Кто и как обеспечивает безопасность дорожного движения на предприятии

БДД

Автомобильные перевозки – неотъемлемая часть нашей жизни. Однако транспорт в неопытных руках является источником повышенной опасности. Сократить нарушения правил дорожного движения, минимизировать вероятность возникновения аварийной ситуации – первостепенная задача государства.

Основной закон, который регулирует отношения в сфере обеспечения безопасности ДД – ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995. Документ непрерывно совершенствуется и дополняется. Последние изменения вносились за 2018-2019 года.

Принципы организации БДД на предприятии

Их несколько. Основные принципы БДД на предприятии изложены в ст.3 ФЗ №196 от 10.12.1995.

К ним относятся:

  • верховенство здоровья населения;
  • приоритет ответственности государства;
  • соблюдение интересов всех участников ДД;
  • комплексный подход к обеспечению безаварийной эксплуатации.

Перечень сотрудников транспортного сектора:

  1. Водитель. Принимает непосредственное участие в ДД.
  2. Механик. Отвечает за исправное состояние транспортных средств (далее ТС).
  3. Диспетчер. Заведует правильностью заполнения документации соответствующего подразделения компании.
  4. Руководитель. Следит за выполнением на предприятии требований ФЗ №196.

Размеры систем обеспечения БДД в организациях зависят от численности водителей, автопарка компании. Другие сотрудники могут не пребывать в штате.

Предприятия, которые используют транспорт для перевозки грузов и пассажиров, должны иметь службу БДД.

Основные мероприятия

БДД на предприятииСлужба БДД или сотрудник данной области, назначенный приказом, осуществляют следующие функции:

  1. Разработка и внедрение мероприятий по безаварийной работе.
  2. Организация и контроль взаимодействия всех подразделений, которые задействованы в транспортной системе компании.
  3. Ведение учета, анализа нарушений ПДД и наступивших ДТП.
  4. Контроль и подготовка ТС перед выходом на линию, а также их исправности в конце рабочего дня.
  5. Проверка квалификации водителей, слежение за прохождением ими медицинского осмотра.
  6. Организация работы по безопасности дорожного движения на предприятии.

Владелец компании обязан организовать учебный класс или кабинет, если в штате числится более 50 водителей.

Работа с персоналом

Встречи инженера, ответственного за БДД, с сотрудниками проводятся на регулярной основе. При разработке нормативов, касающихся БДД на автотранспортных предприятиях (далее АТП), особое внимание уделяется спецподготовке водителей. Занятия проводятся при трудоустройстве, затем ежегодно.

Инструктаж персонала обеспечивается специалистом, ответственным за БДД. Количество занятий зависит от тематики.

Различают несколько видов инструктажа:

  • при приеме на работу – вводный;
  • перед выходом на линию – предрейсовый;
  • дважды в год – сезонный;
  • при необходимости (например, при изменении маршрута) – специальный.

При трудоустройстве сотрудника, а также в случае перерыва в деятельности по управлению ТС более года, проводится его стажировка. Разрешение на работу водителем оформляется после успешного прохождения курса.

Детальная информация видна на видео:

ТО транспорта

Технический осмотр – важнейшая составляющая системы БДД. На всем автотранс-порте проводят периодический ТО.

Цель осмотра – определить исправность автомобиля, а также проверить соответствие параметров установленным нормам. Запрет эксплуатации ТС без техосмотра снижает объем правонарушений на дорогах.

Журналы

Компании должны вести соответствующие отчеты.

На предприятии составляется ряд документов, к которым относятся следующие журналы:

  1. Проведения проверок. Заполняется после ее окончания.
  2. Совершения ДТП. Оформляется по факту происшествия. Заносятся все связанные с этим события данные.
  3. Нарушений ПДД. Его структура аналогична журналу о ДТП.
  4. Путевых листов. Фиксируется выдача этих документов.
  5. Выхода, возврата ТС. Заносятся время выезда, возвращения автомобиля, данные о маршруте, ФИО водителя.
  6. Вводного инструктажа по безопасности дорожного движения на предприятии. Записи производятся, когда водитель впервые выходит на конкретный маршрут.
  7. Инструктажа на рабочем месте. Составляется при приеме гражданина на работу и закреплении за ним автомобиля.
  8. Занятий по безопасности ДД объемом курса 20 часов. Подобные курсы проводятся ежегодно со всеми водителями компании. По их окончании делается отметка в личном деле.
  9. Медосмотров.
  10. Приказов по БДД. Фиксируются все распоряжения, имеющие отношение к безопасности ДД. Количество приказов по БДД зависит от специфики предприятия, численности сотрудников, а также объема автопарка.

Наличие, а также правильность заполнения журналов, контролируются проверяющими комиссиями.

Детальная информация видна на видео:

Приказы

Если на предприятии трудоустроено 50 водителей и более, то оформляется заявление о формировании службы БДД. Также вводится должность инженера по безопасности ДД.

Обязательно руководство компании должно выпустить приказ о порядке проведения расследования ДТП с выпуском соответствующего положения.

Положение

Данный документ устанавливает порядок взаимодействия всех служб в сфере БДД. В него включаются мероприятия: как текущие, так и запланированные.

