Правила проведения аттестации контролера технического состояния ТС

Контролер
Российское законодательство разрешает предприятиям и ИП возлагать обязанности по проведению предрейсового контроля на механиков, диспетчеров, начальников транспортного отдела. Их должностные инструкции содержат соответствующий пункт о выпуске ТС на линию. Однако, требования к профессиям закрепляются на федеральном уровне, и при совмещении должностей у работодателя появляется новая обязанность – обеспечить сотруднику должную аттестацию контролера технического состояния ТС.

Российское законодательство разрешает предприятиям и ИП возлагать обязанности по проведению предрейсового контроля на механиков, диспетчеров, начальников транспортного отдела. Их должностные инструкции содержат соответствующий пункт о выпуске ТС на линию.

Однако, требования к профессиям закрепляются на федеральном уровне, и при совмещении должностей у работодателя появляется новая обязанность – обеспечить сотруднику должную аттестацию контролера технического состояния ТС.

Штатная должность ответственного за выпуск в рейсы ТС вводится на прину-дительных началах (п. 2, п. 7 Приказа №296, Приказ №7). Сама аттестация контролера технического состояния транспортных средств 2019 проводится по новым правилам. Для вступления в должность сотруднику достаточно пройти обучение по специ-альному обучающему курсу в образовательном учреждении.

Аттестация проводится раз в пять лет и без надзора Росавтонадзора. Поэтому говорят, что ее отменили. Однако, процедура по-прежнему актуальна для некоторых категорий работников, чем и вызвано непонимание работодателей в такой «отмене». Процесс прохождения предыдущий кампаний можно увидеть на сайте avtobddinfo.ru.

Особенности профессии контролера

Должность ответственного за предрейсовый контроль связана с постоянным оперативным мониторингом технического состояния ТС. За контролером закреп-ляется оборудованное рабочее место, где при необходимости производятся ремонтные работы.

В квалификационных требованиях указывается, что специалист должен уметь контролировать техсостояние ТС, что подразумевает сразу несколько аспектов деятельности.

Контролер обязан:

  1. Знать законы, стандарты и регламенты, необходимые в профессиональной деятельности.
  2. Разбираться в обслуживании транспорта различных марок и моделей, техническом устройстве автомобилей.
  3. Проводить техосмотр по технологии, с учетом допустимых методов проверки ТС.
  4. Руководствоваться законами, которые запрещают эксплуатацию ТС при тех или иных поломках.

Основная задача работника – выпуск транспорта на линию в исправном состоянии. Для этого он проводит осмотр всех технических систем и агрегатов автомобиля, поэтому его рабочий день начинается на час-два раньше.

Контролер техсостояния автотранспортных средств (АТС) обязан владеть техническим образованием. Это требование прямо прописано в Приказе №287.

Правила проведения аттестации контролера технического состояния ТСВ соответствии с п. 14.3, претендуют на должность в трех случаях при наличии:

  1. Среднего специального образования с квалификацией под кодом 23.02.03 без стажа и дополнительной профподготовки (256 ч.).
  2. Любого образования по специальности 23.00.00 со стажем техобслуживания от года. Если диплом получен более 5 лет назад, требуется прослушать курсы переквалификации (40 ч).
  3. Непрофильного образования без стажа с прохождением последующей переподготовки на присвоение квалификации контролера (256 ч.).

Важно. В отличие от ответственных за безопасность дорожного движения на предприятиях специалисты в должности «контролер» повышают квалификацию одновременно с прохождением аттестации.

То есть сдача итогового экзамена и получение диплома дают право на занятие должности (если нет профильного образования или прошло более 5 лет с момента получения диплома).

Что такое аттестация

Органом, который отвечает за соблюдение ЮЛ и ИП законодательства в области БДД, является Росавтонадзор. Его территориальные отделения и проводят аттестацию специалистов, то есть проверку профпригодности на предмет соответствия квалификационным и профессиональным требованиям к должностям (профессиям).

Процедура проводится после получения соответствующего образования и обязательно до вступления в должность, так как предприятия штрафуют на сумму до 100 тыс. руб. (ст. 12.31.1 КоАП).

Важно. Механик, контролер, диспетчер, ответственный за БДД – разные должности со своими профессиональными обязанностями. Если образовательное учреждение предлагает пройти «универсальный курс», специалист должен получить два и более диплома, соответствующих курсу подготовки каждой из профессий.

В противном случае он не сможет выполнять трудовые обязанности (с совмещением), так как учебные программы рассчитаны на определенный круг задач.

В соответствии с совместным приказом Минтранса и Министерства труда №13/11, аттестацию проходят механики и диспетчеры, вне зависимости от того, выполняют они функцию предрейсового осмотра автомототранспортных средств или нет. С контролеров, если такая должность введена приказом руководства, снимается обязанность прохождения экзамена в Росавтотрансе.

Эта поправка вводится с конца 2018 года, когда вступает в действие новый приказ №296, в котором отсутствуют какие-либо упоминания об аттестации в отношении данной должности.

А с учетом того, что в Приложении документа №13/11 профессия «контролер» освобождается от проведения экзамена в Росавтотрансе, а старый приказ №75 утрачивает действие, то сотрудник в данной должности не обязан проходить аттестацию.

Чтобы получить диплом, достаточно пройти обучение по специальности «контролер» в учебных центрах (курс переподготовки). Программы разрабатываются с учетом актуального законодательства – квалификационных требований, техрегламента и стандартов (256 ч.).

Обучение проводится в любом образовательном учреждении, не обязательно прошедшем аккредитацию (с лицензией), в том числе дистанционно.

Ее цели и задачи

Аттестация проводится для того, чтобы определить, насколько специалист соответствует профессиональным требованиям, предъявляемым к нему.

Цели:

  1. Проверка знаний и умений в области технического образования.
  2. Повышение правовой культуры в сфере БДД.
  3. Формирование высококлассных специалистов, соответствующих всем требованиям в условиях реформирования отраслей народного хозяйства.

Исходя из целей, основными задачами аттестации становятся: включение в экзаменационные вопросы всех образовательных модулей, которые изучаются по соответствующим специальностям, предоставление четких инструкций для будущих контролеров в виде текстов с рекомендациями и методическими указаниями.

Кто ее проводит

Аттестация контролера технического состояния ТСПроцедура организуется аттестационной комиссией из состава органов государст-венного управления на транспорте (по субъектам РФ).

На заседании участвуют специалисты по БДД, представители госструктур, независимые эксперты (по распоряжению председателя). График предоставляется всем заинтересованным не позднее, чем за месяц до проведения аттестации.

Подробную информацию о тестах и других методах проверки знаний запрашивают на региональном сайте по управлению транспортом. В Москве, например, вопросами аттестации механиков и диспетчеров занимается сайт МУГАДН. Территориальные ведомства Ространснадзора приводятся списком по ссылке.

Важно. Ответственный за БДД проходит аттестацию в соответствии с порядком, изложенным в Приказе №106. Региональная комиссия Центрального управления государственного автодорожного надзора проводит тестирование, после чего выдает удостоверение заявленного образца (без аттестационного листа).

Функции аттестующей организации

Органы ФБУ «Росавтотранс» – УГАДН занимаются проверкой знаний специалистов после прохождения ими курсов повышения квалификации.

Функциями комиссии являются:

  1. Проведение устного собеседования с претендентом.
  2. Выявление профпригодности кандидатов.
  3. Независимое голосование для вынесения решения о результате экзамена.
  4. Выдача аттестационного листа с удостоверением.
  5. Сообщение руководству предприятия, где трудится специалист, об аттестации (пригоден, непригоден).

В свободное от графика время члены комиссии занимаются своими прямыми должностными обязанностями.

Важно. Запись на аттестацию категорий работников, которым она требуется, проводится учебным заведением после прохождения курса перепод-готовки. Контролеры техсостояния ТС освобождаются от проце-дуры – раз в пять лет они осуществляют повышение квалификации, как того требует законодательство.

Нормативно-законодательная база

Порядок аттестации описан в тексте неоднократно менявшегося Приказа №13/11. Он содержит перечень должностей, которым требуется периодически повышать квалификацию с последующим получением «корочки» Росавтотранса.

В приложении документа указывается, что аттестацию проходят работники на автотранспортном предприятии в должностях механика (мастера) колонн и отрядов, механики ОТК, а также диспетчеры.

Если они совмещают обязанности по предрейсовому контролю, то проходят обучение по соответствующей специальности, повышают квалификацию по уже имеющейся работе и только после этого аттестуются в УГАДН.

Если же сотрудник числится в штате контролером (имеет профильное образование либо прошел курсы переподготовки), то процедура считается проведенной заочно: диплом контролера избавляет от лишних формальностей.

Важно. Неправильно считать, что механик и контролер – равнозначные должности с одинаковыми трудовыми функциями. Сотруднику, выполняющему выпуск авто на линию, в любом случае придется переобучаться в соответствии с Приказом №296. Поэтому дополнительные профессии, связанные с обслуживанием АТС, обычно заменяются на контролера.

Изменения в законах

Из п. 20 №196-ФЗ следует, что ЮЛ и ИП создают условия для повышения квалифи-кации работников автотранспорта (при перевозке грузов или пассажиров). Каким образом?

Начиная с декабря 2018 года Приказ №75 о квалификационных требованиях к специалистам ЮЛ и ИП заменяют новым документом №287, где контролеру, диспетчеру и ответственному за БДД приписываются разграниченные критерии профпригодности.

То есть каждая из должностей создается для выполнения конкретных задач, а работник при совмещении трудовых обязанностей соблюдает требования сразу по нескольким статьям.

Дополнительные пункты об обязанностях сотрудников поясняют, что аттестация необходима только лицам, ответственным за БДД (п. 2 ст.20 №196-ФЗ, гл. 3 п. 8 Приказа №7, п. 16 Приказа №287). На практике же получается обратная картина.

Если сотрудник (любой должности) выполняет обязанности контролера, он должен:

  1. Пройти профпереподготовку при отсутствии диплома о профильном образовании.
  2. Прослушать курс лекций по программе повышения квалификации при наличии технического образования.
  3. Аттестоваться в Ространснадзоре, если того требует законодательство.

Надзорные структуры проверяют предприятие и направляют контролера в Росавтотранс. Делается это в том случае, если предрейсовый контроль осуществляет водитель или механик, не прошедшие курсы переквалификации контролеров или не имеющие специальной профподготовки (п. 2 Приказа №13/11).

Необходимая документация

Для прохождения аттестации собирается пакет документов. По большей части они нужны для занесения данных в анкету претендента.

Список обязательных документов:

  1. Дипломы об образовании, квалификации или переподготовке по специальности.
  2. Паспорт и его копии.
  3. Заявление о прохождении аттестации (+ заявка онлайн на должность ответственного за БДД лица).
  4. СНИЛС.
  5. Чек об уплате госпошлины (если процедура проводится не на бесплатной основе).

Территориальные УГАДН выставляют свои требования по сбору документации. В некоторых случаях они запрашивают дополнительные справки с места работы (приказ о назначении на должности, должностная инструкция).

Порядок проведения аттестации

Как проводится аттестация контролера технического состояния ТСВ назначенную дату претендент на должность является по адресу заседания комиссии. Одна из его задач – подготовка вступительной речи для ознакомления слушателей с его професси-ональными обязанностями (доклад о работе).

После устного собеседования производится тестирование по:

  1. Законодательной базе и техрегламенту, включая технику безопасности.
  2. Практической части работы.

После выступления претендента комиссия удаляется для проведения голосования. Положительный результат об аттестации выдается тогда, когда число «согласных» членов заседания превышает число «несогласных» (или равно). В этом случае сотрудник признается соответствующим занимаемой должности.

Важно. В случае с аттестацией контролера решение принимается советом образовательного центра по результатам теста, где допускается совершить не более 2 ошибок (18 из 20 правильных ответов).

Тесты, билеты, программы

В связи с тем, что основной документ, регламентирующий профподготовку специалистов на транспортных предприятиях (Приказ №91), утратил силу, учебные программы разрабатываются учреждениями образования не по «методичке», а в соответствии с актуальным законодательством (инструкциями, стандартами).

Примерный перечень учебных модулей приводится по ссылке. В полном объеме билеты 2019 года можно скачать здесь. Также следует пройти пробный тест на контролера технического состояния онлайн.

Сроки

Срок программы рассчитан на 7 недель обучения (переподготовка) и 2 недели (переквалификация) соответственно. Лекции читают в 5–7 этапов в зависимости от количества учебных модулей.

В целом аттестация проводится по следующей схеме.

Как проходит тестирование контролер технического состояния (а также механик и диспетчер при совмещении обязанностей)
Диплом входит в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технология наземного транспорта»
ДА НЕТ
Повышение квалификации в связи с отменой квалификационных требований (№75) Диплом о переподготовке есть, но получен более 5 лет назад Переподготовка по приказу Минтранса контролера технического состояния автотранспортных средств (№287)

Результаты аттестации разглашаются после голосования членов комиссии, а при прохождении аттестации в «учебном» порядке – после проверки теста.

Как подготовиться к аттестации

Вся необходимая информация и билеты контролера технического состояния автотранспортных средств предоставляются кураторами. Трудовые функции и требования к опыту четко излагаются в вышеперечисленных законах.

Правила оформления результатов аттестации

УГАДН оформляет отчет в аттестационном листе, где отмечают оценку, комментарии, а также пожелания (предложения).

Листок вместе с удостоверением выдается в единственном экземпляре, подписывается председателем, секретарем и другими участниками комиссии (с печатью).

Важно. Аттестационный лист передается в отдел кадров и подшивается в личное дело сотрудника.

В каких случаях проводится внеплановая аттестация

Основные цели аттестации контролера технического состояния ТСВ законах она называется «досрочной».

Такая аттестация становится следствием:

  1. Грубых нарушений на предприятии, когда производится проверка всего транспортного подразделения.
  2. Крупных ДТП с ущербом.
  3. Аварий, повлекших травмы с тяжелыми последствиями.

Дополнительных комментариев законодатель не приводит.

Плюсы и минусы аттестации

В качестве преимуществ аттестации выделяют лишь должную подготовку специалистов. В остальном процедура существенно влияет на технологический процесс, так как требует замену на должность во время обучения.

Выводы

С 2019 года аттестация контролеров отменена, что делает возможным перевести механиков по выпуску ТС и диспетчеров в новую должность. Сотрудник в должности контролера технического состояния автотранспортных средств экзаменационные билеты сдает только во время профпереподготовки и переквалификации. От второй части аттестации в УГАДН он освобождается.

Собственно, чтобы механику получить разрешение на работу, сначала требуется получить образование по специальности (23.00.00), если в его обязанности входит проведение предрейсового контроля АТС.

Детальная информация видна на видео:

Оцените статью
Блог о БДД, диспетчер, контролер
Добавить комментарий