Какие факторы влияют на безопасность дорожного движения

FAQ

Говорить о полной безопасности дорожного движения нельзя. Даже если автомобиль проверен по всем параметрам, гарантировать, что дорожно- транспортное происшествие не случится – не получится. Есть дорожные условия и безопасность движения разного характера. Об этом и будет идти речь в статье.

Что оказывает действия на БДД

Всего эксперты выделяют несколько аспектов.

На БДД воздействуют объективные, субъективные причины.

Реальные:

  1. Качество дороги.
  2. Особенности транспортных средств.
  3. Количество людей на момент происшествия на проезжей части.
  4. Обустройство дороги.
  5. Погодные условия.

Субъективные моменты не так предсказуемы. К ним относятся, например, сами пешеходы, количество их нарушений. В процессе движения транспортного средства постоянно образуются неразрывные цепочки, которые воздействуют на БДД. Сочетаются человек, дорога, авто, окружающая среда.

Собрать в единое целое все показатели, которые оказывают действия на безопасность дорожного движения, нельзя. Однако, путем наблюдений удается выявить основные риски на дороге. В 57 процентах случаев виной дорожно-транспортного происшествия является субъект, (ошибки водителя или пешехода). В 27% неприятности случились из-за взаимодействия «автомобилист/пешеход– дорога», в 6% – «автомобилист/пешеход– машина», а в 3 остальных – «автомобилист/пешеход– машина – дорога».

Учитывать нужно каждый объект дорожного движения.

Человек

Какие факторы влияют на безопасность дорожного движенияГлавный объект дорожного движения. Человеческий фактор по системе менеджмента безопасности движения – важнейший аспект, определяющий безопасность на дороге.

Есть несколько нюансов, которые рассматриваются правоохранителями. Особенности и опыт управления – все это учитывается при составлении портрета водителя системы менеджмента.

Физиологическое и психологическое состояние

Максимальный риск есть у людей младше 25 лет и старше 65. Для мужской аудитории до 65 справедливо то, что в сравнении с женской, возможность дорожно-транспортного происшествия увеличено. В то же время у девушек дорожных происшествий больше в старшей возрастной группе.

Связывают это с тем, что женщины осторожней ведут себя на дороге, не переоценивают возможности, что характерно для мужчин. В старшей возрастной категории больший процент автоаварий на дороге – это физиология, то есть человеческий фактор, так как ему может просто стать плохо за рулем, снижаются моторные функции организма, ухудшается зрение.

Нельзя недооценивать роль дорожных условий в обеспечении безопасности дорожного движения. Если водитель извещен о том, что неподалеку  в сторону его движения произошла авария, то он будет вести себя аккуратней.

Одно из обстоятельств, действующих на безопасность на проезжей части, – алкогольное опьянение. Это ухудшает одновременно физическое и психологическое состояния. Организм не может адаптироваться быстро к изменяющимся условиям на дороге.

Удивительно то, что по статистике, большинство дорожно-транспортных происшествий связаны с принятием якобы небольших доз горючих напитков. Психологи объясняют это тем, что, выпив много, мозг понимает это и стремится ехать как можно аккуратней, медленней. Но если водитель выпил, как ему кажется, мало, он ощущает энергетический подъем. В это время ситуация на дороге недооценивается.

Внимание! Именно небольшое число алкоголя становится провоцирующим показателем ДТП.

Важными являются физиологические индивидуальные особенности.

Например, риск увеличен:

  1. У водителей с сердечно-сосудистыми заболеваниями – на 35%.
  2. Для диабетиков – 20%.
  3. С остротой зрения ниже 0,7% – на 15%.
  4. Сниженным ночным видением в темное время суток – 60%.

Лица с ограниченными возможностями, ревматизмом попадают в автоаварии чаще на 10%. Также было установлено, что водители с низким уровнем IQ на 20% чаще становились виновниками автоаварий. Наркотическое опьянение повышает риск попасть в дорожно-транспортное происшествие в 2,7 раза. Детальную статистику можно найти в Блоге о БДД.

Профессиональная подготовка

Статистические данные утверждают, что максимальный риск ДТП у молодых парней и девушек до 25. Более – у мужчины до 25 при стаже менее 1 года. Второй пик риска возникает на втором году управления. Вероятно, это связано с излишней самоуверенностью, переоценкой возможностей.

