Все о профессии контролер технического состояния автотранспортных средств

Контролер
Работники предприятий, эксплуатирующих автомобильный транспорт, проходят переподготовку и аттестацию, предусмотренные законом. Контролер по выпуску ТС на линию – одна из основных технических специальностей, к которой предъявляются свои требования. Специалист отвечает не только за предрейсовый контроль автомобилей, но и осуществляет техническое обслуживание парка. Без разрешения контролера ни один водитель не имеет права приступать к работе. Поэтому руководители обязаны направлять контролеров на курсы переподготовки и повышения квалификации. За невыполнение данного условия предусматривается штраф для должностных лиц предприятия.

Работники предприятий, эксплуатирующих автомобильный транспорт, проходят переподготовку и аттестацию, предусмотренные законом. Контролер по выпуску ТС на линию – одна из основных технических специальностей, к которой предъявляются свои требования.

Специалист отвечает не только за предрейсовый контроль автомобилей, но и осуществляет техническое обслуживание парка. Без разрешения контролера ни один водитель не имеет права приступать к работе. Поэтому руководители обязаны направлять контролеров на курсы переподготовки и повышения квалификации.

За невыполнение данного условия предусматривается штраф для должностных лиц предприятия.

Контролер по обслуживанию автопарка – дипломированный специалист, который обязан проходить переаттестацию раз в пять лет. Делается это в любом образовательном учреждении с лицензией. Чтобы не отрывать сотрудника от работы, предусматриваются дистанционные курсы.

Разница между очной и дистанционной формой обучения практически отсутствует: подготовка осуществляется по методическим указаниям самостоятельно в свободное от работы время. Только в первом случае сотрудник получает информационные материалы и задания на вводных уроках, а не через интернет.

История и особенности специальности

Прежде чем перейти к вопросу о том, как проходит обучение на технического эксперта техосмотра, следует рассмотреть нюансы профессии посредством анализа законодательства.

До 2018 года предрейсовый контроль ТС осуществлял любой механик, диспетчер, техник или другой сотрудник с техническим образованием. По новым правилам ответственным за выпуск ТС на линию становится контролер технического состояния автомототранспортных средств (не механик или автослесарь).

Это требование прямо прописано в:

  1. П. 2 ст. 20 №196-ФЗ (предусматривает обязательность предрейсового контроля).
  2. П. 7 приказа №296 (вводит штатную должность контролера, ответственного за выпуск ТС на линию).
  3. П. 3, п. 14.3 приказа №287 (устанавливает набор профессиональных и квалификационных характеристик для должности).

На практике это означает следующее. Теперь совмещение обязанностей механика и контролера возможно после завершения профессиональной переподготовки контролера технического состояния автотранспортных средств.

Все о профессии контролер технического состояния автотранспортных средствДо сентября 2015 года выводить на линию ТС мог любой механик или диспетчер, прошед-ший аттестацию в УГАДН (Росавтотрансе). С апреля 2017 года вводится порядок, при котором техосмотр и диагностика перекла-дываются на контролера (приказ №141).

Последующий переработанный документ под номером 296 окончательно закрепляет за специальностью порядок проверки техсостояния при обслуживании автомобилей.

В качестве профстандарта законодатель устанавливает требование – диплом по специальности 23.00.00. Если у механика имеется квалификация, входящая в укрупненную группу «Техника и технологии наземного транспорта» (по ОКСО), его переводят в новую должность. Когда нужной корочки нет, он отстраняется от работы.

Важно. Если контролер технического состояния автотранспортных средств обучение завершил более 5 лет назад (но по специальности), он обязан повысить квалификацию (пройти курсы). Необходимого диплома нет – сотрудник обучается по программе переподготовки с присвоением квалификации контролера.

Соблюдение всех законов, связанных с работой специалиста, гарантирует соблюдение БДД на предприятиях (ЮЛ, ИП), безопасную эксплуатацию и обслуживание автотранспорта.

Особенностью специальности является полный контроль за автопарком организации как перед сменой каждого водителя, так и после. При необходимости сотрудник выполняет ремонтные работы и доводит ТС до состояния, пригодного для эксплу-атации (взаимодействует с сервисами СТО).

Если на предприятии имеется комплекс средств для компьютерной диагностики, на контролера возлагается дополнительная ответственность при обслуживании транспорта.

Помимо этого, сотрудник обязан вести несколько журналов учета, например, по предрейсовому выпуску авто на линию, регистрации ДТП, расходу ГСМ и оформлению путевых листов.

Если отталкиваться от ответственности должности, то контролер – второй значимый рабочий сотрудник после ответственного за БДД.

Он курирует не только водителей, но и взаимодействует с другими подразделениями: бухгалтерией (при выдаче средств на ГСМ), руководством (крупные поломки, отчетность), логистической структурой (рекомендации по маршруту), сторонними подрядчиками (ремонт, магазины запчастей).

Контролер несет материальную ответственность перед предприятием, так как любая поломка может сорвать сроки выполнения договора (при грузоперевозках), привести к серьезным последствиям в случае ДТП. Поэтому работа специалиста не только высокорисковая, стрессовая, но и требует четкого выполнения должностных инструкций во избежание крупных расходов.

Профессию легко получить любому желающему при наличии професси-онального (высшего) образования. Стандартная переподготовка (если есть стаж по техремонту, обслуживанию) осуществляется за три месяца.

Важно. Специалисту не нужна аттестация в Ространсе: диплома контролера технического состояния автотранспортных средств достаточно для занятия должности при наличии стажа или образования по специальности 23.02.03.

Где может работать контролер технического состояния автотранспортных средств

Профессия востребована на любых предприятиях, которые осуществляют эксплуатацию автомототранспорта. В законе сказано, что ЮЛ и ИП как субъекты транспортной деятельности проводят предрейсовый контроль при перевозках грузов и пассажиров. Поэтому спрос на специальность высокий.

Единственный случай, при котором процедура техосмотра упрощается (фактически отменяется) – это эксплуатация автомобиля одним физическим лицом (водителем) для личных целей, например, в случае, когда бизнесмен (главный менеджер) использует авто как средство передвижения, а фирма занимается сбытом продукции непосредственно в месте производства.

Описание и характеристика профессии

Обучение на контролера технического состояния автотранспортных средствКонтролер техсостояния транспортных средств – ответственная должность, требующая знания права в области транспорта и БДД (техрег-ламент, ГОСТы, нормы стандартизации, специализированные акты, например, в сфере настройки оборудования ГЛОНАСС).

Специалист следит не только за технической исправностью парка автомобилей, но и проводит инструктажи для водителей, направляет единицы техники на плановое техобслуживание и ТО, собирает всю необходимую информацию для транспортного отдела.

Характеристика профессии:

  1. Распределение трудовых обязанностей в течение рабочего дня происходит на усмотрение контролера, в зависимости от потока.
  2. При соблюдении всех норм права специалист освобождается от любой ответственности (не по его вине) после проверок.
  3. В должности контролера по выпуску автомобилей на линию обучение проходить не нужно. Раз в пять лет сотрудник повышает квалификацию.
  4. Проверяющий обязан иметь удостоверение водителя и водительский стаж.
  5. Работодатели отказываются от претендентов на должность без опыта (что незаконно).

Подробное описание профессии представлено в типовой должностной инструкции контролера.

Круг обязанностей

Основная трудовая функция проверяющего – выпуск ТС на линию. Собственно, для этого должность контролера и была задумана. Отсюда вытекает целый ряд дополнительных обязанностей, которые закрепляются различными законами и его частями (статьями).

Список дополнительных трудовых функций:

  1. Ведение журнала регистрации по выпуску ТС на линию.
  2. Ремонт, текущее обслуживание, диагностика транспорта.
  3. Послесменный контроль техсостояния парка.
  4. Ведение журнала регистрации путевых листов и учета ГСМ.
  5. Соблюдение техники безопасности, пожарной безопасности.

Учитывая специфику предприятия (опасные, крупногабаритные грузы), на контролера возлагаются и другие обязанности.

Необходимые умения и навыки

Положения о том, что должен знать и уметь контролер, закреплены законодательно.

Перечень норм:

  1. П. 14.1 приказа №297 (знания).
  2. П. 13.2 приказа №297 (умения).
  3. П. 13.3 приказа №297 (образование).

Дополнительные требования разрабатываются на 2020 год. Скорее всего, порядок обучения и аттестации для некоторых категорий специалистов видоизменится.

Уровень зарплаты

Несмотря на высокую степень ответственности, к хорошо оплачиваемым должностям эту работу не относят. Средняя зарплата по регионам установилась на отметке 17–20 тыс. руб. По крупным городам оплата в месяц составляет 25 тыс. руб. В столице и Санкт-Петербурге платят от 35 000 до 55 000. Уровень оплаты в основном зависит от величины автопарка.

Кто может работать контролером

Допуск на должность возможен в трех случаях.

Условия:

  1. Сотрудник имеет образование по специальности 23.02.03 (без стажа).
  2. Работник получил диплом с квалификацией 23.00.00 и стаж (1 год). Прошел курс повышения квалификации при необходимости.
  3. Сотрудник имеет отличную от технической специальность (не из группы 23.00.00), но прошел переподготовку на контролера (без стажа). На работу берут при наличии диплома вуза в смежных профессиях: слесарь, инженер, эксперт по ремонту ТС (автослесарь).

Важно. Учебное заведение сотрудник выбирает самостоятельно и по заверению работодателя (действующего). Если диплом по специальности еще не получен, то корочки о переподготовке или повышении квалифика-ции выдаются вместе с основным свидетельством (закон «Об образо-вании»).

Специальности и вузы – где учиться на контролера

Проходят обучение в любом регионе РФ, где есть учебный центр по переподготовке, или вуз (колледж) с кафедрой по укрупненной специальности 23.00.00 (технический).

Для повышения квалификации рекомендуется приобретать дистанционные программы подготовки – стоимость лекций в два раза ниже, чем на очной форме.

Вузы

Как выучиться на контролера технического состояния автотранспортных средствУдобный каталог вузов (по специальностям и рейтингу) представлен в источнике. Здесь проходят обучение по специальности 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта».

Курсы

Программа дополнительного образования реализуется в соответствующих региональных учебных центрах (для субъектов РФ). Их список можно посмотреть на сайтах департаментов образования по регионам в разделе справочной информации. Курсы контролер технического состояния автотранспортных средств проходит только после получения базового образования – среднего специального / высшего.

Учебные программы

Составляются исходя из актуализированной нормативной базы. Процесс обучения занимает от 2 недель до года в зависимости от часов и наличия обязательной стажировки.

Программы рассчитаны на:

  1. Полную переподготовку (от 260 ч, где более 160 ч отводится на самостоятельную работу с методическими указаниями).
  2. Переквалификацию по плану каждые 5 лет (40–80 ч за 7–10 дней).

В качестве основного требования для допуска к курсам (очно, заочно, дистанционно) выступает профильное образование из группы 23.00.00.

В учебную программу входят темы:

  1. Право в области технического законодательства, прав и обязанностей контролеров.
  2. Автотранспортная психология.
  3. IT в сфере транспорта.
  4. Основы БДД и безопасной эксплуатации ТС.
  5. Охрана труда и другие организационные моменты, связанные с профессией.

Важно. Каждый окончивший курсы заполняет дневник прохождения стажировки контролера технического состояния. Также оформляется отчет о производственной деятельности, который вместе с дневником служит доказательством прохождения практики (с подписью ответственного сотрудника). Некоторые из учебных центров предлагают последующее трудоустройство по результатам сдачи итогового тестирования.

Дистанционное обучение

В качестве его основного преимущества выступает возможность совмещения с работой не выходя из дома. В удостоверении указывается вид курса и его срок. Выбор образовательного учреждения не привязан к месту жительства. После экзамена диплом заявленного образца доставляется курьером или заказным письмом. При этом цена программы снижается почти в два раза.

Важно. Не каждая организация, проводящая набор учеников по специальности «контролер», дает качественное образование. Курсы подбирают с учетом рейтинга, проверяют лицензию, смотрят, правильно ли заполняется образец «корочки».

Профпереподготовка

Профессиональное образование – основное требование законодателя для должности специалиста по выпуску ТС на линию. Профпереподготовку проходят тогда, когда нет базового образования по специальностям из группы 23.00.00. Она осуществляется на базе вузов, учебных центров и школ, в т. ч. дистанционно.

Важно. Повышение квалификации проходят после 5 лет с момента получения диплома по специальности.

Перспективы, карьерный рост

Контролер – перспективная профессия в черте промышленных городов, а также на территориях экономического роста. Потребность в создании собственных транспортных сетей растет: увеличивается товарооборот между регионами и прибыль с продаж, растет производство, предприятия укрупняются. Спрос на контролеров с каждым годом становится все больше.

Где обучиться профессии контролера технического состояния автотранспортных средствА вот с карьерным ростом ситуация обратная: проработать на одном месте можно до самой пенсии, так как руководители желают видеть ответственных проверяющих.

И так как должность инженера по БДД, скорее всего, будет занята, то максимум, на что остается рассчитывать – на начальника транспортного отдела.

Стоимость обучения

Средняя цена дистанционного курса – 8 тыс. руб., стандартного – 20 тыс. руб. Причем стоимость напрямую зависит от количества осваиваемых модулей в программе (часов) и числа слушателей (чем больше группа, тем дешевле).

Плюсы и минусы профессии

В РФ недостатком каждой второй профессии считается низкая оплата труда, поэтому главный минус профессии – высокая ответственность, в том числе материальная. Наряду с этим, получить диплом специалиста стоит дорого – год в вузе в среднем обходится в 80 тыс. руб.

В качестве плюсов выделяют:

  • соцпакет;
  • трудоустройство с предоставлением жилья;
  • работа в надежных компаниях, возможность зарекомендовать себя и получить новые перспективы для карьеры.

Если стоит выбор между специальностью контролера или ответственного за БДД, второй вариант предпочтительнее – сотруднику не придется заниматься починкой в некомфортных условиях.

 Выводы

Образование контролера технического состояния транспорта ведется в соответствии с законодательными нормами и новым техническим регламентом Таможенного Союза. Сроки учебных программ в среднем составляют 3 месяца, за которые сотрудник набирает профессиональный минимум знаний.

Основная часть подготовки направлена на самостоятельное освоение материала. Поэтому большинство кадров обучаются дистанционно без необходимости посещения образовательного центра. В целом профессия дальновидная при наличии кадрового потенциала в регионе.

Детальная информация видна на видео:

Оцените статью
Блог о БДД, диспетчер, контролер
Добавить комментарий