Профессиональное обучение и подготовка водителей

Профессиональное обучение и подготовка водителей Обучение водителя

По мере развития автомобильной техники возрастает мощность двигателей и скорость транспорта, что требует постоянного совершенствования обучения лиц, получающих допуск к управлению ТС. Это необходимо, чтобы обеспечить безопасность участников движения, окружающих людей.

В предлагаемом материале рассматривается подготовка водителей, изменения, внесенные в законодательство РФ в 2021 году, нюансы обучения вождению в других странах.

Для получения прав

Содержание программ обучения водителей регламентировано приказом Минобрнауки РФ № 1408, утвержденным в декабре 2013 г.

Программы профессионального обучения

В указанной ниже таблице приведены особенности обучающих курсов для допуска к управлению ТС различных категорий (с подкатегориями).

Учебные дисциплиныРекомендуемая продолжительность обучения,

часов, всего (в т. ч. теория + практика)

АВСDВЕСЕDEТmТbМА1В1С1D1С1ЕD1Е
Базовый цикл
Законодательная сфера дорожного движения42 (30 + 12)42 (30 + 12)
Психофизиология водителя12 (8 + 4)12 (8 + 4)
Управление ТС14 (12 + 2)14 (12 + 2)
Порядок оказания первой помощи при ДТП16 (8 + 8)16 (8 + 8)
Специальный цикл
Особенности устройства и технического обслуживания транспорта12 (8 + 4)20 (18 + 2)60 (52 + 8)78 (68 + 10)6 (3 + 3)10 (8 + 2)12 (8 + 4)14 (10 + 4)60 (52 + 8)62 (54 + 8)6 (3+ 3)
Управление ТС12 (8 + 4)6 (3 + 3)6 (4 + 2)12 (8 + 4)6 (3+ 3)
Вождение18/16*56/54*72/70*100/98*16243218/16*16/14*62/60*84/82*2230
Профессиональный цикл
Грузовые перевозки8**12 (10+2)12 (10 + 2)
Пассажирские перевозки6**18 (16 + 2)18 (16+2)
Цикл для городского наземного электротранспорта (трамваев и троллейбусов)
Особенности технического устройства154**/136*146**
Электроподвод14**10**
ПДД60 (44 + 16)64 (48 + 16)
Организационные аспекты работы44**42**
Управление транспортом34**36**
Психофизиология вагоновожатых10 (6 + 4)
Обслуживание пассажиров6**
Трудовое законодательство, ОТ, электробезопасность, ПБ, ООС28 (20 + 8)26 (18 + 8)
Оказание первой помощи пострадавшим при авариях16 (8 + 8)
Итого по дисциплинам для кат. Тm и Тb366/348* (330/312* + 36)356 (320 + 36)
Учеба на производстве374 (6 + 368)466 (4 + 462)
Аттестация4 (2 + 2)16**4 (2 + 2)2**4 (2 + 2)
Всего130/128* (76+54/52*)190/188* (100 + 90/88*)244/242* (130 + 114/112*)296/294* (152 + 144/142*)32 (8 + 24)40 (8+32)48 (8 + 40)756/738* (352/334* + 404)838 (340 + 498)122/120* (72 + 50/48*)130/128* (76 + 54/52*)128/126* (78+50/48*)234/232* (130 + 104/102*)264/262* (138 + 126/124*)38 (8 + 30)46 (8 + 38)
* Для транспорта с коробкой передач «автомат» или трамваев с пневматикой.

** Практика не предусмотрена.

Указанные обозначения применимы в двух последующих таблицах.

По понятным причинам вождение предполагает только практические занятия. Аттестацию для наземного городского электротранспорта проводят за счет часов учебы на производстве.

Водительские права
Водительские права

В таблице ниже приведено содержание программ переподготовки при открытии новых категорий и подкатегорий.

ПредметыКоличество часов, всего (в т. ч. теория + практика)
с В на Сс В на С1с В на Dс В на D1с С на Вс С на Dс С на D1с D на Вс D на Сс D на С1
Специальный цикл
Особенности устройства и технического обслуживания транспорта24 (20 + 4)44 (38 + 6)38 (34 + 4)12 (10 + 2)44 (38 + 6)22 (18 + 4)12 (10 + 2)
Управление ТС12 (8 + 4)
Вождение38/36*28/26*74/72*42/40*26/24*40/38*22/20*26/24*28/26*
Профессиональный цикл
Грузовые перевозки6 (4 + 2)8**
Пассажирские перевозки18 (16 + 2)6**14**2**
Аттестация4 (2 + 2)
Итого84/82* (34 + 50/48*)74/72* (34 + 40/38*)152/150* (64 + 88/86*)114/112* (60 + 54/52*)60/58* (26 + 34/32*)114/112* (62 +52/50*)74/72* (42 + 32/30*)64/62* (30 + 34/32*)64/62* (28 + 36/34*)

В следующей таблице представлены ориентировочные программы повышения квалификации водителей различных категорий для допуска к управлению ТС с механической трансмиссией.

ДисциплиныКоличество часов по соответствующим категориям и подкатегориям
М, А, А1, В1 (с АКПП)В, С, D, В1, С1, D1
Приобретение первоначальных навыков вождения
Переключение органов управления1
Включение мотора, старт с места, езда с включением скоростей по возрастанию и убыванию, остановка с последующим выключением силовой установки1
Движение с места, езда по кругу с остановкой в заданной точке, поворотами и разворотами в динамике, проезд перекрестков, пешеходных переходов6
Включение начальной скорости с движением по кольцевой траектории, остановкой в указанном месте, езда по спуску и на задней передаче6
Езда в условиях города
Уроки вождения по учебному маршруту6
Аттестация2
Итого1016

Приведены примерные программы. Автошколы вправе корректировать учебные курсы в большую сторону по числу часов, чтобы надлежащим образом подготовить водителей. Необходимость повышения квалификации лиц, изначально обученных управлению автомобилями с автоматической трансмиссией, объясняется особой спецификой вождения машин с механическими коробками передач.

Что входит в обучение

Курс обучения разделен на две составляющие:

  • теоретическую – с изучением дисциплин в условиях помещений, которые оборудованы наглядными пособиями, компьютерной техникой со специализированным программным обеспечением;
  • практическую – рассматривают применение на практике изученных вопросов, проводят уроки вождения.

Общий курс обучения (с учетом присваиваемой категории) делят на базовый, специальный и профессиональный циклы с последующим экзаменом.

Теория

Теоретический курс предполагает изучение:

  • законодательных основ, регулирующих дорожное движение;
  • особенностей технического устройства, обслуживания, автотранспорта;
  • ответственности за нарушение безопасности движения;
  • психофизиологических требований к водителям, допущенным к управлению авто;
  • правил помощи пострадавшим.

Разделы программы по некоторым теоретическим дисциплинам (оказанию первой помощи, техническому обслуживанию и другим) подкрепляют практическими занятиями с отработкой соответствующих навыков.

Практика

Практика предполагает обучение управлению автомобилем на полигоне автошколы, учебном маршруте в реальных городских условиях. Начальные упражнения отрабатывают на тренажерах.

При езде на автодроме учеников знакомят с:

  • расположением органов управления;
  • регулировкой зеркал заднего вида;
  • порядком включения двигателя, передачи, с началом движения;
  • последовательным переключением скоростей на повышение и понижение;
  • заездом в бокс и на парковочное место;
  • маневрами, правильной остановкой и выключением мотора.

В зависимости от присваиваемой категории отрабатывают езду с прицепными устройствами, посадку и высадку пассажиров, прочие нюансы для различных видов автотранспорта.

Выезд в город предполагает движение в рамках утвержденного учебного маршрута с практическим изучением дорожной разметки и знаков, правильного проезда перекрестков, пешеходных переходов. Претендент на права выполняет действия по командам и под контролем инструктора.

Особенности подготовки инструкторов по вождению транспортных средств
Урок по вождению 

Билеты

Теоретический курс сдают по билетам, составленным с учетом категории транспортного средства. Содержание программы аттестации представлено на официальном сайте ГИБДД в разделе для участников движения при переходе в подраздел для автовладельцев («полезные ссылки»).

Скачать вопросы тестов по различным категориям ТС можно здесь. Также билеты представлены на специализированных сайтах в интернете, где предлагается пройти пробное тестирование, чтобы проверить уровень знаний.

Итоговые навыки

От водителя требуется приобретение таких итоговых навыков по результатам окончания автошколы:

  • безопасного управления автотранспортным средством;
  • поддержания уравновешенного эмоционального состояния за рулем;
  • контрольного осмотра автомобильной техники перед применением;
  • технического обслуживания машины с заправкой и смазкой, выявлением и устранением текущих неисправностей, которые возможно выполнить вне СТО;
  • безопасной посадки и высадки, перевозки пассажиров, выполнения грузоперевозок, погрузочно-разгрузочных работ;
  • правильных действий при ДТП;
  • оказания доврачебной помощи пострадавшим при авариях;
  • диагностирования неисправностей, требующих обращения к профессионалам.

Уровень подготовки зависит от вида автотранспорта, допуск к управлению которым получил водитель. Полученные знания и навыки постоянно совершенствуют с учетом развития техники.

Изменения с 2021 года

С начала апреля вступает в силу новый законопроект, изменяющий порядок аттестации водителей в ГИБДД. Сдающим на категории «В», «С» и «D» не придется проходить проверку на площадке. Для этих водителей экзамен ограничат выездом в город при произвольном выборе маршрута экзаменатором в рамках оговоренного района для испытаний.

Чтобы минимизировать риск коррупции, кроме экзаменатора от МРЭО, в машине разрешено присутствие представителей общественных организаций и автошкол.

Изменена система начисления штрафных баллов. Пересдача грозит за единственную из 19 грубых ошибок: проезд на красный свет, непропуск пешехода и выезд на встречную полосу там, где это не предусмотрено, использование за рулем мобильных устройств или непристегнутый пояс безопасности, прочие серьезные промахи.

Проверку на площадке сохранят для сдающих на право управления мотоциклами, мопедами, квадроциклами и трициклами.

Теоретическую часть аттестации в отличие от предполагавшегося ранее увеличения количества вопросов сохранят в прежнем виде: экзаменуемым требуется за 20 минут ответить на такое же количество тестовых вопросов, разделенных на четыре тематических раздела.

Проект нормативного акта, вносящего изменения в процедуру аттестации водителей, проходит согласование с прочими ведомствами.

Как выбрать автошколу

Школу обучения на права выбирают с учетом наличия:

  • лицензии Минобрнауки РФ, которую можно проверить на сайте этого ведомства;
  • разрешения ГИБДД на данный вид деятельности.

Важно изучить:

  • отзывы, оставленные на нейтральных ресурсах в интернете о качестве обучения, уровне подготовки инструкторов;
  • состав транспортного парка;
  • перечень категорий, по которым обучают водителей в данной автошколе.

Не последнюю роль играет стоимость курсов (с учетом расходов на горючее), расположение учебного центра, предложенный график занятий.

Профессиональная подготовка водителей разных транспортных средств
Профессиональная подготовка водителей разных транспортных средств

Кто может проходить обучение

Минимальные возрастные требования для допуска к обучению зависят от водительской категории. Согласно п. 21.4 ПДД, разрешено записываться в автошколы при достижении такого количества полных лет:

  • 16 – мопеды, мотоциклы, легковой и грузовой автотранспорт; но допуск к учебному вождению возможен только в 17 лет и позже;
  • 20 – автобусы, трамваи и троллейбусы.

Кстати. Несовершеннолетним ученикам потребуется письменное разрешение родителей.

Кроме возрастных ограничений, учитывают медицинские противопоказания. Препятствием для записи в автошколу станет наличие таких проблем со здоровьем:

  • недостаточная острота зрения или слепота одного глаза;
  • глазные заболевания или неблагоприятно перенесенные операции по этим органам чувств;
  • сложности со слухом;
  • психиатрические болезни, влияющие на адекватность поведения;
  • неврологические патологии;
  • дефекты опорно-двигательного аппарата;
  • алкогольная или наркотическая зависимость;
  • прочие болезни, влияющие на безопасность управления ТС.

Выводы о возможности допуска ученика к вождению автотранспортного средства указывают в справке по форме 003-В/у, выдаваемой медицинскими организациями, обладающими соответствующей лицензией.

Специальная подготовка

Работники, в силу профессиональных обязанностей связанные с управлением автотранспортом, проходят специальную подготовку и отбор с учетом специфики рода деятельности предприятия по ОКВЭД.

Понятие и необходимость

Под специальной подготовкой понимают повышение профессионального уровня водителей, трудоустроенных в организациях по перевозке пассажиров, опасных грузов повышенной опасности, управляющих транспортом, оснащенным спецсигналами, из структур МВД, МЧС, Минздрава и прочих ведомств.

Проведение профессиональной подготовки регламентировано:

  • Федеральным законом № 273-ФЗ, действующим с декабря 2012 года и посвященным вопросам образования в РФ;
  • ст. 196 ТК РФ;
  • приказом Минтранса РФ № 264, утвержденного в июле 2020 и вступающего в силу с начала 2021 года;
  • Правительственным Постановлением № 876, подписанным в декабре 2007 года о требованиях к водителям автотранспорта со спецсигналами.

Необходимость таких мер связана с повышенной степенью ответственности, возложенной на работников, ввиду особой опасности выполняемых работ.