Положение в своем составе содержит следующие разделы:

  • цели, задачи по БДД;
  • описание структуры информирования в системе безопасности ДД;
  • разработку плана мероприятий в этой области;
  • повышение мастерства и профессионализма персонала в сфере БДД;
  • обеспечение безопасных условий труда персонала.

Инструктаж по технике безопасности

Кто отвечает за бдд на предприятииСоставной частью БДД является проведение ознакомления с рабочим процессом. Водители, не прошедшие соответствующий курс, не допускаются к работе по управлению ТС.

Главная задача преподавателя – донести до слушателей мысль о первостепенности безаварийной эксплуатации вверенного транспортного средства.

Тематический уголок для водителей

Компании с малым количеством водителей могут ограничиться организацией соответствующего места.

Уголок оснащается наглядными плакатами, пособиями, стендами по безопасности движения (образец можно найти и скачать в сети). В свободный доступ выкладыва-ется нормативно-правовая литература, образцы внутренних инструкций по БДД.

Руководство компании устанавливает в уголке компьютер, где при подготовке к аттестации можно изучить актуальные положения законодательства РФ в сфере правил безопасности дорожного движения.

Другие необходимые меры

Составная часть системы БДД – охрана труда (далее ОТ) для водителей.

Специалистами разрабатывается:

  • комплект инструкций по ОТ;
  • система контроля и надзора за работой персонала.

Отдел ОТ и служба безопасности ДД проводят совместные стажировки, инструктажи, аттестации.

Список должностей, кто ответственный за БДД

Есть только одна должность. Инженер по БДД должен иметь высшее образование автотранспортной специализации. Кроме этого, он обязан пройти обучение на курсах по безопасности дорожного движения.

Если у кандидата на эту должность нет диплома (дипломного проекта) об окончании института, организация может направить его на курс дополнительных лекций, продолжительностью 250 часов.

Сотрудник также занимается самоподготовкой бесплатно, используя компьютерные тестовые программы, размещенные на сайтах образовательных организаций. По окончании курсов слушатель сдает экзамены, готовит реферат по профильной теме.

Их права и обязанности

Ответственное лицо за бдд на предприятииРабота ответственного важная, от нее зависят жизни сотрудников, участников ДД.

Обязанности инженера по БДД:

  • оформление разрешения на управление автомобилем;
  • организация тренингов по разбору совершенных аварий с анализом причин;
  • проверка условий отдыха и режима труда водителей;
  • слежение за правильностью оформления документации в части безопасности ДД;
  • разработка и внедрение перспективных планов по БДД.

Функциональные требования к инженеру по БДД описаны в должностной инструк-ции. Факт ознакомления с ней фиксируется подписью сотрудника. Описание полномочий можно найти в трудовом договоре либо контракте.

Как и кем осуществляется контроль

Ространснадзор через территориальные подразделения реализует функции контроля за владельцами транспорта. Его представители проводят плановые и внеплановые проверки юридических лиц и частных предпринимателей. Процедуру проходят все, кто имеет лицензию.

Плановые проверки проводятся раз в 3 года. Информация о них выложена на сайте Прокуратуры России.

Детальная информация видна на видео:

Наказание и штрафы

Размеры и основания взысканий, которые могут назначаться инженеру по безопасности ДД, регламентированы в статьях 12.31, 12.31.1, 12.32, 12.32.1, 12.34 КоАП.

Проверки

Региональные подразделения УГАДН в рамках своих функциональных обязанностей, организуют инспекции, которые бывают следующих видов:

  1. Внеплановые. Проводятся для проверки лицензии или выполнения ранее выданных предписаний.
  2. Плановые. Организуются раз в три года или по истечении срока действия лицензии.
  3. Документарные. Инициируются для проверки полноты и актуальности ведения дел в области безопасности ДД.
  4. Выездные. Проводятся совместно с другими надзорными службами.

Профилактические меры на предприятии

Бедствие лучше предотвратить заранее. Поэтому профилактические мероприятия начинаются с составления и согласования долгосрочного плана, в котором ставятся конкретные задачи с назначением исполнителя и даты отчета. Их равномерное распределение в течение всего срока действия программы способствует качественному решению.

Разработка этого документа возлагается на инженера по БДД. Утвержденная руководителем, программа приобретает официальный статус.

Кто может быть ответственным за БДД на предприятииСотрудники транспортного подразделения, знакомятся с задачами, поставленными в плане, включающем:

  • проведение собраний среди водителей по анализу ДТП за прошедший период;
  • знакомство персонала с изменениями законодательства;
  • организацию внепланового контроль техсостояния ТС;
  • выполнение работ по повышению квалификации водителей;
  • проверку организации труда водителей по части выполнения требований по продолжительности рабочего дня.

Выводы

Безаварийная эксплуатация автотранспорта решает важную государственную задачу по снижению травматизма и аварийности на дорогах. Поверхностное отношение к системе БДД чревато внезапными проверками и наложением штрафных санкций. Также это несет последствия в виде аварий и даже смертей.

Оцените статью
Блог о БДД, диспетчер, контролер
Добавить комментарий