Довольно часто бывает так, что водитель садится за руль, не обращая внимания на собственное состояние. Его не смущает присутствие головных болей или внезапная гипертония. А это может привести к ДТП. Во избежание подобного рода ситуаций был введен предрейсовый медосмотр.
Проведение медицинского осмотра водителей одновременно регулируется сразу несколькими (не противоречащими друг другу) нормативно-правовыми федеральными источниками:
- приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н “Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров”;
- письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32;
- приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555;
- Трудовой кодекс РФ.
Во всех указанных источниках права, изданных приказами Минздрава, есть положения, предписывающие работодателям использовать в целях фиксации результатов медицинского осмотра работников специальный журнал регистрации. При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала. Отметим, что журнал учета можно вести электронно, при условии наличия у работника и работодателя электронной подписи, которую нужно подтвердить в налоговой. Использование такого способа дает охрану работнику, то есть защищает его персональные данные и контакты, не дает доступа другим к результатам его исследований и оберегает от воздействий третьих лиц, обработки ими данных.
Подробнее расскажем в данной статье.
Предрейсовые медосмотры
Такой медицинский осмотр обязателен для работников. Предрейсовый медицинский осмотр водителей законодательство 2021 регламентирует в первую очередь нормативными актами, которые дополняют друг друга. Несоблюдение любых ее норм чревато последствиями. Что же это такое и как осуществляется ее выполнение – расскажем далее в статье.
Что это
Предрейсовое медицинское обследование – утвержденная на государственном уровне процедура. Ее задача – профилактика возникновения нештатных ситуаций с работниками, которые управляют транспортным средством, связанных со здоровьем.
Регулярное проведение осмотров позволяет повысить уровень контроля за здоровьем водителей, а также не допускать или хотя бы снизить вероятность возникновения непредвиденных аварийных ситуаций.
Кто их проводит
Обследование водителей выполняется только лицензированной медорганизацией, со всеми необходимыми разрешительными сертификатами и документами. Работающий в нем персонал должен быть с соответствующим образованием и разрешение. Для начала такой деятельности необходима лицензия на проведение предрейсовых медицинских осмотров. Пунктом 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ – любая медицинская деятельность, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 в перечень медицинской должности входит, в том числе, медицинские осмотры
Сегодня существует 3 варианта проведения медицинского осмотра:
- Непосредственно сотрудником организации, при условии наличия сертификата. Лицензия не нужна, но им необходимо среднее спецобучение по программе подготовки, приведенной в приложении 8, утвержденном приказом Минздрава № 308 от 14.07.2003 .
- Привлечение сторонней организации, заключение с ней долгосрочного договора. Основное – соответствие всем нормативным и правовым актам. В их качестве могут выступать больничные учреждения, поликлиники.
- Получение лицензии на проведение осмотра. Подходит для больших компаний. Главное преимущество – оперативность выполнения осмотра.
Обязанность доктора – придерживаться существующих требований и своевременно заполнять документацию. Внесение неправдивых данных карается законом.
Кто их проходит
Это является трудовой обязанностью шофера, не пройти которую он не имеет права. Поэтому перед выездом в его документе должна значиться запись прошел медицинский осмотр.
Цели
Главная цель медосмотра – вынесение решения об общем самочувствии работника. Он позволяет избежать переутомления, а также обнаружить наркотического, алкогольное или иное токсическое опьянение.
У проводимого мероприятия следующие цели:
- Обеспечение безопасности перемещения всех участников дорожно-транспортного движения.
- Определить общее самочувствие водителя. Подразумевается оценка его способности выдержать предстоящие в пути нагрузки.
Выполняющие медицинский осмотр врачи несут большую ответственность, так как они заполняют путевик и ставят отметку о медосмотре, образец есть здесь.
Также может выполняться послерейсовый осмотр, чтобы получить картину о здоровье водителя. Он позволяет оценить самочувствие работника после длительной работы за рулем. Обязательно проводить послерейсовые осмотры также водителям вошедшим в группы риска и водители старше 55 лет. Персональный список должен быть у медицинского работника.
План проведения
Установленный после осмотра результат фиксируется в отдельном журнале.
Приказом № 835н пункт 10. “Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры” необходимо провести по следующей системе:
- Запись имеющихся жалоб.
- Осмотр специалистом.
- Измерение пульса, температуры тела, давления.
- Проверка признаков любого вида опьянения.
- Замеры уровня алкоголя в крови.
Если водитель имеет хронические заболевания, он обязан обратиться к профильному специалисту. Содержание паров алкоголя проверяется алкотестером. При подозрении водителя в приеме психотропных веществ, ему назначают сдачу анализов и отправляют в больницу.
Получив результаты, записывают, что выявлений вредных факторов не обнаружено и к работе приступать можно. Или нельзя, если препятствующие работе факторы все же выявлены. Во втором варианте медработник обязан поставить в известность ответственного руководителя, зафиксировать результаты, дату и время проведения медицинского осмотра. Затем следует подпись и печать доктора, что подтверждает подлинность записи. В среднем медицинский осмотр на практике, проводится не больше 20 минут. Освидетельствование проводят 1 раз в день перед выходом на работу. Действует он в течении одного дня, либо одного рейса. Срок указывается в путевике.
Все расходы по организации данной работы происходит за счет работодателя.
Отметка предрейсового медицинского осмотра
Перед тем, как отпустить работника на работу, доктор обязан поставить печать предрейсового осмотра от 2021 года в справку.
Поэтому компания должна купить штамп Медосмотр пройден, к работе допущен и предоставить его своему врачу.
Требования
Четкость и разборчивость всех элементов ее оттиска. Разрешаются незначительные дефекты. Если у нее ярко выраженные погрешности, то подлежит замене.
В 2019 году был введен другая отметка о предрейсовом медосмотре и его образец есть в интернете. В связи с этим существующие старые версии со временем станут недействительны.
Новый вид и его отличия
Отличия заключаются в наличии времени и даты проведения медицинского осмотра. Также на нем указываются ФИО проводившего медицинский осмотр доктора. Подлинность документа подтверждается тем, что подписываются врач и водитель.
На путевике есть два места для отметки, для предрейсового и для послерейсового контроля. Второе указанно в виде – Прошел послерейсовый медицинский осмотр.
Где заказать
Можно купить в интернете или в специальных магазинах. Количество поставщиков огромное.
Как выглядит можно посмотреть, к примеру, в типографиях.
Стоимость
Ценовой диапазон разнообразен. Он напрямую зависит от размера, техсостояния (ручная оснастка или автоматика), расходных материалов, стоимости ремонта и фирмы производителя. Минимальная цена – около 400 руб. и может доходить до пары тысяч.
Автоматические нуждаются в периодическом техосмотре. Их невыполнение чревато поломкой механизма.
Что такое – путевой лист
Документ, который дается врачом организации при выезде на работу. Основной элемент – отметка о медицинском осмотре, а штамп – официальное подтверждение.
Сотрудник ДПС может потребовать путевой лист. В случае отсутствия документа водитель вынужден будет заплатить штраф в размере 500 рублей (цена действительна на ноябрь 2021, в сентябре и октябре она была той же).
Обновленный порядок заполнения
Выданный Минтрансом 21.12.2018 года приказ изменил алгоритм заполнения документа и количество реквизитов. Закон вступил в силу 1 марта 2019 года.
Обновленный документ выглядит так же, как и старый, однако немного отличается.
В нем должны отображаться следующие данные:
- Наименование документа.
- Номер. Он должен совпадать с порядковым числом записи регистрации в журнале организации.
- Время действия.
- Информация об автовладельце, транспорте.
- Сведения о водителе.
После внесения законодательных изменений в путевике указывается:
- Вместо слова «депо» – «парковочное место», «парковка».
- Отметка медицинском осмотре стала необязательной. Теперь достаточно полного ФИО доктора, его подписи.
- Чтоб оформить длительную путевку указывается период ее действия.
- Сведения о техосмотре ТС, его состоянии и др.
- Информация о водителе. Указываются все хронические заболевания и результаты медицинских осмотров.
Выводы
Существующий сегодня трудовой договор предусматривает проведение предрейсового медицинского осмотра водителей. Оно выполняется при фирме или же удаленно – сдача анализов в поликлинике.
Важно помнить, что действие одного медицинского осмотра распространяется всего на один день или на рейс. Наличие таких обследований – гарантия безопасности на дороге.
Также если не будет организован предрейсовый медосмотр для водителей, новый закон 2021 года предусматривает наказание.
Детальная информация видна на видео: