Отчетная документация – важная составляющая работы и политики организации. Если ее правильно и грамотно организовать, то это поможет избежать проблем при визите органов проверки. Фирмы, имеющие в штате должность шофера, имеют право вести журнал по инструктажам с водительским составом о безопасном вождении и охране труда. Существует несколько видов регистрационных документов – в них фиксируют полные данные по проведенному выступлению.
В материалах этой рубрики читайте особенности записи блокнота о безопасном вождении и охране труда, выясним, кто ответственен за бумажную работу и грозит ли чем-то отсутствие отчетных бланков.
- Особенности инструктажа
- Классификация по видам инструктажа
- Вводный
- Предрейсовый
- Сезонный
- Специальный
- Инструктаж при перевозке детей
- Кто проводит инструктажи и заполняет журнал
- Другие документы по инструктажам
- Типовой приказ
- Сборник инструкций
- Путевой лист
- Правила составления журналов
- Ответственность за нарушения
- Общие требования
- Выводы
Особенности инструктажа
Перед тем как поговорить о видах спецжурналов регистрации инструктажей, остановимся на дополнительных тонкостях проведения при приеме кадров или смене деятельности.
Доклад для группы шоферов транспорта– это обязательное требование, прописанное в ряде нормативных законов и актов Российской Федерации. Полезные инструктажи, например, помогают свести к минимуму аварийность на дорогах страны, обеспечить сохранность сотрудников и надлежащую охрану труда.
За его ведение отвечает сертифицированный специалист, назначенный работодателем фирмы. Они проводятся для всех работников, утвержденных на должность автоводителя в соответствии с трудовым договором.
На них шоферов сразу знакомят со спецификой труда, указами начальства, базовыми правилами и нюансами поведения в экстренных ситуациях на маршруте.
Явиться на семинар обязан каждый, независимо от водительского стажа и вида управляемого автотранспортного средства.
Классификация по видам инструктажа
Для любого семинара нужен свой журнал инструктажа. Это необходимо для прозрачной отчетности и предотвращения путаницы.
Количество специальных ведомостей пропорционально числу утвержденных семинаров. В Приказе об инструктажах по ПДД и труду фигурирует 5 форм учений.
Выходит, автохозяйству нужно позаботиться о приобретении пяти штук.
Какие виды учений должны использовать в фирме? Давайте разбираться детально.
Вводный
Это самый первый инструктаж, который проводят для новых сотрудников. Он зачитывается единожды – после оформления человека на должность шофера. Преподаватель сообщает о надлежащей охране труда, внутреннем распорядке организации, количестве транспортных средств, порядке прохождения врачебного и технического контроля.
После получения ценных указаний информацию вносят в блокнот вводного инструктажа по БДД и труду.
Предрейсовый
Перед отправкой водителей в поездку преподаватель обязан зачитать правила охраны труда и поведения на маршруте.
Он носит обязательный характер для нескольких категорий шоферов. На него приходят те, кто перевозит опасные грузы и пассажиров.
Информацию о предстоящем рейсе следует донести до тех автоводителей, которым назначили новый маршрут. В этом случае автоинструктор обязан инструктировать об особенностях трассы, наличии по пути автозаправочных станций, станций технического обслуживания, гостиничных комплексов и автостоянок для дальнобойщиков.
Результаты доклада также документируют.
Сезонный
Расписание инструктажа – два раза в год ( сентябрь, октябрь, ноябрь и после января). Перечень обязательных вопросов состоит из правил вождения в условиях гололеда, бездорожья, жары. Также шоферам напоминают о важности соблюдения ПДД в период школьных каникул и праздников.
Специальный
Они не носят систематического режима. Проводятся в исключительных случаях: при возникновении природных катаклизмов, угрозе терактов, изменении законодательства. Решение о внеочередном уроке принимает педагог.
Информацию также фиксируют в журнале.
Инструктаж при перевозке детей
Необходим в транспортных фирмах, работающих с детскими образовательными учреждениями, интернатами. Шоферу, который берет ответственность за жизнь и здоровье детей, напоминают в соответствии с Кодексом о нюансах их погрузки и выгрузки в определенном месте, о соблюдении скорости. Также рассказывают о креплении на автомобиль специальных знаков и запрещенных к перевозке с детьми грузов.
Кто проводит инструктажи и заполняет журнал
Их проводит сертифицированный специалист, назначенный руководителем организации. В роли лектора может выступать начальник автоколонны, инженер по безопасности и охране труда.
Перед тем как обучать сотрудников, лектор сам проходит положенные тренинги по охране труда. По их завершении он получает сертификат в территориальном органе службы управления госавтодорожного надзора. Подтверждающий повышение квалификации и обязанностей педагога документ подлежит обновлению в среднем раз в пять лет.
Журнал инструктажей водителей заполняет лектор. За нарушения и неграмотную фиксацию данных специалист может получить выговор.
Другие документы по инструктажам
Стоит отметить, что журнал – не единственный документ, необходимый для оформления инструктажа. В организации должны присутствовать несколько бумаг, регламентирующих и фиксирующих реализацию мероприятия. Рассмотрим их подробнее.
Типовой приказ
Внутренний документ, регламентирующий проведение уроков с шоферами.
В него внесены организационные вопросы:
- регламент проведения семинара;
- цели;
- типы занятий, периодичность их проведения;
- взыскания за неисполнение;
- условия к преподавателю.
Сборник инструкций
Это методическое пособие, в которое включены 11 базовых тем. Примеры 2019 и 2020 годов находятся в свободном доступе.
Составляя план выступления, автоинструктор может ориентироваться на этот документ. Специалист вправе вносить корректировки и адаптировать его для своей компании, учитывая специфику ее труда.
Путевой лист
Это документ первичного бухучета. Выдается всем водителям на месяц, без «путевика» на маршрут выходить запрещено.
В листе фиксируются данные шофера и транспортного средства, проставляются результаты технического и врачебного осмотров.
Правила составления журналов
Журнал и образец записи можно скачать в электронном виде на почту или просмотреть в Сети бесплатно. Они, независимо от вида инструктажа, имеют одинаковую форму.
Выглядит она так:
- точную дату начала семинара (день, месяц, год);
- марка автомобиля, государственный номер;
- контакты шофера;
- базовые сведения о перечне рассмотренных вопросов;
- контакты педагога;
- подписи сторон.
Все страницы надо пронумеровать, журнал необходимо прошить и поставить печать, содержащую подпись наставника (печать ставится на обратной стороне).
Если произошло ДТП с участием сотрудника, информацию заносят в отдельный журнал.
Ответственность за нарушения
За непроведение урока руководство штрафуют. Сумма финансового взыскания доходит до ста тысяч рублей.
Главное помнить, что в качестве основного доказательства соблюдения правовых норм по ним выступают именно регистрационные журналы. Без них доказать проверяющим экспертам наличие семинара по ТБ не выйдет.
Систематически пропускающих инструктажи водителей также ожидают санкции: предупреждение, выговор, штраф. В исключительных случаях – увольнение.
Без прохождения семинаров, а также медосмотра перед выездом выпускать водителя в рейс нельзя.
Общие требования
Рекомендации к проведению инструктажа закреплены в Приказе Минтранса России. Их проводят в отдельном помещении, они носят системный характер. Временной регламент присутствовал в устаревших документах. Сегодня наставник определяет продолжительность информационного инструктажа самостоятельно.
Выводы
Вводный инструктаж для автоводителей по безопасности ДД является обязательным в любой транспортной организации.
Он нужен для обеспечения сохранности на предприятии и на трассе. Учет осуществляется в спецжурналах.
За заполнение отчетной документации ответственен инструктор. Он фиксирует данные о лекции, для всех разновидностей инструктажей заводят отдельные регистрационные журналы.
Журналы имеют одну форму и должны иметь официальную печать. За невыполнение правил проверяющие госорганы могут наложить штраф.
Рабочий в обязательном порядке должен пройти персональные учения. Без этого его не допустят к выходу на линию маршрута.
Детальная информация видна на видео: