Положение по БДД на предприятии – основные моменты

БДД
Положение по БДД разрабатывается для отображения общих правил по организации безопасности дорожного движения на предприятиях, эксплуатирующих транспорт. В нем прописывается порядок перевозок и условия работы для всех категорий сотрудников, в частности, водителей и ответственных лиц. В 2020 году документ разрабатывается предприятиями самостоятельно. А в связи с отсутствием методических указаний Минтранса и Минтруда его и вовсе исключают из списка обязательных для проверок актов.

Положение по БДД разрабатывается для отображения общих правил по организации безопасности дорожного движения на предприятиях, эксплуатирующих транспорт. В нем прописывается порядок перевозок и условия работы для всех категорий сотрудников, в частности, водителей и ответственных лиц.

В 2021 году положение по безопасности дорожного движения на предприятии заменялось рядом должностных инструкций, где прописывалось, какой работник отвечает за те или иные мероприятия на предприятиях авто-транспорта.

Дополнительно формировался документ с инструктажем для водителей. И только крупные компании со сложной системой управления разрабатывали локальное положение.

Это было необходимо для координации служб и четкого выполнения предписаний контролирующих органов. Как правило, документ ссылался на отдельные законы, применимые в частных случаях, например, при перевозке опасных грузов или проведении медицинского освидетельствования водителей. По причине поправок к законам в 2017 году текст документа дополнился рядом нововведений.

В 2021 году документ разрабатывается предприятиями самостоятельно. А в связи с отсутствием методических указаний Минтранса и Минтруда его и вовсе исключают из списка обязательных для проверок актов.

Положение по БДД на предприятии

Документ разрабатывается ответственным за БДД и служит главным (опорным) сводом правил на автотранспортном предприятии.

По причине отмены приказа Министерства транспорта №27 («Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в организации») работодатели стали задаваться вопросом – чем локально заменить документ.

Ведь в Приказе прописываются такие важные моменты, как режим работы водителей, ответственность за нарушения в области БДД, организация контроля за здоровьем сотрудников и т. д.

Положение об обеспечению безопасности дорожного движения в организации
Положение об обеспечению БДД.

Законодатель не приводит комментариев на этот счет.

Актуальное законодательство не требует разработки положения в любых компаниях, подразумевая, что все сотрудники знают свои права и обязанности, порядок организации БДД, условия допуска к работе, а также особенности режима труда.

Позднее Минтранс издает приказ №7 (в ред. 2018 г.) с правилами БДД при перевозках пассажиров и грузов. В соответствии с нормативным актом, работодателю приходится дорабатывать уже существующие инструкции и приказы либо создавать отдельный документ, который регулирует работу всего транспортного отдела, например, локальное положение по БДД.

К тому же напечатать одну общую инструкцию намного проще, чем переделывать уже используемые. А с учетом того, что законодательство начиная с 2014 года активно видоизменяется, положения по БДД на предприятии нужно составлять. Работники снабжаются актуальной информацией о профессиональной деятельности.

На заметку. Называют положение по-разному. Министерство обороны РФ выпустило собственный приказ №777 «О мерах по обеспечению безопасности…», содержание которого отличается от общепринятых.

Для сравнения приведем следующий пример, в общих чертах характеризующий мероприятия по БДД в учреждении образования. За образец целесообразнее брать первый вариант, так как он включает в себя приложение с утвержденными бланками и формами для отчетов.

Содержание

Основные пункты положения о безопасности дорожного движения в организациях представлены ниже по тексту. Типовой образец скачивают здесь.

Общие положения

В документе прописываются основы БДД на предприятии. Важно обозначить законы, которыми руководствуются при создании положения, а также категории сотрудников, для которых оно разрабатывается (водители, контролеры, диспетчеры).

За основу берут следующие нормативные акты:

  1. №196-ФЗ (основы БДД).
  2. Постановление Правительства №1090 (ПДД для водителей).
  3. Приказ Минтранса №7 (обеспечение безопасности на предприятиях автотранспорта при перевозках).
  4. Приказ Минтранса №296 (порядок предсменного контроля техсостояния АТС).
  5. Приказ Минтранса №15 (режим дня водителей).
  6. Приказ Минздравсоцразвития №302н (особенности медосмотров на вредных и опасных работах).
  7. Приказ Минтруда №59н (правила по охране труда в транспортной компании).
  8. Приказ Минтранса №287 (профессиональные требования к работникам предприятий автотранспорта).
  9. Приказ Минтранса №59 (порядок отбора сотрудников и их последующее обучение).
  10. Приказ Минздрава №835н (проведение медосвидетельствований).
  11. Методические рекомендации Минздрава (медобеспечение БДД).
  12. РД-26127100-1070-01 (план учебных мероприятий с водителями, нанятыми организациями автотранспорта).
  13. Распоряжение Правительства №2438-р (обязательные стандарты по обеспечению БДД).
  14. Постановление Правительства №272 (перевозка грузов).
  15. Приказ Минтранса №10 (движение тяжеловесных составов).

В качестве заключительных положений указывается, что документ распространяет свое действие на всех сотрудников и устанавливает единый порядок обеспечения БДД в компании.

Задачи и основные требования по БДД

Положение по БДД на предприятии
Основные задачи по БДД.

В этой главе прописываются цели разработки данного положения.

В качестве требований к организации деятельности по безопасности дорожного движения устанавливаются:

  1. Ответственность за должностными лицами.
  2. Порядок решения организационных вопросов.
  3. Методы учета и контроля (журналы регистраций, бланки, служебные проверки).
  4. План мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций.

В зависимости от содержания Положения текст дополняется соответствующими пунктами.

Обеспечение профессиональной надежности водительского состава

Прием на работу сотрудников осуществляется по квалификации и иным требованиям, установленным законодательно.

С этой целью в разделах Положения освещаются такие вопросы как:

  1. Условия приема на работу, стажировка, причины увольнения.
  2. Повышение квалификации, ежегодное обучение водителей, аттестация (при необходимости).
  3. Профилактика нарушений, меры по улучшению дисциплины в коллективе.

Прием водителей на работу и допуск их к перевозкам

Зачисление сотрудников в штат осуществляется с испытательным сроком. За это время работодатель устанавливает профпригодность водителя. Допуск к перевозкам происходит при подтвержденной квалификации, наличии водительского удостоверения, медсправок, а также ознакомлении с вводным инструктажем.

Стажировка водителей

Требуется для тех категорий работников, которые не обладают нужным опытом или знаниями, например, при переходе на новый вид транспорта или при работе в горной местности. За стажером закрепляется наставник (водитель), который обучает его на первых порах работы.

В случае отличной стажировки сотрудник переводится «на постоянку» либо на другие работы (при желании). При этом в данном разделе указывается не только порядок (сроки, условия) испытаний, но и их содержание в зависимости от стажа, категории маршрута, требований законодательства при тех или иных перевозках.

Важно. При составлении пунктов руководствуются РД 200-РСФСР-12-0071-86-12.

Поддержание и контроль состояния здоровья водителей

За допуск к управлению ТС водителей с заболеваниями (опьянением) руководство несет личную ответственность. Кроме того, фирмы организуют медосвидетельствования.

С учетом этого в тексте положения отражают:

  1. Каким образом осуществляется должная проверка водителей (название медучреждения, контакты, договор).
  2. Графики и расписания рейсов водителей, их трудовой распорядок.
  3. Плановые мероприятия по медосмотрам (для водителей с хроническими болезнями, работающих в тяжелых условиях).

Важно. Для учета профессиональных заболеваний применяется Постановление Правительства №967 и Приказ Минздрава №176. Заводится журнал, где регистриру-ется факт прохождения предсменного медосмотра водителей, а также составляется план-график периодических осмотров в учреждениях здравоохранения.

Повышение профессионального мастерства водителей

Кто разрабатывает положение по БДД на предприятии
Повышение профессионального мастерства водителей.

В организации надзором за знаниями и умениями водительского состава занимается специальная комиссия. Раз в год работники проходят внутреннюю аттестацию по обязательной учебной программе.

За текущий инструктаж и информирование водителей отвечает контролер техсостояния, проводящий осмотр ТС. Он и ведет учет личных карточек (дел), куда записываются результаты прохождения тестов и экзаменов.

Важно. В качестве приложения к тексту выступает план занятий с отображением тематик для изучения (в часах) и требований к результатам прохождения курса (что должен усвоить).

Обеспечение эксплуатации ТС в технически исправном состоянии

Данный раздел включает перечень мероприятий, необходимых для поддержания автопарка в пригодном для использования состоянии. Служба контроля несет ответственность за ТО, ремонт, гарантийную эксплуатацию, охрану ТС и оборудования.

Руководство также утверждает обязательные формы журналов регистраций с учетом:

  1. Приказа Минтранса №49 (расследование ДТП).
  2. Приказа Минтранса №22 (формы учета происшествий).
  3. Постановления Правительства №647 (правила контроля техсостояния).
  4. РД-200-РСФСР-12-0071-86-13 (журналы учета нарушений ПДД и ДТП).

Отдельным параграфом выносят нормы техрегулирования (международные), а также обязательные стандарты, например, порядок проведения предрейсовых проверок.

Обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов

Фирма не реже двух раз в год проверяет состояние маршрута на предмет нарушений. Водители оповещают работодателя при несоответствии обязательным стандартам безопасности, а последний, в свою очередь, направляет запрос в государственную инспекцию (Ространс) для устранения нарушений.

Комплекс мер по профилактике аварийных ситуаций разрабатывается с учетом правил перевозок. Отдельным пунктом прописывается, какая документация должна быть в наличии у водителя (путевые листы, накладные, разрешения, лицензии). Также затрагиваются вопросы комплектности аптечки и СИЗ.

Важно. Для составления текста руководствуются следующими документами: РД-200-РСФСР-12-0071-86-08, РД-200-РСФСР-12-0071-86-09.

Другие нормативные документы по БДД

Всей документацией по транспорту занимается отдел, учреждаемый приказом о создании службы безопасности дорожного движения. Согласно федеральному законодательству, наличие транспортного отдела обязательно, если на балансе компании числится более 50 единиц автомашин. В остальных случаях координацией работы водителей занимается ответственный за БДД.

В обязательный комплект документов входит более 60 актов и распоряжений – как локальных (приказы по БДД на предприятии), так и типовых (инструкции, журналы, бланки).

Приказы и распоряжения

Вся организационно-распорядительная документация оформляется по стандарту. В комплект распоряжений руководителя входят акты, связанные с назначением должностных лиц, созданием комиссий, утверждением положений и правил, стажировкой и обучением персонала.

Инструкции

Руководство также заверяет инструкции по БДД, охране труда и для всех категорий сотрудников (должностные регламенты). Последние разрабатываются предприятием самостоятельно, но с учетом законов, применимых к отдельным профессиям.

Журналы

Учетно-контрольная документация содержит в ряде случаев обязательные для заполнения реквизиты. Перед регистрацией форм устанавливают наличие специальных методических рекомендаций Кабинета министров, Росстата или Росстандарта. Например, Минздрав требует, чтобы велся учет не только нарушений ПДД и ДТП, но и мероприятий по предупреждению аварий. С этой целью создаются журналы по БДД на предприятии.

Путевые листы

Бланки сопроводительной документации составляются по типовому образцу в зависимости от вида используемого ТС. Их учет ведется в специальном журнале.

Ответственность за нарушения положения по БДД

Каким должно быть положение по БДД на предприятии
Ответственность за нарушение БДД.

Каждый сотрудник, не соблюдающий дисциплину на предприятии, получает предупреждение, выговор, штраф или увольняется за систематические нарушения.

При выявлении данных фактов органами надзора на работника и руководителя накладывается административная и уголовная ответственность в рамках законодательства.

За недолжное соблюдение Положения по БДД водитель, контролер, диспетчер и прочие ответственные лица несут наказание по статьям 12 главы КоАП, в частности, по ст. 12.31.1, предусматривающей штрафы до 100 тыс. руб.

Выводы

Несмотря на необязательность разработки Положения по БДД на предприятии, руководители предпочитают обозначать все условности заранее. Это позволяет избежать споров на производстве и эффективнее координировать взаимодействие транспортных служб.

Кроме того, в случае организации транспортного отдела (а не только должности ответственного за БДД), Положение считается дополнением к приказам об организации безопасности дорожного движения и создании службы контроля за БДД.

При подготовке документа опираются на целый свод законов и актов, что предопределяет его значимость среди локальных инструкций и распоряжений.

Таким образом, организация дорожного движения – комплекс важных мероприятий, выполнение которых является обязательным для каждого участника.

Детальная информация видна на видео:

Оцените статью
БДД, диспетчер и контролер
Добавить комментарий

Adblock
detector