Далее тенденция по нисходящей до 38–40 лет для обоих полов. Именно к этому возрасту водитель начинает реально оценивать свою роль, ситуацию на дороге и предпочитает не рисковать, не делать опасных маневров, двигаться с безопасной скоростью на проезжей части. В то же время при угрожающей ситуации он может быстро сфокусироваться и принять правильное решение.

Затем тенденция стремится по нарастающей к 65 годам. Риск попасть в автоаварию самый существенный с водителем от 65 лет и старше. Несмотря на то, что профессиональная подготовка у них лучше, да и стаж вождения внушительный, это не уменьшает неприятные шансы.

Внимательность

Как обеспечить безопасность дорожного движенияК представителям риска относят и сильную усталость. Это приводит к невнимательности. Если работа на проезжей части сверх нормы длится от 2 часов и более, то риск дорожно-транспортного происшествия возрастает в 2,5 раза. На это влияет чрезмерно монотонная и неинтересная работа.

Монотония – физиологическое или психическое состояние, характеризуемое сниженной работоспособностью. Симптомы возникают, если автомобилист пребывает за рулем и вынужден ехать сутки и более по однотипной местности.

Также синдром провоцируют идентичные сигналы, будоражащие нервную систему. В монотонии наблюдается сонливость, ощущение заторможенности.

На заметку! Это не утомление, так как автолюбитель быстро приходит в себя при смене локаций.

Для устранения причин необходимо делать перерыв каждые 3-4 часа, проводить за рулем максимум 9 часов в день. Наименьшее время отдыха – половина суток.

Согласно данным американских исследований, оптимально для управления ТС – 30 часов в неделю. При превышении этого показателя до 37,5 ч. аварийность возрастает на 57 процентов.

Прочее

Отмечают также и действие хронических заболеваний на риск возникновения дорожно-транспортного происшествия. Он незначительный – 0,01%, и происходит только при внезапных осложнениях.

Опасен прием медпрепаратов. Во всех инструкциях лекарственных средств, выпускаемых в России и за рубежом, фармацевтические компании обязаны прописывать, действует ли средство на управление. Но, увы, некоторые шофера пренебрегают этим правилом.

Лекарства могут оказывать слишком бодрящее действие, что приводит к своего рода опьянению, либо наоборот расслабляет чрезмерно, поэтому центральная нервная система угнетается.

 

90 % информации, на основе переработки которой происходит оценка обстановки, шофер получает при помощи зрения, становятся очевидными снижение надежности его действий в темный период

Детальная информация видна на видео:

Автомобиль

К показателям, определяющим обеспечение безопасности, относится и само транспортное средство. Рассматривают машину по таким критериям, как масса, мощность двигателя, техсостояние, размеры, обустройство и комплектация необходимыми приборами, качество колес транспортного средства..

Неисправность хотя бы одной детали может иметь трагические последствия.

Техсостояние

Действие техсостояния автомобиля на безопасность движения – одна из важнейших характеристик. Требования прописаны на государственном уровне, при этом каждый год они только ужесточаются.

Американские исследования показывают, что риск попадания в дорожно-транспортное происшествие для грузовиков с неисправном техсостоянии возрастает до 70 процентов. Те же данные подтверждают, что, устранив неисправность, можно гарантировать снижение риска на 30 процентов как минимум.

Безопасность дорожного движенияВ общем, обстоятельства возникновения автопроисшествия  обуславливаются самими особенностями средства передвижения.

Подтверждается, что самый опасный вид транспорта – это мотоцикл или мопед. Минимальный риск для тех, кто пользуется автобусом (пассажиры и шофер).

Светотехническое оборудование

Механизмы светотехники являются обязательными элементами любого средства передвижения. По техническим нормам автомобилист и мотоциклист обязаны всегда поддерживать приборы видимости в исправном состоянии.

Требуется, чтобы фары располагались не менее 500 мм по краю низа и не выше 1200 мм по верхнему. Цвет обязательно желтый или белый, при этом идентичный в ближнем и дальнем свете. Мощность вторых фар – 75 кд, первых – 12 300 кд. Ближний свет используется до 300 метров. Многие водители игнорируют необходимость регулировки света фар — мероприятия, которое обеспечивает правильное распределение света на дороге и снижает вероятность ослепления.

Указывается, что отсутствие фар или их неиспользование в необходимое время увеличивает риск дорожно-транспортного происшествия в 3,4 раза. Сильные загрязнения, изменяющие световой поток, повышают шансы в 2,1 раза. Наибольшая опасность возникает при ослеплении водителя светом фар: видимость резко ухудшается, а зачастую и совершенно пропадает. С наступлением темноты ухудшается видимость дороги и расположенных на ней объектов. Фары автомобиля освещают лишь ограниченный участок дороги, причем объекты появляются в освещенной зоне внезапно, для опознания их требуется больше времени, чем днем. В свете фар искажаются предметы и неровности дороги.Если на дороге выделена специальная полоса для движения маршрутных транспортных средств, то их шоферы, выезжая на эту полосу навстречу транспортному потоку, должны включить ближний свет.

Внимание! В темное время суток, при нахождении на улице, переходе дорог, нахождении на остановках  необходимо иметь на себе одежду со светоотражающими элементами, так же и у детей. Организация таких действий может спасти вашу жизнь или жизнь вашего ребенка. В темное время суток, и тем более во время дождя автомобилист не видит пешехода, даже с близкого расстояний. Будьте внимательны на дороге.

Тормозная система

Главное – вовремя остановиться. Тормозная система обеспечивает безопасные дистанции между ТС. Время простой реакции, например, для остановки на красный сигнал светофора, не должно превышать 0,6 секунды. Изменения на неизвестный сигнал – до 2.

Важно учитывать, что приводы должны срабатывать за секунд:

  • 0,25 – легковые авто;
  • 0,3 – грозовые машины;
  • 0,36 – автобусы.

Риск определяется тем, сколько времени нужно для срабатывания тормозного привода.

Прочее

Также действуют:

  1. Динамика автомобиля.
  2. Устойчивость.
  3. Обустройство рабочего места автомобилиста.
  4. Чистота воздуха.

Конечно, это не все обстоятельства, которые принимаются во внимание.

Дорога

Воздействие дорожных условий на безопасность авто движения нельзя недооценивать. Критерии дороги – безопасное и непрерывное движение, работоспособность при соблюдении тех условий.

Состояние дорожного покрытия

От чего зависит безопасность дорожного движенияНа дорогах с уклонами, которые чередуются с ровными дорогами, с крутыми поворотами, неоднородным покрытием число происшествий возрастает.

Дорожно-транспортных происшествий  увеличивается, если на дорожном покрытии гололед, наблюдается скольжение. Увеличен риск в первые дни смены погодных условий.

Ширина полосы движения и проезжей части

Стоит учитывать параметры дороги. При ширине в три метра безопасно ездить на максимально возможных расстояниях. От 3,5 метров для двух полос – риск снижается. 3,75 м и большой разъезд делается проще, даже без существенного ограничения скорости.

Внимание: на новых дорогах устанавливают покрытие в 0,75 метров для разъезда. Это выглядит как небольшие карманы справа в направлении движения.

Опасные метеорологические условия

Дорожная безопасность в наибольшей степени зависит от наличия и характера осадков, которые определяют дальность видимости, ухудшают сцепные качества шин с дорожным покрытием.

Коэффициент сцепления колес с дорожным покрытием значительно ниже на мокрой или скользкой трассе. Несоответствующие условия создаются в тумане, на участках северных склонов холмов и в зоне близко к предприятиям промышленных выбросов.

Опаснее всего ездить в дождь, снегопад, гололед.

Ближе к зиме начинаются заморозки. Поверхность дороги покрывается тонким-тонким и незаметным для глаз льдом. Скользят пешеходы, тормозной путь автомобилей увеличивается непредсказуемо. Снег, утоптанный ногами пешеходов и укатанный колесами автомобилей, становится таким же скользким и опасным, как лед

Дорога становится особенно опасной во время первого снегопада, когда на проезжей части появляется утрамбованный снег и первый лед. В это время резко увеличивается число наездов на пешеходов, потому что водители и пешеходы еще не успели приспособиться к изменившимся условиям движения.

Наличие снега на проезжей части уже с высотой в 3 – 5 см вызывает необходимость снижения скорости движения автомобилей, а при высоте свыше 25 см движение становится невозможным. Уплотнение снега колесами движущихся автомобилей приводит к созданию снежного наката со скользкой поверхностью

Гололедом называют образование слоя льда на поверхности дорожного покрытия. Гололед образуется в результате выпадения дождя или мороси при положительной температуре воздуха (+3° С) на покрытие с отрицательной температурой. В 95% случаев появление гололеда происходит при температуре воздуха, приближающейся к 0° С, и относительной влажности воздуха от 80 до 100%.

Основные затруднения, возникающие при дожде: повышение скользкости дороги, размякшие обочины, ухудшение видимости.Повышенная скользкость особенно опасна, когда начинается дождь: пыль или нанесенный на асфальте грунт растворяется водой и образуется очень скользкий слой на дороге. Требуется проявлять особую осмотрительность при подъезде к перекресткам с грунтовыми дорогами, а также при необходимости съезда на обочину. В этих случаях движение с минимальной скоростью — главное средство обеспечения безопасности.

В непогоду привычная обстановка на дороге иногда очень резко меняется. Еще вчера было сухо и ясно, а утром видимость почти «нулевая», и водитель может просто не увидеть пешехода на дороге или заметит его слишком поздно. К тому же, если пешеходы пользуются зонтами и надевают капюшоны, то при этом закрывается обзор дороги и легко не заметить автомобиль.

Детальная информация видна на видео:

Другие

На крутых поворотах, уклонах, дорогах с плохим обзором количество дорожно-транспортных происшествий увеличено.

Внимание! Число автоаварий увеличивается до 6 раз, если на трассе более 30 примыканий (съездов) на 1 километр.

Нужно знать

Невозможно просчитать все элементы дороги их воздействия на безопасность авто движения.

Стоит знать, что:

  • Женщины водят аккуратней, но мужчины лучше выходят из нестандартных ситуаций на дороге.
  • Самый опасный период – 1 год после получения прав.
  • Риск гибели снижается в 2 раза на каждые 800 кг массы ТС.
  • При отсутствии правильного режима работы шансы попасть в автоаварию увеличивается.

Что снижает безопасность дорожного движенияКак показывает статистика в России, самая безопасная перевозка осуществляется автобусами. А вот для авто с высокой мощностью риск увеличивается на 20%.

Умелая подача предупредительных сигналов очень важна для того, чтоб выполнить обгон. Для привлечения внимания обгоняемого может применяться вне населенных пунктов звуковой сигнал. Для этой же цели вместо звукового сигнала может подаваться световой сигнал фарами. Необходимость использования этих дополнительных предупредительных мер автомобилист должен определять самостоятельно в зависимости от того, насколько они окажутся эффективными и безопасными в конкретной обстановке. Переключение фар рекомендуется выполнять до тех пор, пока автомобилист не убедится в том, что сигнал его воспринят.

Выводы

Как видим, обстоятельств воздействия на дороге множество. Даже самый опытный шофер не застрахован от дорожно-транспортного происшествия.

Выделить можно следующее:

  1. Обстоятельств внешнего воздействия сотни, все просчитать нельзя.
  2. Бесплатно информация содержится на сайте ГИБДД.
  3. Бывают объективные и субъективные причины.
  4. Реконструкция дороги имеет большое влияние на процесс движения.
  5. Наибольший риск у автомобилистов до 25 и от 65 лет.
  6. Опасно ехать неширокой дорогой, с пересечениями и примыканиями.
  7. Большое влияние имеет прием малых доз алкоголя.
  8. Женщины более аккуратные водители, тогда как мужчины – стрессоустойчивые.
  9. Опасное время – ночь. Риск дорожно-транспортного происшествия при идентичных условиях возрастает до 3,5%.
  10. Самые неблагоприятные погодные условия – туман, гололед, снегопад, дождь.

Скорость движения в темное время суток почти во всех случаях должна быть меньше скорости в дневное время. Ее необходимо устанавливать такой, чтобы остановочный путь автомобиля был меньше расстояния видимости. Если это правило не соблюдается, то наезд на возникшее в зоне видимости препятствие или столкновение с ним предотвратить намного труднее.

Литература о рисках дорожно-транспортных происшествий есть в широком доступе. Учебник, краткий курс с понятиями и определениями, все ответы ПДД можно найти в интернет и скачать их бесплатно. Даже если вы – водитель со стажем, не забывайте о теоретической части.

Водителям всегда надо выбирать умеренную скорость движения, с учетом погодных условий.

При движении в пути внимательно следят за сигналами впередиидущих транспортных средств, сигналами ограждения, дорожными знаками и др., обозначают световыми сигналами места остановок, стоянок ТС, своевременно переключают свет в фарах при разъезде, периодически протирают стекла фар, сигнальных фонарей

Своевременный ремонт покрытия, ликвидация гололедицы в зимнее время, строительство пешеходных дорожек и тротуаров, продуманная расстановка дорожных знаков, разметка – вот тот минимум мероприятий, которые должны систематически проводиться, чтобы улучшать условия движения на дорогах.

Детальная информация видна на видео:

Оцените статью
БДД, диспетчер и контролер
Добавить комментарий

Adblock
detector