Что входит в обучение

Содержание обучения и требования определяются спецификой деятельности организации.

Для перевозки пассажиров

Водители бесплатно (за счет работодателя) проходят ежегодные курсы в объеме 24 часов по программе, составленной на основе РД-26127100-1070-01, для повышения профессионального мастерства. Обучение проводят лицензированные учебные центры, формируя группы не более 30 человек.

Для опасных грузов

Водителей, допущенных к перевозке опасных грузов, обучают по ДОПОГ – европейскому соглашению, регламентирующему указанные виды грузовых автоперевозок. Содержание программы обучения определяется характером транспортируемых веществ повышенной опасности. Выданное удостоверение действительно до 5 лет.

Перевозка опасных грузов
Перевозка опасных грузов

Для ТС со спецсигналами

Лица, управляющие автотранспортом, оснащенным спецсигналами, проходят дополнительное обучение в организациях, обладающих соответствующей лицензией по разработанным и утвержденным профессиональным программам. Минимальная периодичность таких курсов – один раз в пять лет.

Изменения в профессиональном обучении

Российское законодательство о профессиональном обучении водителей претерпело изменения с начала 2021 года.

Регламентация

Взамен приказа Минтранса № 59 с 01.01.2021 г. введен в действие аналогичный норматив данного ведомства под № 264. Этот документ подписан в июле 2020 года. Приказ регламентирует профессиональный отбор и обучение водителей автотранспорта, принимаемых на работу на предприятия транспортной инфраструктуры, лиц, управляющих городскими наземными электрическими ТС.

Профессиональный отбор

Под профессиональным отбором понимают проверку минимально необходимых требований соответствия претендентов на трудоустройство по профессии водителя с проведением испытания.

Документы

Гражданам, поступающим на предприятие по профессии водителя, необходимо подтвердить профпригодность:

  • водительским удостоверением – указывает на допуск к управлению ТС по соответствующим категориям и подкатегориям;
  • дипломом или свидетельством об окончании учебного заведения – удостоверяет присвоение профессии и квалификации;
  • трудовой книжкой (или заверенной выпиской из данного документа) – подтверждает необходимый опыт работы.

Работодатель обязан проверить подлинность предоставленной документации, насколько профессионально соответствует претендент предъявляемым требованиям вакансии.

Испытание

Допуск к самостоятельной работе трудоустроенный работник получает в случае успешного прохождения испытания, проводимого при таких условиях:

  • на автополигоне и городских трассах; водителей маршрутных такси проверяют при движении с пассажирами и без таковых;
  • с применением вида транспорта и на маршруте, где предстоит работать претенденту;
  • руководит испытанием водитель-наставник, не допустивший аварии за предыдущие 12 месяцев, с опытом работы на легковом такси и грузовике от трех лет и более, на городском электротранспорте – не менее пяти;
  • сведения вносят в специальный лист с указанием номера документа; ФИО испытуемого, даты, времени, периода проверки; типа, марки и модели транспорта; ФИО водителя-наставника; резюме ответственного за БДД на предприятии.

На заметку. Продолжительность испытания не должна превышать три месяца. Листы проверок хранят 5 лет и более.

Обучение

Руководитель предприятия обязан своевременно направлять работников на спецобучение. Проведение подготовки подтверждает свидетельство, выданное учебным центром, отвечающим за надлежащий уровень знаний и умений обученного лица по итогам проведенных курсов.

primernye-programmy-professionalnoj-podgotovki-voditelej-raznyh-transportnyh-sredstv
Примерные программы профессиональной подготовки водителей разных транспортных средств

Другие направления подготовки

Для повышения мастерства водителей и уровня безопасности управления проводят дополнительные курсы вождения, речь о которых пойдет ниже.

Контраварийное вождение

Программа контраварийной подготовки выходит за рамки обычных курсов автошколы. Эти занятия организуются с целью научить правильным действиям в критической ситуации, чтобы избежать ДТП с фатальными последствиями.

На курсы может записаться любой желающий, чтобы повысить мастерство управления автомобилем. Программа включает обучение таким приемам:

  • преодолению неровностей на трассе без снижения скорости;
  • безопасности маневрирования при поворотах или уклонении от внезапно возникшей преграды;
  • стабилизации машины, потерявшей устойчивость и управляемость при заносах различного характера

Кроме вождения, на курсах осуществляют теоретическую и физическую подготовку водителей.

Экстремальное вождение

Данные курсы предполагают управление авто в экстремальном режиме. Такую подготовку проходят профессиональные гонщики.

