Права и обязанности контролера технического состояния транспортных средств

Контролер
Большинство фирм, эксплуатирующих транспорт в производственных нуждах, уже знакомы с профессией контролера технического состояния автотранспортных средств (АТС). С 2015 года должность вводится в качестве штатной. Все ЮЛ и ИП, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров, обязаны проводить ежедневный предрейсовый контроль автопарка. Этим и занимается данная категория специалистов.

Большинство фирм, эксплуатирующих транспорт в производственных нуждах, уже знакомы с профессией контролера технического состояния автотранспортных средств (АТС). С 2015 года должность вводится в качестве штатной.

Все ЮЛ и ИП, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров, обязаны проводить ежедневный предрейсовый контроль автопарка. Этим и занимается данная категория специалистов.

До вступления в действие приказа Минтранса №296 трудовые обязанности контро-лера выполняли механики, диспетчеры или автослесари. Теперь это невозможно ввиду того, что к специалисту, ответственному за выпуск ТС на линию (в рейс), предъявляются специфические требования профессионального и квалифика-ционного характера.

Потому руководители небольших фирм интересуются, может ли ответственный за БДД быть контролером по совместительству.

На практике такое допускается. Но не каждый контролер становится ответственным за БДД – это две разные должности, предусматривающие соответствующее образование или прохождение обязательной аттестации.

Особенности специальности

Профессия контролер технического состояния автотранспортных средств связана с высокой ответственностью – как материальной, так и уголовной. В случае отправки АТС в рейс без должного осмотра контролер нарушает и должностную инструкцию, и закон.

Специальность требует знания не только технических характеристик и устройства автомобилей, но и всех стандартов, используемых при проведении техосмотра.

Ее особенности:

  1. Осуществление допуска ТС на линию под личную ответственность.
  2. Работа по четким инструкциям согласно порядку проверки автотранспортных средств и норм по показателям приборов и оборудования (если диагностика производится на компьютере).
  3. Инструктаж водителей перед сменой.
  4. Заполнение документации после каждого предрейсового или послесменного осмотра всех систем, узлов и агрегатов автотранспорта, выдача путевых листов.
  5. Контроль расхода топлива и других жидкостей, доведение АТС технически до требуемых норм потребления.
  6. Починка неисправностей и текущее обслуживание парка машин, закупка запчастей и материалов, отправка авто на плановое ТО.
  7. Соблюдение норм безопасности при работе с электрическими приборами.
  8. Формирование плановой отчетности, оптимизация расходов.
  9. Взаимодействие с другими структурными подразделениями для улучшения качества работы на предприятии.

Нюансы деятельности также зависят от размеров компании, ее направленности, от дополнительно возложенных на специалиста работ.

Где может работать контролер технического состояния автотранспортных средств

Права контролера технического состояния транспортных средствДолжность востребована на каждом пред-приятии, которое эксплуатирует автомото-транспортные средства.

Причем штат комплектуется специалистом и при организации грузоперевозок, и в тех случаях, когда на служебном авто требуется доставлять сотрудников до работы (не имеет значения – один человек или целая смена).

Если помимо водителя в машине находятся другие работники (на пассажирских местах), то предрейсовый контроль проводится ЮЛ и ИП обязательно – в установленном по закону порядке.

Сфера деятельности предприятий (для трудоустройства): поставки товаров, транспортные услуги, производственные холдинги, службы доставки частных компаний, лизинг и аренда, таксопарки, охранные структуры и безопасность, государственные учреждения.

Описание и характеристика профессии

Как должность контролер технического состояния транспортных средств выводится в особую категорию с квалификационными требованиями (знания, опыт). Основой профессии считается именно умение контролировать техсостояния транспорта различных видов и моделей (легковые и грузовые). Поэтому у механика со стажем шансов в приеме на работу больше, чем у специалиста с высшим образованием.

Важно. Предрейсовый осмотр может осуществляться приходящим сотрудником подрядной организации. Здесь главное учесть требование закона: проверка производится на территории предприятия (ИП) в зоне «парковки» (техобслуживания), перед сменой и после в зависимости от длительности и регулярности рейсов.

Характеристика профессии:

  1. Ненормированный график с необходимостью распределять работу (ремонт, документация, организационные вопросы) исходя из загруженности (потока) и плана.
  2. Нет доплат за «вредность» (работу в машинном помещении).
  3. Невозможность трудоустройства в маленьких городах с частными предпринимателями (физлицами), работа вахтовым методом с предоставлением жилплощади.
  4. Полная ответственность перед работодателем и государством за выполненную работу.
  5. Четкое следование инструкциям и правилам, необходимым для работы (положение о техобслуживании, ГОСТ 21624, письмо «О нормах расхода топлива», постановление о ТО, ФЗ «О техническом регулировании», ГОСТ Р 51709 и т. д.), и основного закона «О безопасности дорожного движения».

Помимо ответственности, профессия требует должной квалификации, внимания и хорошей памяти, стрессоустойчивости и повышенной концентрации при работе в ремонтном цеху. Любая оплошность или упущение становятся частой причиной нештатных ситуаций (ДТП, травматизм на производстве).

Контролер технического состояния автотранспортных средств

С 2019 года за специалистом законодательно закреплен ряд положений о том, как проводить выпуск ТС на маршрут (последовательность и порядок диагностики), а также перечень профессиональных качеств.

Должен знать

Любому контролеру технического состояния ТС требуется информационная база для выполнения трудовых обязанностей.

Законодатель приводит список документов, которые лежат в основе деятельности транспортного отдела (п. 14.1 Приказа №287):

  1. Порядок проверки всех частей автомашин в соответствии с новым регламентом Таможенного Союза.
  2. Трудовое, транспортное, техническое законодательство.
  3. Конструкция машин и особенности их эксплуатации.
  4. Нормы и стандарты для ТС различных типов (моделей).

Обязанности контролера технического состояния транспортных средствВажно. Также к обязанностям контролера относится ведение журнала учета проверок техсостояния. С 2018 года подпись водителя в нем необязательна.

Выдавая подписанный путевой лист с отметкой о прохождении контроля (и месте его прове-дения), ответственное лицо разрешает движение, что фактически означает исправность ТС.

Должен уметь

Следующим пунктом п. 14.2 Приказа закон определяет минимальный объем работ, который сотрудник обязан выполнять на участке – контролировать техническое состояние, что означает не только выпуск исправных ТС на линию, но и следование строгому регламенту деятельности при выполнении сопутствующих работ (ремонт, доставка до стоянки, диагностика, формирование отчетов и сопроводительной документации).

Специалист обязан:

  1. Мониторить техсостояние парка.
  2. Своевременно следить за поломками и их частотой, предлагать решения для минимизации финансовых потерь.
  3. Организовывать ремонт и обслуживание в срок, чтобы не прерывать деятельность всего предприятия.

Важно. Большинство моментов, связанных с понятием «контроля состояния ТС и техники», описывается в ГОСТах. Значительная часть этих стандартов соблюдается на территории РФ в обязательном порядке.

Что такое ЕТКС

Аббревиатура расшифровывается как единый тарифно-квалификационный справочник, в котором приводится перечень профессий и работ в РФ. Разработкой документа занимается Минздравсоцразвития и Минтруда с целью отразить основные характеристики деятельности служащих, специалистов и руководителей. По ссылке приводится инструкция о том, как пользоваться базой.

Важно. Наравне с ЕТКС применяются коды других справочников, например, ОКПДТР (общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов).

Основное назначение ЕТКС – приведение должностей, задействованных в народном хозяйстве, к единому стандарту, когда приводятся не только точное название профессии, но и требования к квалификации, трудовые обязанности, зарплата. С помощью справочника разрабатывают должностные инструкции, узнают о порядке аттестации в органах надзора.

Номер профессии в справочнике

С 2016 года кадровики и работодатели применяют профстандарты для контролеров (взамен ЕТКС). Эта должность вводится отдельным приказом со ссылкой на феде-ральный закон «О БДД». В случаях, когда квалификация на должность устанавли-вается ТК или другими нормативно-правовыми актами, ЕТКС не действует.

В предыдущей редакции профессия называлась контролер технического состояния автомототранспортных средств ЕТКС.

Номер профессии записывался в формате 13078 9 56 7231 X1 X2 XX X3 X4, где:

  • 13078 (код профессии ОКПД);
  • 9 – проверочная цифра (формальность);
  • 56 – номер выпуска справочника;
  • 7231 – код ОКЗ;
  • X1 – один из 8 тарифных разрядов;
  • X2 – один из трех классов (по квалификации);
  • XX – форма оплаты труда;
  • X3 – условия работы;
  • X4 – степень механизации.
Контролер технического состояния транспортных средств
Номер профессии в справочнике.

По этим данным ПФР начисляет пенсию. И в случае неправильной записи работодателем информации сотрудник не получает зарабо-танных средств, например, за особо тяжелые и вредные условия работы.

Для чего нужны профстандарты

Документ служит дополнением к ЕТКС, как прописано в ТК РФ. Это ориентир для работодателей при приеме на работу новых сотрудников. Требования к техническому эксперту техосмотра представляются в графе под кодом 33.005 (стандарт 33).

Важно. Если на предприятии нет собственного юриста, обращаются в компании транспортного аудита или аутсорсинга. Специалисты дают консультации, ответы на интересующие вопросы, а также полностью сопровождают фирму – предоставляют образцы всех актуальных внутренних инструкций, приказов, положений, бланков и форм отчетности.

Уровень зарплаты

Диапазон ОТ находится в пределах от 17 до 60 тыс. руб. В крупных городах средняя зарплата составляет порядка 35–40 тыс. Уровень оплаты зависит как от квалификации, так и от числа обслуживаемых машин в парке.

Кто может работать контролером

Допуск к должности осуществляется при наличии образования, стажа и квалификации контролера. Подробно условия аттестации описаны в п. 14.3 Приказа №287.

Если диплом получен по направлению техобслуживания, то специалист трудоустраивается по найму без опыта. Если же обучение проходило по другим специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00, студент получает опыт работы.

Образования по специальности нет, но есть «корочка» по любой другой профессии (на практике требуется именно техническое в смежных отраслях знания) – сотрудник приобретает квалификацию контролера, пройдя курс переподготовки (от 3 мес. с возможной стажировкой).

Ответственный за БДД обучается по той же группе специальностей, что и контролер. Поэтому у него есть возможность совмещать должности. Однако, если профильного образования нет, ответственный за безопасность, помимо курсов переподготовки по своей квалификации, проходит (параллельно) еще одну программу. И получает удостоверение после экзамена в УГАДН (обязательная аттестация).

Важно. К должности контролера по выпуску автомобилей на линию сохраняется требование проходить периодическое повышение квалификации (каждые 5 лет).

Специальности и вузы – где учиться на контролера

Для работы требуют диплом по направлению «Техника и технологии наземного транспорта».

В перечнях профессий среднего и высшего профессионального образования указываются конкретные специальности для контролера.

Образование получают как в профильных технических учебных заведениях, так и в государственных вузах, осуществляющих подготовку сразу по нескольким направлениям деятельности. В РФ таких порядка 600. Каждый региональный центр ведет набор абитуриентов. Выбирают подходящий вуз на сайтах региональных властей или по печатному проспекту на очередной год. Программа обучения может отличаться от рекомендованной.

Важно. Переподготовка на контролера проводится при отсутствии технического образования. Ее осуществляют дистанционно, так как курсы не отрывают сотрудника от работы, а стоимость обучения ниже, чем при очной форме. При этом стаж не требуется.

Перспективы, карьерный рост

Повышение, как правило, получают при наличии «вышки» и тогда, когда имеется ответственный работник на замену. С должности контролера переводятся на ответственного за БДД, заместителя и начальника транспортного отдела.

Перспективной эту работу называют отчасти. Не во всех крупных городах предъявляют повышенный спрос на специалистов данной категории – работодатели нанимают сторонних подрядчиков или же обучают уже имеющихся сотрудников. При выборе компании тщательно оценивают перспективы продвижения.

Стоимость обучения

Нужен ли контролер технического состояния транспортных средств на предприятииЦена за диплом магистра составляет порядка 300–400 тыс. руб. (4 года). Среднее специальное образование получают как на платной основе (до 200 000 руб.), так и по программе государственной поддержки образования (колледжи, ПТУ).

Курс переподготовки стоит 6–20 тыс. За повышение квалификации (70 часов) отдают в среднем 5–7 тыс. руб.

Плюсы и минусы профессии

В качестве преимуществ отмечают доступность образования, отсутствие аттестации в Росавтотрансе, совмещение с другими должностями.

выполнение обязанностей регламентирует должностная инструкция контролера технического состояния автотранспортных средств.

К серьезным недостаткам профессии относят повышенную ответственность за работу на изношенных производствах, низкую оплату труда, проблемы с трудоустройством в определенных регионах.

Выводы

Специалист по техосмотру следит за исправностью автопарка, эксплуатируемого предприятием. К сотруднику предъявляются особые требования, поэтому конкуренция на рынке труда некритичная.

Для большинства окончивших колледжи по специальности 23.00.00 должность контролера становится первым шагом к успешной карьере. К тому же при наличии стажа любой желающий получает квалификацию на курсах переподготовки при минимальных затратах времени и денег. Если имеется спрос на профессию, ничто не мешает освоить специальность и приступить к работе.

Если контролер технического состояния автотранспортных средств обучение завершил более 5 лет назад, необходимо повышение квалификации.

Детальная информация видна на видео:

Оцените статью
БДД, диспетчер и контролер
Добавить комментарий

Adblock
detector