Особенности обучения на предприятии водителей безопасности дорожного движения

Особенности обучения на предприятии водителей безопасности дорожного движения Обучение водителя

Безопасность выполнения грузовых и пассажирских перевозок во многом зависит от профессионализма персонала. В предлагаемом материале рассматривается обучение водителей безопасному вождению внутри организации с учетом обязанностей, возложенных законодательством на руководство компаний, программ и форм проведения подготовки.

Регламентация

Необходимость подготовки водителей и остального персонала, от действий которого зависит безопасность движения, установлена требованиями действующих законодательных актов.

Аттестация водителей на предприятии
Аттестация водителей на предприятии

Понятие

Понятие безопасного вождения или дорожного движения (БДД) подразумевает неукоснительное исполнение правил со сведением рисков, сопровождающих управление автомобилем, к минимуму при постоянном контроле и прогнозировании возможных аварийных ситуаций.

Какие законы отвечают

Условия БДД и порядок подготовки персонала регламентирован:

  • Федеральным законом № 196-ФЗ, действующим с декабря 1996 года, с принципами безопасности движения;
  • Приказом Минтранса РФ № 264, подписанным в июле 2020 года, с квалификационными требованиями и порядком обучения персонала, связанного с движением ТС;
  • Федеральным законом № 273-ФЗ, принятым в декабре 2012 года, посвященным образованию в РФ.

Перечисленные нормативы разработаны с учетом регламента, установленного Трудовым кодексом РФ.

Кто должен проходить

Согласно действующим законодательным нормам, необходимость периодического повышения квалификации распространяется в отношении представителей следующих профессий, связанных с БДД:

  1. Водителей. Для них проводятся инструктажи, стажировки (в оговоренных случаях), курсы по повышению профессионального уровня.
  2. Руководящего состава и ответственных сотрудников. Предусматривается первичная подготовка и последующее периодическое обучение каждые пять лет.
  3. Контролеров, диспетчеров, прочего технического состава. Проводится первоначальная подготовка в объеме 250 ч, повышение квалификации раз в пять лет.

Особое внимание уделяют водителям и специалистам, связанным с транспортировкой грузов повышенной опасности, негабаритных предметов, при оснащении техники соответствующими сигналами и маркировкой.

Эксплуатирующие ТС

Некоторое уточнение было внесено в закон № 196-ФЗ в 2018 году. Все предприятия были разбиты на две группы:

  • владеющих личным легковым транспортом, использующих технику для собственных нужд;
  • грузовых и пассажирских перевозчиков, занимающихся соответствующей коммерческой деятельностью или перевозящих грузы в собственных целях.

Требования к перевозчикам значительно жестче, чем к первой группе. С 2018 года организациям, использующим легковой транспорт для собственных целей, не нужно иметь в штате сотрудника, ответственного за безопасность движения.

Для компаний, профессионально занятых перевозками груза и пассажиров, вне зависимости от степени опасности транспортных операций наличие специалиста, ответственного за БДД – обязательное условие.

Но отсутствие в штате специалиста по БДД не отменяет необходимости соблюдения безопасности движения и принятия требующихся для этого мер.

Проведение аттестации водителей транспортных средств на предприятии
Проведение аттестации водителей транспортных средств на предприятии

Для чего проводятся

Организуемое обучение проводят с целью совершенствования профессиональных навыков и повышения уровня знаний персонала. Эти меры направлены на безопасность движения. Особенно важна дополнительная подготовка водителей и персонала, переводимых на другое место работы или транспорт с иными характеристиками.

В этом случае потребуется переподготовка с последующей стажировкой для закрепления навыков под руководством опытного работника.

Обязанности по организации

Организация, владеющая собственным транспортом, для обеспечения безопасности движения обязана:

  • проводить регулярные инструктажи персоналу;
  • обеспечить работу водителей с обязательным соблюдением норм безопасности, соблюдением режима трудового распорядка;
  • исключить допуск к управлению ТС лицами, не имеющими водительских удостоверений;
  • проводить анализ допущенных дорожных происшествий, определять причины произошедшей аварии, разрабатывать комплексные меры по предотвращению подобных случаев;
  • обеспечивать исправность транспорта в целях соответствия его предъявляемым условиям и нормам;
  • соблюдать законодательство по ОСАГО;
  • устанавливать на транспорт тахографы, обслуживать эти устройства, согласно нормативным требованиям.

Обязанности организаций, занятых грузовыми и пассажирскими перевозками, в дополнение к перечисленному предполагают необходимость:

  • создания безопасных условий перевозок;
  • регулярного повышения квалификационного уровня водителей;
  • назначения ответственного за БДД;
  • привлечения персонала на выполнение работ с учетом соответствия квалификационного уровня;
  • предрейсового или предсменного медицинского контроля персонала.

Законодательные нормы не ограничивают организации в праве планировать и выполнять мероприятия, повышающие безопасность движения, квалификацию водителей и прочего персонала.

Периодичность

Предусмотрено проведение следующей подготовки:

  • с пятилетней периодичностью – обязательна для водителей оборудованных мигалками ТС, перевозящих опасные грузы, для организаций, занятых грузовыми и пассажирскими перевозками; аналогичную переподготовку проводят для другого персонала, связанного с безопасностью движения (контролеров, диспетчеров и пр.), руководства и ответственных сотрудников компаний;
  • ежегодное обучение по 20-часовой программе – для водителей и взаимодействующего с ними персонала.

Перечисленное обучение дополняют регулярные инструктажи, проводимые работникам, разбор допущенных аварийных ситуаций.

К слову, 20-часовая программа для водителей по БДД реализуется в соответствии с учебным планом, который был утвержден еще в 2001 году и действует до сих пор.

Ответственные лица

Соблюдение безопасности – комплексная задача, зависящая от добросовестности выполнения обязанностей и квалификации различного персонала.

Кто относится

К лицам, от которых зависит БДД, относят:

  • водителей – непосредственно управляют ТС;
  • контролеров – проверяющих состояние транспорта перед выпуском на линию;
  • диспетчеров – руководящих движением ТС;
  • инженера по БДД – ответственного сотрудника, контролирующего безопасность выполнения работ при транспортных операциях.

Общую безопасность движения определяет каждый из перечисленных работников.

Как проходят обучение

Порядок проведения обучения для представителей различных профессий и должностей указан в таблице.

Кому проводятОсобенности
ВодителямРегулярные инструктажи, стажировки перед допуском к самостоятельной работе на новом виде транспорта, после приема на предприятие. Повышение квалификации по программе, согласно РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, с пятилетней периодичностью.
Руководителям, ответственным сотрудникамПервичная подготовка в течение месяца с повышением квалификации через каждые пять лет
Контролерам, диспетчерамПри отсутствии профильного образования – обучение по программе 250 часов с присвоением квалификации. Повторный курс каждые пять лет.

Реестр аттестованных специалистов

Аттестованных специалистов, ответственных за БДД, регистрируют с занесением в реестр на сайте Росавтотранса. Чтобы проверить наличие сотрудника в электронном списке, необходимо:

  1. Зайти на ресурс.
  2. В разделе о деятельности обратиться к подразделу о безопасности дорожного движения, к графе с соответствующим реестром.
  3. В открывшемся окне запроса ввести ФИО сотрудника, выбрать из выпадающего списка дату рождения и указать СНИЛС.

После выполнения перечисленных манипуляций сведения о наличии такого ответственного работника будут представлены на экране.

Проведение обучения

От качества проведенного обучения зависит профессиональный уровень персонала. Поэтому важно знать, какие критерии сопутствуют указанной деятельности.

Особенности обучения вождению: частные и индивидуальные занятия

Форма

Обучение проводят в таких формах:

  • очной – с занятиями непосредственно в классах учебного центра при личном контакте учеников с преподавателями;
  • заочной – при самостоятельном освоении программы по учебным материалам, предоставленным обучающей организацией, с последующим контролем уровня знаний;
  • дистанционной – разновидность заочного курса с проведением обучения без непосредственного присутствия обучаемых в классах.

Вне зависимости от формы обучения предусмотрена итоговая аттестация с целью контроля усвоения материала.

Критерии

Проводить обучение вправе организации при соблюдении следующих условий:

  • получения лицензии на ведение образовательной деятельности, без которой учебный центр не вправе оказывать такие услуги;
  • аккредитации в Росавтотрансе;
  • наличия программного обеспечения, системы удаленного обучения при дистанционной форме проведения занятий;
  • составления учебных программ, соответствующих требованиям нормативов;
  • выдачи документов установленной формы, подтверждающих аттестацию обученных специалистов.

Обращение в учебный центр целесообразно только при выполнении перечисленных требований, в чем важно убедиться перед заключением договора.

Что входит в программу для водителей

Программу обучения водителей составляют с включением разделов, посвященных следующим вопросам:

  • причинам и следствиям дорожно-транспортной аварийности;
  • разбору типичных дорожных ситуаций с анализом конкретных примеров;
  • рассмотрению нормативно-правового регулирования БДД;
  • оказанию первой помощи до прибытия медиков;
  • изучению правил движения на аварийно-опасных участках дороги при грузовых и пассажирских перевозках.

Разделы разбиты на отдельные темы с детальным изложением учебного материала.

Стоимость

Цена первоначального обучения водителей и ответственных сотрудников в Москве – около 20 000 руб. Заочные и удаленные курсы вдвое дешевле. Стоимость повторной переподготовки персонала – от 5 до 7 тысяч руб. за человека.

В Москве такие услуги оказывают «Профкадрыгрупп», «Профессионал», «Специалист» и другие учебные центры.

Организация вправе самостоятельно обучать своих водителей при создании надлежащих условий – получении лицензии, наличии подготовленных преподавателей, приобретении программного обеспечения, оснащения учебных классов.

Учет

Проведение подготовки водителей и другого персонала требует надлежащего учета учебного курса.

Как вести

Данные о проведенной подготовке персонала по БДД заносят в специальные журналы учета с разделами со следующей информацией:

  • составом учебной группы;
  • содержанием предметов обучения в рамках предусмотренной программы;
  • результатами экзамена по проверке освоения учебного курса;
  • о выполнении плана обучения;
  • записями проверяющих.

Журнал ведут лица, ответственные за обучение водителей и других работников по БДД.

Где скачать

Журнал можно скачать за небольшую плату на различных сайтах в интернете. Один из ресурсов доступен по ссылке. Клиент может выполнить дополнительную настройку характеристик журнала с установкой:

  • общего количества страниц;
  • плотности бумаги – 48, 65 или 80 г/м2;
  • необходимости ламинирования обложки, прошнуровки, нумерации страниц (проставлением галочек в соответствующих пунктах);
  • жесткости переплета.

После нажатия на кнопку дополнительных настроек станут доступны опции по наличию ручки на веревке, проклейке корешка бумвинилом, способу скрепления (скрепками, пластиковой или металлической пружиной).

Настройки размещены на странице позиции товара по приведенной ссылке. Стоимость одной единицы журнала – от 35 руб.

Ответственность

За нарушение требований квалификационной подготовки водителей предусмотрена административная ответственность, согласно ст. 12.31.1 КоАП РФ. На основании ч. 1 указанной статьи данного норматива выполнение грузовых и пассажирских перевозок с привлечением персонала ненадлежащей квалификации назначены следующие штрафы:

  • ответственным сотрудникам предприятий – 20 000 руб.;
  • организациям – 100 000 руб.

Ответственность ИП или самозанятых граждан без регистрации в качестве юрлица приравнена к той, что предусмотрена для организаций.

Качество подготовки водителя и взаимодействующего с ним персонала – определяющий фактор для безопасности движения. Поэтому важно соблюдать предусмотренные условия, чтобы сохранить жизни людей и исключить аварийные ситуации.

Оцените статью
БДД, диспетчер и контролер
Добавить комментарий

Adblock
detector