Контролировать ситуацию на трассе должны уполномоченные службы. Однако не в их силах обеспечить полную защищенность, большая ответственность ложится на плечи самих шоферов. Для того чтобы дисциплинировать водителей, работодателей и предпринимателей обязали вести учения.
Данные мероприятия бывают нескольких видов, осуществляются сертифици-рованными педагогами.
В данной статье разберемся в том, как выглядит предрейсовый инструктаж води-телей, кто его проводит и какие вопросы необходимо включить в семинар в соответствии с условиями работы.
Наставление для водителей
Оно проводится с работниками, оформленными на соответствующую должность при помощи трудового договора. Организовать выполнение обучения начальники должны во всех фирмах, имеющих в эксплуатации автомобили и штатных водителей. Прослушать общий курс по охране труда обязан каждый шофер, независимо от условий работы и типа автомобильного средства, на котором он трудится, и водительского стажа.
За нарушение обязанностей по организации инструктажей руководителям грозят внушительные финансовые санкции.
Что это
Это ряд мероприятий, на которых подробно разбирают вопросы, связанные с осторожностью на трассе и охраны труда на предприятии. Проведение учений носит обязательный характер. Занятия необходимы для обеспечения защищенности условий работы на маршруте.
В программу включают внутренние нюансы, с которыми водитель может столкнуться при исполнении своих прямых обязанностей. Семинары помогут работнику не стать в тупик при возникновении нештатных ситуаций, не потерять контроль над автомобилем и сократят травматизм.
Виды
Инструктажи делятся на несколько типов.
Каждый из них несет в себе конкретные функции.
- Вводный или первичный. На нем новеньких знакомят с регламентом охраны труда организации, рассказывают о нюансах автотранспортного парка фирмы. Шоферу объясняют порядок и режим работы, предупреждают о пожарной безопасности, о маршрутах,технике, обязательности медосмотра и технического контроля.
- Сезонный. Проводится два раза в год в период межсезонья (сентябре или октябре). Здесь присутствуют все водители. Инструктировать будут о правилах езды в гололед в зимний период и по мокрому асфальту, напомнят о скоростном режиме и соблюдении ПДД во время школьных каникул.
- Специальный. Не носит систематического характера. Его зачитывают дополнительно в случае возникновения нештатных ситуаций. К ним можно отнести новшества законодательства, ДТП, повышенную аварийность на маршруте, погодные катаклизмы. Решение о проведении и дате этих учений принимает ответственный сотрудник предприятия.
- Периодический. Необходим, чтобы «освежить» знания. В зависимости от специфики предприятия, может проводиться раз в два или три месяца. Здесь присутствует весь водительский состав.
- Предрейсовый. Его проводят не для всех водителей. Тем шоферам, осуществляющих перевозку товаров в пределах городской черты, проходить инструктаж в связи с этим необязательно.
Предрейсовое инструктирование нужно работникам, имеющих допуск на дальние расстояния и перевозимым пассажиров. Рассмотрим подробнее вопросы, которые надо включить в этот вид инструктажа.
Предрейсовый
Перед выездом в рейс водителю следует знать следующие моменты, которые действуют:
- Материалы и сведения предстоящего маршрута: километраж, опасные зоны, посты ДПС, особенности дорожного движения.
- Порядок езды при загруженности на дороге.
- Наличие по трассе медицинских учреждений, автозаправочных станций, стоянок отдыха, гостиничных комплексов, станций технического обслуживания.
- Особенности езды во время школьных каникул, соблюдение особой осторожности.
- Порядок поведения при пересечении государственных границ, список необходимой для этого документации.
- Алгоритм действий при нарушении заявленного компанией графика перевозки.
Если автоводитель занимается перевозкой группы людей, важно напомнить ему о следующих пунктах:
- правилах этикета;
- соответствующем обращении с ЛОВЗ и их сопровождающими;
- правилах подъезда к остановкам;
- безопасной посадке и высадке пассажиров.
Его особенности
Провести должны непосредственно перед отправкой в рейс. Экспедитор также проходит инструктаж.
Кто проводит
За проведение инструктажей отвечает назначенный руководством специалист. Перед тем как обучать водителей БДД и охране труда, будущий педагог сам проходит обучение и получает соответствующий сертификат о повышении квалификации в территориальном органе управления госавтодорожного надзора.
Кто должен пройти
К прослушиванию предрейсового инструктажа по охране труда привлекают следующие категории водителей:
- шоферы, имеющие право на перевозку пассажиров и детей (управляющие автобусами, троллейбусами, электричками, маршрутными такси, поездами метро);
- работники, отправляющиеся по заданному новому маршруту первый раз;
- сотрудники, выполняющие работу по перевозке опасных и специфичных грузов.
Общие требования
Каждый семинар регламентируется рядом гражданских бумажек. Рассмотрим политику нормативно-правовых актов детальнее.
Бумаги по инструктажу
Отметим, что приведенные ниже документы служат только примером для грамотного составления инструктажей. Они не несут юридической составляющей.
Законы и приказы
- Один из главных документов – это приказ Минтруда России, выпущенный в 2018 году. Он содержит упоминание об обязательных мероприятиях, нацеленных, например, на сокращение количества травм на рабочем месте. Основное в нем– утвержденный инструктаж по охране труда с шоферами.
- При внедрении инструктирования также руководствуются приказом Минтранса. Он был принят и утвержден в январе 2014 года. Регламентирует надежность транспортировки грузов и перевозки пассажиров. В него включен порядок подготовки компаний к данным видам труда.
- Распоряжение о проведении инструктажей с водительским составом содержит нормы, на которые обращают внимание проверяющие при проверке. В нем заложены типы учений, их примерные темы и пожелания к инструкторам.
Инструкция
Памятка предрейсовых инструктажей – одна из одиннадцати основных, заключенных в Сборник. Электронный образец (2017 и 2019 годов) находится в общем доступе в Сети. Методическое пособие дублирует содержание инструктажа. В нем в сжатой форме отображены все полезные ключевые вопросы, затронутые на семинаре.
Ее разрабатывает докладчик, включая в нее следующие моменты:
- особенности прохождения врачебных осмотров;
- контроль над техсостоянием наземного транспортного средства;
- поведение при общении с правоохранителями;
- прием и оформление документации, пересечение таможенных пунктов.
Докладчик вправе вносить изменения в текст, дополняя его.
Положение
Оно регламентирует проведение всех видов инструктажей. Оно объясняет цели учений, их периодичность и место проведения, профессиональный план организации семинара, который можно использовать. Также в нем прописаны санкции за неисполнение мероприятий.
Журнал
Специальный журнал о прослушивании инструктажей нужен для отчетности. В нем прописывают информацию о каждом работнике– личные данные, марку ТС, госномер автомобиля. После этого водитель обязан расписаться в журнале регистрации. Также отчетная документация хранит персональные контакты инструктора – фамилию с именем и подпись.
Путевой лист
Перед маршрутом каждый водитель должен позаботиться о получении так называемого «путевика». Это документ бухучета, в котором прописаны данные шофера, марка и номер автомобиля.
В листе также отображена информация о проходе технического и врачебного контроля. Водителя без «путевика» в рейс отправлять нельзя.
Правила прохода инструктажа
Он проводится в отдельном помещении. Четкого временного регламента нет, длительность будет зависеть от навыков лектора и количества рассматриваемых вопросов. После учений инструктор и водитель ставят подписи в журнале. За отсутствие «автографов» могут наказать обоих специалистов.
Выводы
С учетом вышеизложенного ясно, что инструктаж перед выходом в рейс обязателен для нескольких категорий водителей. Документ разрабатывает сертифицированный специалист из штата организации. При его составлении сотрудник может опираться на ряд других документов и приказов. Краткое содержание инструктажа заносится в памятку. Последняя в распечатанном виде выдается водителю.
Шофер обязан явиться на лекцию, без этого его не допустят к работе. Если он мероприятия игнорирует, к нему применяются санкции: предупреждение, выговор или штраф. При повторном нарушении водителя могут уволить.
Детальная информация видна на видео: