Примерные программы профессиональной подготовки водителей разных транспортных средств

primernye-programmy-professionalnoj-podgotovki-voditelej-raznyh-transportnyh-sredstv Обучение водителя

Государством была разработана программа подготовки водителей транспортных средств. Все автошколы, планируя обучение, обязаны ей следовать. Для каждой категории прав свое содержание курсов.

Содержание
  1. Обучающая программа для водителя транспортного средства
  2. Содержание
  3. Модули
  4. Категория «А»
  5. Подкатегория «А1»
  6. Категория «В»
  7. Подкатегория «В1»
  8. Категория «ВЕ»
  9. Категория «С»
  10. Подкатегория «С1»
  11. Подкатегория «С1Е»
  12. Категория «СЕ»
  13. Категория «D»
  14. Подкатегория «D1»
  15. Подкатегория «D1Е»
  16. Категория «DЕ»
  17. Категория «М»
  18. Категория «Tb»
  19. Категория «Tm»
  20. Переподготовка с «В» на «С»
  21. Переподготовка с «В» на «С1»
  22. Переподготовка с «В» на «D»
  23. Переподготовка с «В» на «D1»
  24. Переподготовка с «С» на «В»
  25. Переподготовка с «С» на «D»
  26. Переподготовка с «С» на «D1»
  27. Переподготовка «D» на «В»
  28. Переподготовка «D» на «С»
  29. Переподготовка «D» на «С1»
  30. Программы повышения квалификации водителей ТС разных категорий
  31. Отличия новых программ от старых
  32. Условия реализации примерной программы
  33. Ожидаемые результаты освоения программы
  34. Система оценки результатов освоения программы
  35. Новейшие изменения в программах: обучение управлением «беспилотниками»

Обучающая программа для водителя транспортного средства

Это документ, разрабатывающийся автошколой на основании Приказа № 1408 от 26 декабря 2013 г. Законодательная база предусматривает планы обучения по каждой из категорий водительских прав.

Новшества, которые были включены в этот приказ:

  1. Необходимость сдачи внутренних экзаменов в учебном заведении перед прохождением теста в ГИБДД.
  2. Отсутствие экстерна. Теперь невозможно сдать экзамен, не отучившись предварительно в автошколе.
  3. Увеличение длительности курса для категории «В» с 2 до 3 месяцев.
  4. Если человек сдавал практику на машине с автоматической коробкой передач, он не имеет права потом садиться за руль автомобиля с механической КПП. Ему нужно будет открывать дополнительную категорию.
  5. Необходимость получать права для вождения мопеда («М»).
  6. Практику теперь можно сдавать на территории автошколы, без обращения в ГИБДД.
  7. Если водители, у которых уже есть права, хотят увеличить количество категорий, им не нужно проходить теорию. Необходимо только сдать практическую часть.

Каждое из занятий должно быть часовым. Для фиксации времени в автошколах ведется специальный журнал. Таким образом, осуществляют учет в целом за прохождение курса.

Содержание

Любая программа обучения водителей, независимо от категории, содержит следующую информацию:

  1. Основы законодательства в сфере ПДД.
  2. Правила управления ТС.
  3. Первая помощь при авариях.
  4. Психофизиологические основы деятельности человека.
  5. Знания об устройстве ТС.

Для освоения каждого из курсов законодатель предусмотрел, чтобы автошколы закупили дополнительное оборудование, например, компьютеры с соответствующим ПО, манекены для отработки навыков первой помощи или мультимедийные проекторы для показа учебных материалов.

Модули

Обучающий модуль – это часть программы, по факту, один из блоков знаний, на прохождение которого выделяется определенное количество часов. Есть базовая часть, а есть дополнительная: теория и практика. Если у человека уже открыта одна из категорий прав, то, чтобы получить другую, ему уже не нужно оканчивать стандартный курс. Достаточно будет ознакомиться с практикой.

Категория «А»

В результате прохождения обучения водитель должен уметь:

  • Надевать мотошлем и другую экипировку, настраивать ее.
  • Безопасно управлять мотоциклом в любых метеоусловиях и независимо от дорожной ситуации.
  • Осуществлять разгрузку и погрузку на мототехнику грузов или людей.
  • Действовать в нештатных ситуациях.
  • Выполнять контрольный осмотр мотоцикла перед поездкой.
  • Заправлять ТС горюче-смазочными материалами.
  • Оказывать первую медицинскую помощь в случае аварии.
  • Устранять мелкие неисправности техники, не требующие разбора контрольных узлов.
Категория А
Категория А

В список знаний включаются:

  • ПДД (в т.ч. БДД);
  • теория об устройстве мотоциклов;
  • перечень основных неисправностей, при которых запрещена дальнейшая эксплуатация ТС;
  • порядок выполнения контроля технического состояния перед поездкой;
  • техника безопасности;
  • знания об оказании доврачебной помощи, а также о влиянии алкоголя и усталости на управление мототранспортной техникой.

Пример программы с указанием количества времени представлен в таблице.

ПредметТеория, кол-во часовПрактика, кол-во часов
Базовый цикл
Основы законодательства3012
Психофизиология водителя84
Основы управления ТС122
Первая помощь88
Специальный курс
Устройство и тех.обслуживание мотоциклов84
Основы управления техникой категории «А»84
Вождение мотоцикловОтсутствуют18

Важно! Еще 4 ч. отводится на экзамены. Итого получается, что теория длится 76 часов, а практика – 54. Совокупная продолжительность – 130.

Подкатегория «А1»

Планы обучения вождению мопедов, скутеров и «легких» мотоциклов (до 125 куб.) ничем не отличаются от категории «А». Так же 130 часов длительность, 76 из которых отводится на теорию и 54 – на практику. Единственное отличие – водителю может быть 16 лет, а не 18, и техника «полегче».

Категория «В»

Такие права дают возможность управлять автомобилями общей снаряженной массой не более 3,5 т. Обучение состоит из 3 модулей: базового, специального и профессионального.

ПредметТеория, кол-во часовПрактика, кол-во часов
Базовый цикл
ПДД и Законы3012
Знания психофизиологии84
Первая помощь при авариях122
Основы управления ТС88
Специальный курс
Устройство и техобслуживание автомобилей182
Основы управления84
Практика вождения (механика/автомат)Отсутствуют56
Профессиональный курс
Организация грузовых перевозок8
Правила осуществления пассажирских перевозок6

Как видно из таблицы, на практику законодатель отводит (с учетом 4 ч. экзаменов) 90 часов, на теорию – 100, а общая длительность достигает 190.

Категория В
Категория В

Подкатегория «В1»

Такую подкатегорию нужно открывать тем, кто хочет водить квадроциклы и трициклы. 50 часов отводится на практику и 78 – на теорию. Общая продолжительность – 128 ч. В программу входят как общие знания о ПДД, об управлении в целом ТС, так и специфические, относящиеся только к технике подкатегории «B1» – основы вождения и информация об устройстве.

Категория «ВЕ»

Открывать ее возможно только после получения прав на управление легковыми автомобилями. Категория «BE» позволяет использовать тяжелые прицепы. В программу входят специальные знания об устройстве и управлении транспортными средствами. Теории отводится 6 ч., а практике – 24, плюс 4 ч. на экзамены. Итого длительность доходит до 32 ч.

Категория «С»

Она дает возможность управлять грузовыми автомобилями и тяжелой внедорожной техникой. Обучение длится в общей сложности 244 часа, из них 130 – теория, 114 – практика. Большая часть времени посвящена вождению (72 ч.) и знаниям об устройстве техники (52 ч.).

В остальном все по стандарту: ПДД, психофизиология, первая помощь и т. д. Однако есть и ряд нюансов. Например, рассказывают, в каком случае прицеп необходимо оборудовать спецсигналами, как осуществлять работу с погрузчиком.

Подкатегория «С1»

На эту подкатегорию редко в какой автошколе найдешь курс. Обычно обучают уже на «С». Программа мало чем отличается: на вождение отведено на 12 ч. меньше – 60 ч. Все остальное то же самое. Длительность составляет 232 ч. Теории так же отведено 130 ч.

Подкатегория «С1Е»

Благодаря ей можно водить грузовые автомобили вместе с легкими прицепом. Для получения достаточно окончить специальный курс, длящийся 38 часов (8 – теория, 30 – практика). Некоторые автошколы дополнительно включают 3 ч. для промежуточной аттестации после окончания каждого модуля. В программе содержатся знания об устройстве, основах управления и вождение.

Категория «СЕ»

Если масса прицепа у грузовика превышает 750 кг, то нужно проходить дополнительно курс, длящийся 40 часов (32 – практика и 8 – теория). Основная часть посвящена вождению (24 ч.).

Категория «D»

Позволяет управлять автобусами с вместимостью пассажиров более 16 человек. 100 часов в программе отведено вождению, а 68 – знаниям о техническом устройстве. Совокупная продолжительность – 296 ч. На теорию отводится 152 ч., на практику – 144 ч.

Подкатегория «D1»

Если водитель хочет заниматься перевозками от 8 до 16 человек (под такие требования попадают, по сути, любые маршрутки города), то ему следует получать именно эти права. 264 часов – такова продолжительность программы. 138 ч. отведено на теорию и 126 – на практику. На вождение – 84 ч., а знаниям об устройстве ТС посвящено 54 ч.

Подкатегория «D1Е»

Позволяет использовать прицепы. В программу включен только специальный модуль, который длится 46 часов. 8 из них отведено под теорию и 38 – под практику.

Профессиональная подготовка водителей разных транспортных средств
Профессиональная подготовка водителей разных транспортных средств

Категория «DЕ»

В народе техника, которой можно управлять после прохождения этой программы, называется «гармошкой», поскольку она представляет собой сцепку из 2 автобусов. Для открытия категории следует окончить специальный модуль.

Знания осваиваются за 48 часов, причем 8 из них – это теоретическая часть, а 40 – практическая. Изучаются правила вождения и сведения о техническом устройстве.

Категория «М»

Для тех, кто хочет управлять скутерами (до 50 кубов), предусмотрена эта программа. Длится она 122 часа. Теоретической части отведено 72 ч, а практической – 50 ч. В составе курса информация как об управлении техникой, так и о ее устройстве.

Категория «Tb»

Окончив программу, человек становится водителем троллейбуса. Это один из самых длительных курсов – 838 часа, из которых 340 – теория и 498 – практика. В программу включены специальные сведения об устройстве троллейбусов, организации их движения и дополнительное производственное рабочее обучение.

Категория «Tm»

Продолжительность курса – 756 часов, 404 – практика и 352 — теория. После его прохождения можно устроиться на работу водителем трамвая. Помимо стандартных знаний, в программу добавлена особая информация. Ученикам рассказывают о культуре обслуживания пассажиров, электроснабжении ТС, основах пожарной безопасности и охраны труда, ОБЖ, организации движения трамваев.

Переподготовка с «В» на «С»

Для открытия новой категории нужно окончить специальный и профессиональный курсы. На теорию отводится вместе с экзаменами 34 часа, 20 из которых выделены для изучения технического устройства техники (например, о системе питания двигателя от газобаллонной установки).

Практика длится 50 часов (38 – вождение). Итого общая продолжительность переподготовки занимает 84 ч.

Переподготовка с «В» на «С1»

Для получения подкатегории «С1» понадобится 74 часа (34 – теория и 40 – практика). Помимо информации об устройстве и вождении, преподается курс об организации грузоперевозок (в т. ч. знания о международниках и ДОПОГ). На квалификационный экзамен дается 4 часа.

Переподготовка с «В» на «D»

На вождение отведено 74 часа из 88, посвященных практической части. Отличительная особенность курса – есть 2 ч. практики в профессиональном модуле, в котором рассказывается об организации пассажирских перевозок. Кроме того, в нем же предусмотрены 16 часов теории.

Всего для информационной части (профессиональный + специальный блок) законодатель отвел 64 ч. Общая длительность переподготовки – 152 ч.

Переподготовка с «В» на «D1»

Для будущих водителей маршруток (для транспортировки от 8 до 16 человек) практике отведено 54 часа (42 – вождение, по 4 на информацию об устройстве и основах управления и 2 – на профессиональный модуль по пассажирским перевозкам). Курс теории занимает 60 ч. (34 – о техническом обслуживании ТС, 8 – об управлении и 16 – об организации доставки людей). Всего предусмотрено 114 ч.

Переподготовка с «С» на «В»

Примерный учебный план, если у водителя уже есть категория «В», представлен далее.

ПрограммаТеория, кол-во часовПрактика, кол-во часов
Специальный цикл
Устройство и техобслуживание ТС категории «В»102
Основы управления84
Вождение26
Профессиональный цикл
Как организовать и осуществлять перевозки автомобильным транспортом6

Справка. Программа переподготовки длится на 84 часа меньше стандартного курса. На теорию отводится 26 ч., а на практику – 34 ч. (с учетом экзаменов). Общее количество времени – 60 ч.

Переподготовка с «С» на «D»

Она длится 114 часов. Водителю рассказывают на протяжении 62 ч. об устройстве техники (автобусов с вместимостью более 16 человек), основных правилах управления, а также о том, как организованы пассажирские перевозки. 52 часа отведено практике: 40 – вождению, 6 – на техобслуживание и 4 – на применение знаний о технике езды.

Переподготовка с «С» на «D1»

Продолжительность курса – 74 часа. 42 – теоретическая часть и 34 – практический модуль, 22 из которых отведены вождению. Обучение длится на 40 часов меньше, чем переподготовка на категорию «D».

Переподготовка «D» на «В»

Чтобы пересесть с автобусов на обычные машины, нужно проучиться 64 часа. 30 из них – теория. Причем выделяется время, посвященное организации перевозок как пассажирских, так и грузовых (в т.ч. опасных товаров и их кодам для маркировки). 34 часа – практика, 26 из них – вождение.

Переподготовка «D» на «С»

Длится программа также 64 часа. 28 ч. – теория (о грузовых перевозках рассказывают в течение 8 ч., все остальное время отведено технике, управлению, обслуживанию). 36 ч. посвящено практике (вождению – 28 часов).

Переподготовка «D» на «С1»

Еще одна программа длительностью 64 часа. Содержание идентично предыдущему курсу: 28 – теоретическая часть и 36 – практическая. Столько же (28 ч.) отведено вождению и грузовым перевозкам – 8 ч.

Программы повышения квалификации водителей ТС разных категорий

Всего их существует 2:

  1. Для категорий «М», «А1», «А» и «B1». Длится программа повышения квалификации 10 часов. Теории нет, только практика. Объясняют, как управлять техникой, как переключать передачи, осуществлять начальное движение (до пешеходных переходов, перекрестков). 2 часа отведены под сдачу экзамена.
  2. Для категорий «B» и «B1», «С» и «С1», «D» и «D1». Продолжительность курса для повышения разряда – 16 часов. 8 ч. – первоначальное обучение вождению (пуск двигателя, переключение передач и т. д.), 6 ч. – езда по маршрутам и 2 ч. – экзамены.

Отличия новых программ от старых

Отличий не так много:

  1. Увеличено время на обучение для первичного получения прав. Например, чтобы открыть категорию «B», придется пройти курс длительностью 190 ч, раньше же он был 156 ч. И такое произошло с каждым видом техники.
  2. Если у человека уже есть права, то, чтобы открыть дополнительную категорию, ему придется потратить меньше времени, поскольку теперь нет необходимости заново проходить теорию. Достаточно будет окончить профессиональные и специальные модули.
  3. Появились внутренние экзамены в автошколах (по теоретической части). Причем количество бесплатных сдач у них также лимитировано – не более Потом придется платить. Только после успешного прохождения внутренних экзаменов будущий водитель отправляется в ГИБДД.

Условия реализации примерной программы

При разработке приказа, содержащего требования к профессиональным курсам для водителей, в качестве информационно-методической, организационно-педагогической и материально-технической документации использовались письма Минобрнауки, например, № АК-2292/06 и 18.08.2015 года и № АК-2924/06 от 11.09.2014 года.

Автошколы могут самостоятельно решать, что использовать в качестве обучающего материала на уроках. Главное – придерживаться программы образования.

Практические занятия с инструктором-наставником сначала проводятся на автодромах (крытых или открытых). Затем с них выезжают в город и двигаются по учебным маршрутам. Чтобы быть допущенным к практической части, необходимо предоставить медицинское заключение, а также пройти тест по теории основам управления.

Ожидаемые результаты освоения программы

Водитель по окончании курса (независимо от открываемой категории) должен знать:

  1. Правила дорожного движения и другие сведения из законодательства.
  2. Особенности управления транспортным средством соответствующей категории.
  3. Основы психофизиологии.
  4. Правила оказания первой помощи в случае возникновения ЧС.

Также он должен знать, как устроено транспортное средство и как правильно осуществлять его техническое обслуживание (в т.ч. проводить мелкий ремонт, не требующий разбора контрольных узлов).

Профессиональная подготовка водителей разных транспортных средств
Профессиональная подготовка водителей разных транспортных средств

Система оценки результатов освоения программы

Сначала необходимо сдать на компьютере внутренний теоретический экзамен в автошколе. Причем образовательное учреждение само решает, в какой форме, по каким темам его проводить. Но обычно используются те же билеты, сдача по которым будет проходить в ГИБДД.

Как правило, необходимо ответить примерно на 40 вопросов без ошибок. Когда работник автошколы будет уверен, что будущий водитель хорошо знает билеты, тогда выдается документ об окончании учебного заведения.

Затем, после успешной сдачи внутреннего экзамена (о чем свидетельствует выдаваемый автошколой сертификат), нужно отправиться в ГИБДД и пройти интерактивный тест по теории уже там. Следует ответить на 20 вопросов (допускается 1 ошибка) за 20 минут. Всего есть 40 билетов. В каждом по 20 вопросов, какой конкретно попадется для сдачи – выбирается случайным образом (можно заранее с интернета скачать материалы для подготовки).

После прохождения теории следует практическая часть. Обычно она разделяется на 2 этапа: выполнение упражнений на автодроме и успешная езда по одному из учебных маршрутов. Какие конкретно задачи предстоит решить водителю, зависит от того, какую категорию он открывает. Некоторые автошколы договариваются с ГИБДД, и их ученики сдают практику на знакомых машинах и «обкатанных» автодромах.

Справка. Для открытия категории «А» «город» сдавать не нужно. Практическая часть экзамена заканчивается на этапе автодрома.

Новейшие изменения в программах: обучение управлением «беспилотниками»

9 октября 2020 года Минпросвещения выдвинуло предложение внести изменения в существующие приказы, в которых приведены программы обучения водителей:

  1. № 1408 от 26.12.2013 года (Основной документ, которым руководствуются все автошколы).
  2. № 486 от 105.2015 года (Приказ, в котором приводятся программы переподготовки водителей).

В эти два нормативных акта планируют добавить пункты о технике с высокой степенью автоматизации. Таким образом, станет возможно подготавливать водителей к управлению беспилотниками. Поскольку технология новая, проект все еще находится на стадии согласования и утверждения.

Государством была разработана единая образовательная программа для подготовки водителей различных категорий. Автошколы руководствуются ей, планируя свое обучение. В будущем в приказ внесут изменения и добавят пункт про беспилотники.

Оцените статью
Блог о БДД, диспетчер, контролер
Добавить комментарий

Adblock
detector