Какие факторы влияют на безопасность дорожного движения

FAQ

Говорить о полной безопасности дорожного движения нельзя. Даже если автомобиль проверен по всем параметрам, гарантировать, что ДТП не случится – не получится. Есть дорожные условия и безопасность движения разного характера. Об этом и будет идти речь в статье.

Факторы, влияющие на БДД

Всего эксперты выделяют несколько аспектов.

На БДД влияют объективные, субъективные факторы.

Реальные:

  1. Состояние полосы.
  2. Особенности транспортных средств.
  3. Количество людей на момент происшествия.
  4. Обустройство шоссе.
  5. Погодные условия.

Субъективные факторы не так предсказуемы. К ним относятся, например, сами пешеходы, количество их нарушений. В процессе движения ТС постоянно образуются неразрывные цепочки, влияющие на БДД. Сочетаются человек, дорога, авто, окружающая среда.

Собрать в единое целое все факторы, влияющие на безопасность дорожного движения, нельзя. Однако, путем наблюдений удается выявить основные риски. В 57 процентах случаев виной ДТП является человек, (ошибки водителя или пешехода). В 27% неприятности случились из-за взаимодействия «человек – дорога», в 6% – «человек – машина», а в 3 остальных – «человек – машина – дорога».

Учитывать нужно каждый объект.

Человек

Какие факторы влияют на безопасность дорожного движенияГлавный объект. Человеческий фактор по системе менеджмента безопасности движения – важнейший аспект, определяющий безопас-ность на дороге.

Есть несколько нюансов, которые рассмат-риваются правоохранителями. Особенности и опыт вождения – все это учитывается при составлении портрета водителя системы менеджмента.

Физиологическое и психологическое состояние

Максимальный риск вождения есть у людей младше 25 лет и старше 65. Для мужской аудитории до 65 справедливо то, что в сравнении с женской, возможность ДТП выше. В то же время у девушек аварий больше в старшей возрастной группе.

Связывают это с тем, что женщины осторожней ведут себя на дороге, не переоце-нивают возможности, что характерно для мужчин. В старшей возрастной категории больший процент аварий – это физиология, то есть человеческий фактор, так как человеку может просто стать плохо за рулем, снижаются моторные функции организма, ухудшается зрение.

Нельзя недооценивать роль дорожных условий в обеспечении безопасности дорожного движения. Если водитель извещен о том, что неподалеку произошла авария, то он будет вести себя аккуратней.

Один из факторов, влияющий на безопасность, – алкогольное опьянение. Это ухудшает одновременно физическое и психологическое состояния. Организм не может адаптироваться быстро к изменяющимся условиям на дороге.

Удивительно то, что по статистике, большинство ДТП связаны с принятием якобы небольших доз горючих напитков. Психологи объясняют это тем, что, выпив много, человек понимает это и стремится ехать как можно аккуратней, медленней. Но если водитель выпил, как ему кажется, мало, он ощущает энергетический подъем. В это время ситуация на дороге недооценивается.

Важно! Именно небольшое число алкоголя становится провоцирующим фактором ДТП.

Важными являются физиологические индивидуальные особенности.

Например, риск выше:

  1. У водителей с сердечно-сосудистыми заболеваниями – на 35%.
  2. Для диабетиков – 20%.
  3. С остротой зрения ниже 0,7% – на 15%.
  4. Сниженным ночным видением – 60%.

Лица с ограниченными возможностями, ревматизмом попадают в аварии чаще на 10%. Также было установлено, что водители с низким уровнем IQ на 20% чаще становились виновниками аварий. Наркотическое опьянение повышает риск попасть в ДТП в 2,7 раза. Детальную статистику можно найти в Блоге о БДД.

Профессиональная подготовка

Статистические данные утверждают, что максимальный риск ДТП у молодых парней и девушек до 25. Больше всего – у мужчины до 25 при стаже вождения менее 1 года. Второй пик риска возникает на втором году вождения. Вероятно, это связано с излишней самоуверенностью, переоценкой возможностей.

Далее тенденция по нисходящей до 38–40 лет для обоих полов. Именно к этому возрасту водитель начинает реально оценивать свою роль, ситуацию на дороге и предпочитает не рисковать, не делать опасных маневров. В то же время при угрожающей ситуации он может быстро сфокусироваться и принять правильное решение.

Затем тенденция стремится по нарастающей к 65 годам. Риск попасть в аварию самый существенный с водителем от 65 лет и далее. Несмотря на то, что профессиональная подготовка у них лучше, да и стаж вождения внушительный, это не уменьшает неприятные шансы.

Внимательность

Как обеспечить безопасность дорожного движенияК факторам риска относят и сильную усталость. Это приводит к невнимательности. Если работа сверх нормы длится от 2 часов и более, то риск ДТП возрастает в 2,5 раза. На это влияет чрезмерно монотонная и неинтересная работа.

Монотония – физиологическое или психичес-кое состояние, характеризуемое сниженной работоспособностью. Симптомы возникают, если человек пребывает за рулем и вынужден ехать сутки и более по однотипной местности.

Также синдром провоцируют идентичные сигналы, будоражащие нервную систему. В монотонии наблюдается сонливость, ощущение заторможенности.

На заметку! Это состояния не утомления, так как человек быстро приходит в себя при смене локаций.

Для устранения факторов необходимо делать перерыв каждые 3-4 часа, проводить за рулем максима 9 часов в день. Наименьшее время отдыха – половина суток.

Согласно данным американских исследований, оптимально для вождения – 30 часов в неделю. При превышении этого показателя до 37,5 ч. аварийность возрастает на 57 процентов.

Прочее

Отмечают также и влияние хронических заболеваний на риск возникновения ДТП. Он незначительный – 0,01%, и происходит только при внезапных осложнениях.

Опасен прием медпрепаратов. Во всех инструкциях лекарственных средств, выпускаемых в России и за рубежом, фармацевтические компании обязаны прописывать, влияет ли средство на управление. Но, увы, некоторые водители пренебрегают этим правилом.

Лекарства могут оказывать слишком бодрящее действие, что приводит к своего рода опьянению, либо наоборот расслабляет чрезмерно, поэтому центральная нервная система угнетается.

Детальная информация видна на видео:

Автомобиль

К факторам, определяющим обеспечение безопасности, относится и само транспортное средство. Рассматривают машину по таким критериям, как масса, мощность двигателя, размеры, техническое состояние, обустройство и комплектация необходимыми приборами.

Неисправность хотя бы одной детали может иметь трагические последствия.

Техсостояние

Влияние технического состояния автомобиля на безопасность движения – одна из важнейших характеристик. Требования прописаны на государственном уровне, при этом каждый год они только ужесточаются.

Американские исследования показывают, что риск попадания в ДТП для грузовиков с неисправном техсостоянии возрастает до 70 процентов. Те же данные подтверждают, что, устранив неисправность, можно гарантировать снижение риска на 30 процентов как минимум.

Безопасность дорожного движенияВ общем, факторы возникновения аварии обуславливаются самими особенностями средства передвижения.

Подтверждается, что самый опасный вид транспорта – это мотоцикл или мопед. Минимальный риск для тех, кто пользуется автобусом (пассажиры и водитель).

Светотехническое оборудование

Механизмы светотехники являются обязательными элементами любого средства передвижения. По техническим нормам автомобилист и мотоциклист обязаны всегда поддерживать их в исправном состоянии.

Требуется, чтобы фары располагались не менее 500 мм по краю низа и не выше 1200 мм по верхнему. Цвет обязательно желтый или белый, при этом идентичный в ближнем и дальнем свете. Мощность вторых фар – 75 кд, первых – 12 300 кд. Ближний свет используется до 300 метров.

Указывается, что отсутствие фар или их неиспользование в необходимое время увеличивает риск ДТП в 3,4 раза. Сильные загрязнения, изменяющие световой поток, повышают шансы в 2,1 раза.

Тормозная система

Главное – вовремя остановиться. Тормозная система обеспечивает безопасные дистанции между ТС. Время простой реакции, например, для остановки на красный сигнал, не должно превышать 0,6 секунды. Изменения на неизвестный сигнал – до 2.

Важно учитывать, что приводы должны срабатывать за секунд:

  • 0,25 – легковые авто;
  • 0,3 – грозовые машины;
  • 0,36 – автобусы.

Риск определяется тем, сколько времени нужно для срабатывания тормозного привода.

Прочее

Также влияют:

  1. Динамика автомобиля.
  2. Устойчивость.
  3. Обустройство рабочего места водителя.
  4. Чистота воздуха.

Конечно, это не все факторы, которые принимаются во внимание.

Дорога

Влияние дорожных условий на безопасность авто движения нельзя недооценивать. Критерии трассы – безопасное и непрерывное движение, работоспособность при соблюдении тех условий.

Состояние дорожного покрытия

От чего зависит безопасность дорожного движенияНа дорогах с уклонами, которые чередуются с ровными трассами, с крутыми поворотами, неоднородным покрытием число происшест-вий выше.

ДТП больше, если на дороге гололед, наблюдается скольжение. Выше всего риск в первые дни смены погодных условий.

Ширина полосы движения и проезжей части

Важно учитывать параметры дороги. При ширине в три метра безопасно ездить на максимально возможных расстояниях. От 3,5 метров для двух полос – риск снижается. 3,75 м и больше разъезд делается проще, даже без существенного ограничения скорости.

Важно: на новых дорогах устанавливают покрытие в 0,75 метров для разъезда. Это выглядит как небольшие карманы справа в направлении движения.

Опасные метеорологические условия

Коэффициент сцепления значительно ниже на мокрой или скользкой трассе. Несоответствующие условия создаются в тумане, на участках северных склонов холмов и близко к предприятиям промышленных выбросов.

Опаснее всего ездить в дождь, снегопад, гололед.

Детальная информация видна на видео:

Другие

На крутых поворотах, уклонах, дорогах с плохим обзором количество ДТП выше.

Важно! Число аварий увеличивается до 6 раз, если на трассе более 30 примыканий (съездов) на 1 километр.

Важно знать

Не возможно просчитать все элементы дороги их влияние на безопасность авто движения.

Важно знать, что:

  • Женщины водят аккуратней, но мужчины лучше выходят из нестандартных ситуаций.
  • Самый опасный период – 1 год после получения прав.
  • Риск гибели снижается в 2 раза на каждые 800 кг массы ТС.
  • При отсутствии правильного режима работы шансы попасть в аварию выше.

Что снижает безопасность дорожного движенияКак показывает статистика в России, самая безопасная перевозка осуществляется автобусами. А вот для авто с высокой мощностью риск увеличивается на 20%.

Выводы

Как видим, факторов влияния на дороге много. Даже самый опытный водитель не застрахован от ДТП.

Выделить можно следующее:

  1. Факторов внешнего влияния сотни, все просчитать нельзя.
  2. Бесплатно информация содержится на сайте ГИБДД.
  3. Бывают объективные и субъективные факторы.
  4. Реконструкция дороги имеет большое влияние на процесс движения.
  5. Наибольший риск у водителей до 25 и от 65 лет.
  6. Опасно ехать неширокой дорогой, с пересечениями и примыканиями.
  7. Большое влияние имеет прием малых доз алкоголя.
  8. Женщины более аккуратные водители, тогда как мужчины – стрессоустойчивые.
  9. Опасное время – ночь. Риск ДТП при идентичных условиях возрастает до 3,5%.
  10. Самые неблагоприятные погодные условия – туман, гололед, снегопад, дождь.

Литература о рисках ДТП есть в широком доступе. Учебник, краткий курс с понятиями и определениями, все ответы ПДД можно найти в интернет и скачать их бесплатно. Даже если вы – водитель со стажем, не забывайте о теоретической части.

Детальная информация видна на видео:

Оцените статью
Блог о БДД, диспетчер, контролер
Добавить комментарий

Adblock
detector