению к сотрудникам ГИБДД применяются меры административного, уголовного и дисциплинарного характера. Ответственность отражается в № 342-ФЗ «О службе в ОВД» и № 3-ФЗ «О полиции».

В частности, инспектора привлекают за:

  1. Неправомерность действий в результате проведения административных процедур (гл. 27, 28 КоАП).
  2. Самоуправство, злоупотребление должностными полномочиями, вымогательство.
  3. Применение силы вне допустимых пределов с соответствующими последствиями.
  4. Дачу ложных показаний, подлог, задержание лица без оснований.

Важно. Для водителей, помимо административных мер, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 264.1 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию». При повторном составлении протокола, например, когда не истек срок давности по предыдущему делу, гражданина лишают свободы на срок до двух лет.

Выводы

Новый административный регламент конкретизирует полномочия и обязанности сотрудников МВД в части надзора за дорожным движением. Поправки существенно расширяют права инспекторов. Однако на возможный произвол данные положения никак не влияют.

Если служащий скрывает неправомерность действий, то он делает это убедительно. Посему у водителей и пешеходов не возникает желание перепроверить данные.

Для сообразительных блюстителей закона и был разработан новый документ. Основная часть поправок регулирует спорные ситуации, которые часто возникают при взаимодействии с органами Госавтоинспекции, например, отражены списки оснований для проведения тех или иных видов проверок.

Несмотря на то, что текст акта был полностью изменен, порядок работы ГИБДД остался прежним, за исключением нескольких положений.

Детальная информация видна на видео:

Оцените статью
Блог о БДД, диспетчер, контролер
Добавить комментарий