На занятиях по экстремальному вождению научат:

  • уверенно управлять автомобилем на скользкой трассе (по льду);
  • преодолевать преграды;
  • маневрировать в сложных условиях рельефа;
  • съезжать по крутым склонам.

Эти приемы не применяют на дорогах общего пользования. Но навыки, полученные на таких курсах, полезны водителям ГИБДД, МЧС (пожарных и спасательных подразделений), прочих государственных силовых структур.

Экстремальное вождение
Контраварийное экстремальное вождение

Безопасное и защитное вождение

Защитное вождение – российский аналог контраварийной подготовки, разработанной на основе западных методик. Эти добровольные занятия предназначены для водителей, которые хотят повысить мастерство владения автомобилем, чтобы сохранить жизнь свою и других людей в критической ситуации.

В отличие от защитного вождения, безопасное ставит целью избежать ДТП, заблаговременно просчитав развитие событий и приняв меры для предотвращения аварии до ее начала.

Психологическая подготовка водителей

Психологической подготовкой называют формирование черт характера и поведения при управлении автомобилем для поддержания водителем психического равновесия за рулем вне зависимости от характера создавшейся ситуации.

Необходимость

Необходимость психологической подготовки объясняется обеспечением безопасности за счет исключения непрогнозируемых маневров участников дорожного движения.

Что входит

Психологическая подготовка водителей формируется из таких составляющих:

  • изучения морально-нравственных и этических норм;
  • тренировки психологической устойчивости личности;
  • идеомоторной и аутогенной тренировки.

Успех достигается комплексным применением перечисленных методов.

Как обучают

Водители проходят идеомоторные упражнения, развивающие скорость реакции и мышления в сложных ситуациях, память и стрессоустойчивость, точность движений.

Путем аутогенной тренировки человека научат самовнушением приводить себя в эмоциональное равновесие, преодолевать чувство неуверенности, снижать нагрузку на нервную систему.

Развитие надлежащих морально-нравственных качеств избавляет от агрессии и дисциплинирует.

На заметку. По статистике, инициаторами ДТП становятся водители с излишне агрессивной психологией, не учитывающие интересы других участников движения.

Совершенствование системы подготовки

Система профподготовки должна непрерывно совершенствоваться с учетом темпов развития автомобильной техники.

Факторы, влияющие на аварийность

Аварийность на дорогах определяется следующими факторами:

  • состоянием дорожного покрытия;
  • исправностью ТС;
  • дисциплинированностью водителей, их умением прогнозировать ситуацию, чтобы избежать аварий.

По данным статистических исследований, решающее направление совершенствования системы дорожной безопасности – человеческий фактор, оказывающий наибольшее влияние на создание ДТП.

Какие меры принимаются

Для снижения аварийности предусмотрено применение таких мер:

  • совершенствования законодательной базы;
  • усложнения аттестации при выдаче водительских удостоверений;
  • контроля деятельности автошкол государственными органами;
  • лицензирования учебных центров, обучающих водителей;
  • организации курсов БДД на предприятиях;
  • реконструкции и модернизации объектов транспортной инфраструктуры.

На аварийных участках необходим особый контроль со стороны ГИБДД. Большое значение имеет деятельность инспекции Рострнаснадзора РФ по проверке работы транспортных предприятий.

Нюансы обучения вождению в других странах

Для выезда за границу российским водителям необходимо знать особенности ПДД в других странах.

Международные права

90 государств, приведенных в таблице, подписали международную Венскую Конвенцию по дорожному движению, признав действительными национальные водительские права держав-подписантов указанного соглашения.

Международные права
Международные права

Российский Президент подписал Венскую Конвенцию в 2018 году.

Российское водительское удостоверение международного образца, предоставляющее возможность передвижения в пределах Венской зоны, – перевод обычных российских прав. Этот документ применяют вместе с национальным удостоверением устаревшего образца.

Новые (пластиковые) российские права полностью соответствуют международному стандарту. Поэтому самый простой способ выехать за границу на собственном автомобиле – обратиться в подразделение МРЭО со стандартным комплектом бумаг для замены устаревшего документа на новый, если он еще не получен.

Необходимость таких прав особенно актуальна для дальнобойщиков-международников, совершающих рейсы в другие страны.

Важно учесть, что некоторые государства, приведенные в таблице ниже (участники Женевской Конвенции), признают только международные водительские удостоверения, что не совсем приемлемо для российских водителей.

Оцените статью
БДД, диспетчер и контролер
Добавить комментарий

Adblock
detector