Для снижения аварийности на дорогах страны Правительство РФ обязало компании-перевозчики проводить для коллектива инструктажи по БДД. Мероприятия, направ-ленные на обеспечение стабильной ситуации на дорогах, носят регулярный характер.
Совершенствуя законодательную базу, власти распространили требование о проведении инструктажей по безопасности дорожного движения с водительским составом для всех компаний, в штате которых предусмотрена должность шофера.
Как организовать инструктажи по БДД для водителя? На какие документы можно опираться? Кто должен заняться подготовкой коллектива? Ответы на данные вопросы рассмотрим в статье.
- Что такое инструктаж
- Краткое содержание
- Законодательная база
- О чем нужно информировать водителя
- Периодичность
- Виды инструктажей
- Вводный
- Предрейсовый
- Сезонный
- Специальный
- Инструктаж при перевозке детей
- Кто проводит инструктажи
- Документы по инструктажам
- Типовое положение
- Сборник инструкций
- Журнал
- Путевой лист
- Ответственность за нарушения
- Общие требования
- Выводы
Что такое инструктаж
Это лекция, на которой шоферов знакомят с правилами поведения на дороге и на предприятии. На занятии должны присутствовать все шоферы, независимо от стажа и типа управляемого транспортного средства.
Краткое содержание
В ходе мероприятия сотрудникам рассказывают о пожарной безопасности, скоростных режимах, тонкостях работы на линии. Краткое содержание инструктажа по безопасности движения можно найти в свободном доступе.
В Сети размещены образцы текстов 2017, 2018 и 2019 годов. Стоит отметить, что эти примеры могут немного отличаться друг от друга: детали зависят от специфики организации. Типовые нормы по видам лекций мы рассмотрим ниже.
Законодательная база
Так как инструктаж по безопасности дорожного движения для водителей – мера обязательная, рекомендации к нему оформлены на уровне законодательства.
Ход занятий описывают следующие приказы:
- Приказ Минтруда Российской Федерации, выпущенный в 2018 году. Он содержит упоминание об обязательных мероприятиях, нацеленных на минимизацию увечий на рабочем месте. Основное в документе – утвержденный инструктаж с водителями по безопасности движения.
- Приказ Министерства транспорта. Документ был утвержден и принят в январе 2014 года. Он разъясняет правила безопасной транспортировки грузов и перевозки пассажиров. Также в приказ включены правила подготовки организаций к данным видам деятельности.
О чем нужно информировать водителя
Инструктаж для водителей автомобилей по БДД детально рассматривает вопросы организации грузоперевозок, ответственности шофера, разъясняет нюансы ПДД.
Периодичность
Инструктажи по БДД с водительскими составами носят систематический характер. Время их повтора зависит от типа лекции. Так, первый инструктаж проводится при принятии нового сотрудника на работу. Сезонные лекции зачитываются два раза в год, предсменные инструкции дают перед каждым выходом в рейс.
Виды инструктажей
Существует пять типов лекций. Каждый из них включает в себя определенный перечень необходимых к рассмотрению вопросов. Далее мы разграничим содержание занятий по пунктам.
Вводный
Это самый первый инструктаж, который должен проводиться с новеньким сотрудником. Лектор разъясняет особенности работы компании, знакомит человека с автопарком, численностью транспортных средств. Здесь также говорят о правилах прохождения врачебных осмотров, важности контроля над вверенной машиной, необходимости проверки у штатного механика.
Предрейсовый
Эти лекции показаны не всем водителям. Перед каждой сменой или рейсом к лектору являются только те сотрудники, которые имеют дело с транспортировкой потенциально опасных грузов и перевозкой людей. Инструктаж также зачитывают водителю, заступающему на новый маршрут.
Вопросы, которые следует рассмотреть, выглядят так:
- Особенности маршрута (для дальних рейсов). Наличие в пути автозаправочных станций, гостиничных комплексов, станций технического обслуживания, постов ДПС.
- Правила прохождения государственных границ и таможенных пунктов, необходимая для этого документация.
- Наличие в дороге опасных участков, сведения о количестве ДТП на обозначенном участке.
- Правила заполнения бланков, поведение при общении с правоохранительными органами.
- Регламент действий при выбивании из намеченного графика.
Водителям школьных автобусов, маршрутных такси, троллейбусов говорят о правилах общения с пассажирами, безопасных остановках. Следует уделить внимание вопросам перевозки людей с ОВЗ и их сопровождающих.
Сезонный
Проводится в осенне-зимний и весенне-летний периоды. Точные даты лекций обозначает и утверждает ответственный за их проведение специалист. На занятии рассматривают правила автомобильного движения при гололеде, по мокрой трассе, в условиях жаркой погоды.
Специальный
Его периодичность не регламентирована.
Лекции проводят в экстренных ситуациях:
- предупреждение МЧС о лесных пожарах, наводнениях, природных катаклизмах;
- возникновение угрозы терактов;
- повышенная аварийность на маршруте;
- изменения и дополнения в законодательстве страны, влияющие на деятельность компании.
Еще один вид лекций – периодический – проводится раз в два-три месяца. Основанием служит повторение пройденного материала.
Инструктаж при перевозке детей
Семинары проводят для шоферов, задействованных в работе со школьниками, воспитанниками детских садов и интернатов.
Водителю напоминают о соблюдении положенной скорости, правилах погрузки и выгрузки ребят, обязательности на ТС спецзнаков. Также важно сообщить о том, какие предметы в салоне с детьми перевозить запрещено.
Кто проводит инструктажи
За организацию мероприятий несет ответственность руководство предприятия. Читать лекции коллективу вправе сотрудник, прошедший обучение и получивший соответствующий сертификат в территориальном органе управления госавтодорож-ного надзора (документ нужно обновлять каждые пять лет).
Выступать в роли лектора может главный по колонне, специалист, отвечающий в компании за безопасность.
Документы по инструктажам
Приказы, рассмотренные нами ранее, не единственная документация, регламен-тирующая инструктажи. Есть несколько документов, на которые можно опираться при написании инструктажей.
Типовое положение
Это документ, который не несет юридической силы. В Положении заключены организационные вопросы, порядок проведения мероприятий. Положение поясняет цели лекций, обозначает их регулярность, место проведения. В документе также есть информация о взысканиях (на случай неисполнения требований).
Сборник инструкций
Это свод правил, которых шофер должен придерживаться. Сборник состоит из 11 типовых инструкций, которые можно применить во всех компаниях. При необхо-димости ответственный специалист их корректирует. Готовый образец утверждается приказом начальства. Каждую инструкцию рекомендовано распечатать и раздать сотрудникам в качестве методического пособия.
Журнал
Проверяющие госорганы должны удостовериться в том, что занятия с водителями действительно проходят. Основной документ, который предоставляют во время проверки – это регистрационный журнал. Отчетная ведомость заводится для каждого типа инструктажа.
Она поделена на графы, в которых содержатся данные о шофере, его транспортном средстве (госномер, марка), дата прослушивания лекции, а также подписи сотрудника и лектора.
Путевой лист
Перед выходом на маршрут шоферам выдают «путевик» – документ, который водитель будет предъявлять в случае остановки инспектором. Бумага действительна в течение месяца.
В ней фиксируют данные сотрудника, автомобиля, ставят метки о врачебном и техническом осмотре.
Ответственность за нарушения
За неисполнение требований предусмотрены санкции. Если сотрудник, официально оформ-ленный на должность водителя, не посещает лекций, ему делают предупреждение.
При повторном нарушении работник получает выговор или штраф, в отдельных случаях шофера увольняют.
Если руководство игнорирует проведение занятий, то компанию могут оштрафовать. Размер финансового взыскания доходит до ста тысяч рублей.
Общие требования
Инструктажи должны проводиться в отдельном помещении. Точное время опреде-ляет лектор. Четкого временного регламента нет, длительность зависит от списка рассматриваемых вопросов.
Выводы
Проводить занятия с водителями – обязанность любой компании. Лекции делят на несколько видов, каждый из них содержит определенный спектр вопросов. Периодичность для инструктажа устанавливается собственная.
За составление и проведение семинаров отвечает обученный сотрудник компании. Он может опираться на типовые документы. За непрохождение и непроведение занятий законодательство предусматривает наказания. В случае злостного уклонения от требований деятельность организации может быть приостановлена.
Детальная информация видна на видео: